ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

«СРАВНИТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЫБАМИ. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ РЫБКОЙ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «СРАВНИТЕЛЬНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЫБАМИ. ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ РЫБКОЙ»

Цель: Знакомство с новой аквариумной рыбкой (золотая рыбка).

Закрепление знаний о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников.

Задачи:

образовательная: учить выделять признаки различия и сходства между рыбками;

подвести детей, путем сравнения, к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения;

закрепить знания детей об аквариуме и создаваемых в нем условиях для жизни рыб.

воспитательная: продолжать воспитывать интерес к аквариумным рыбкам и желание заботиться о них.

развивающая: развивать память, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: фотографии экзотических (аквариумных) рыб и других обитателей морей. Аквариум. Фильтр для воды. Соломинки и стаканчики с водой (по количеству детей). Коробка с песком, таз с водой, салфетки. Коврики – «Аквариум» и «Море», разработанные по проекту Монтессори. Письмо золотой рыбки, письмо золотой рыбке. Лист – анкета для книги «Друзья – животные», книга «Друзья – животные». Мяч. Музыкальный центр, диск с музыкальными произведениями для релаксации, физминутки, пальчиковой и дыхательной гимнастики.

Ход занятия.

1 часть (вводная).

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо из далеких тропических морей. А вот от кого оно не написано. Чтобы понять это мы должны отгадать загадку.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток (Рыба).

Кто это?

2 часть (объяснение).

Интересно, какая рыбка прислала нам письмо?

Давайте же прочтем его.

«Здравствуйте ребята.

Пишет вам золотая рыбка. Я очень хочу с вами познакомиться и побывать у вас в гостях. Я слышала, что у вас есть стеклянный ящичек, в котором живут рыбки и в нем также хорошо как в море. А знаете ли вы, что нам рыбкам для дыхания нужен кислород? Есть ли он в вашем ящичке? А еще мне интересно, как рыбки в ящичке питаются? Может у вас и не так уж хорошо как говорят? Расскажите мне, пожалуйста, об этом. Да, вот еще, скажите, какие рыбки живут в вашем ящичке, похожа ли я на них или нет? Ведь, если я не такая как все, то надо мной будут смеяться. А  мне бы этого очень не хотелось. И еще мне хотелось бы узнать, не живут ли у вас огромные хищные рыбы, от которых в море приходиться постоянно прятаться? Я их очень боюсь.

Извините, что много задаю вопросов, но я очень любопытная, и хочу обо всем знать. Так что напишите, смогу ли я приехать к вам в гости или нет?

Кстати, чуть не забыла. Высылаю вам свою фотографию, чтобы вы смогли сравнить меня с рыбами, живущими у вас.

До свидания, Буду очень ждать вашего письма и надеюсь на скорую встречу».

Воспитатель. Ребята, от кого мы получили письмо?

Дети. От золотой рыбки.

Воспитатель. Рыбка хочет приехать в гости и познакомиться с нами.

А вы этого хотите?

А как вы думаете, сможем ли мы ее принять?

А вот чтобы понять это, мы должны ответить на вопросы, которая задала нам рыбка.

Ну, что попробуем?

О каком стеклянном ящичке говорит нам рыбка?

Дети. Об аквариуме.

Воспитатель. Что же такое аквариум?

Аквариум – это модель водоема, где создаются условия рек, ручьев, озер и морей любого уголка земного шара.

Золотая рыбка переживает, достаточно ли кислорода в аквариуме, хватит ли его на всех рыбок.

Откуда берется кислород в воде?

Дети. В аквариуме сажают растения, которые насыщают воду кислородом – водоросли. А еще ставят специальное устройство, которое очищает воду и обогащает ее кислородом.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель. Давайте покажем, как работает устройство для подачи воздуха.

Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте.

Что вы видите?

Дети. Пузырьки.

Воспитатель. Откуда взялись пузырьки?

Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

По этому принципу работает устройство подачи кислорода в аквариуме.

Значит, за кислород рыбка может не переживать, его хватит на всех.

Ребята, а мне интересно, как рыбка дышит? С помощью чего?

Дети. Жабрами.

Воспитатель. Рыбка заглатывает ртом поток воды, в которой находится воздух. Она вдыхает кислород жабрами, а вода выходит с двух сторон, ее пропускают жабры.

На один вопрос мы ответили.

А о чем еще спрашивала нас рыбка?

Как аквариумные рыбки питаются?

Дети. Мы кормим рыбок.

Воспитатель.  Все знают, что рыбки любят сухой корм. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит как порошок.

А чтобы рыбки были всегда сыты, мы должны кормить их каждый день.

Мы с вами об этом помним, поэтому, думаю, золотой рыбке за корм не стоит переживать.

Пальчиковая гимнастика с песком

Давайте представим. Что песок это корм. Покажите, как вы будите кормить рыбок? Как надо растирать корм? (дети берут пальчиками песок. Который находится в коробке, и растирая, сыплют его, имитируя кормление рыбок.)

В нашем аквариуме созданы отличные условия для жизни экзотических рыбок.

Пальчиковая гимнастика на песке или в воде

Давайте, покажем, как хорошо живется рыбкам у нас в аквариуме. (Дети руками имитируют движение рыбок)

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Воспитатель. Какие рыбки живут в нашем аквариуме?

Дети. Вуалехвост, гуппи, меченосец, скалярия, сомик.

Релаксация с речевым сопровождением «Рыбки»

Давайте и мы с вами немного побудем рыбками.

В голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая.

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки вниз пошли,

Рыбки, рыбки все легли,

Глазки все закрыли,

Плавнички расслаблены,

Все мы успокаиваемся,

Тихо расслабляемся.

3 часть (Беседа)

Воспитатель демонстрирует фотографии, на которых изображены различные рыбки.

Воспитатель. Ребята, а рыбки, живущие в нашем аквариуме, похожи на золотую рыбку или нет?

 Дети. Нет, они не похожи на золотую рыбку.

Воспитатель. Чем рыбки отличаются друг от друга?

Дети. Рыбы отличаются формой и величиной тела, окраской чешуи, формой плавников.

Воспитатель. Какой формы тело у гуппи? Карася? Золотой рыбки?

Дети. У гуппи тело продолговатое, у карася овальное, у золотой рыбки округлое.

Воспитатель. Рыбки одинаковые по величине? Какая больше? Меньше?

Дети Рыбки разные по величине. Гуппи маленькие, вуалехвост больше.

Воспитатель. Какие плавники у вуалехвоста? У меченосца?

Дети. Плавники у вуалехвоста свисающие, прозрачные, а у меченосца хвостовой плавник напоминает меч.

Воспитатель. Какая окраска у золотой рыбки? У меченосца?

Дети. Золотая рыбка золотистая, красноватая, а у меченосца черная.

Воспитатель. Чем покрыто тело у рыб?

Дети. Тело рыб покрыто чешуей

Воспитатель. Какой формы тело у рыб?

Дети. Тело у рыб обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сжато сзади. Такая форма тела помогает рыбкам хорошо плавать.

Воспитатель. Что еще помогает рыбкам хорошо плавать ?

Дети. Плавники.

Воспитатель. Где находятся плавники?

Дети. У рыб на спине, на брюшке, на грудке и на конце тела есть плавники.

Воспитатель. Чем рыбы дышат? С помощью чего?

Дети. У рыб есть жабры, которыми они дышат.

Воспитатель. Что находится на голове у рыб?

Дети. Глаза.

Воспитатель. Сколько глаз у рыбы? Как они расположены?

Дети. У рыб два глаза, расположены с левой и с правой стороны.

Воспитатель. Где живут все рыбы?

Дети. В воде?

Воспитатель. Чем все рыбки похожи друг на друга?

Дети. Формой тела, тело покрыто чешуей, у всех рыб есть плавники, жабры, все рыбы дышат жабрами и живут в воде.

Воспитатель. Примут наши рыбки к себе золотую рыбку? Не будут над ней смеяться? Почему?

Дети. Потому, что она такая же как они.

Физминутка «К речке быстрой»

Воспитатель. Рыбки отличные пловцы. А вы умеете плавать? Давайте немного поплаваем в реке.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

Но не отправимся домой.

Воспитатель. Все рыбки, живущие в нашем аквариуме, завезены из морей.

А каких еще вы знаете рыб, животных обитающих в морях? (Показ фотографий, на которых изображены различные рыбы, живущие в морях.)

Дети. Окунь, меч – рыба, треска, налим, кефаль, летучая рыба.

Воспитатель  Чем они отличаются от наших аквариумных друзей?

Дети. Величиной.

Воспитатель. Они очень большие и поэтому мы не можем взять их в наш аквариум. Да и маленьким рыбкам пришлось бы не сладко с такими соседями.

Дидактическая игра «Посели животное»

Воспитатель. У меня есть рыбки, которых нужно расселить по домам. Одних надо пустить в аквариум, а других выпустить в море. Помогите мне с этим разобраться. Нужно выпустить рыбку и сказать, как ее зовут. (Дети работают с ковриками Монтессори. Аквариумных рыбок селят на коврик в виде аквариума, а морских на «морском» коврике

Воспитатель. Осталась одна золотая рыбка. Возьмем ее к нам в аквариум?

Поселите ее в аквариум. (Дети селят рыбку на коврике в виде аквариума.).

4 часть (Закрепление)

Воспитатель. Давайте напишем рыбке письмо и пригласим ее в гости. Нам понадобится конверт и марка.

На конверте надо написать адрес.

Где живет золотая рыбка?

Дети. В тропическом море.

Воспитатель. Наклеим карточку на конверт, на которой изображено море. (Дети наклеивают карточку.)

Воспитатель. Кому адресуем письмо?

Дети. Золой рыбке.

Воспитатель. Наклеим карточку, на которой изображена рыбка. (Дети крепят карточку к конверту.)

Воспитатель. Что же мы напишем в письме?

 Сначала мы должны поприветствовать рыбку.

Что бы вы хотели сказать или спросить у рыбки? (Воспитатель обсуждает с детьми, о чем можно написать рыбке.)

Теперь пригласим рыбку в гости.

 (Воспитатель может составить письмо заранее, или написать после занятия и отправить по почте. Для этого в группе оборудуется специальный почтовый ящик.)

Письмо

«Здравствуй золотая рыбка.

Нам очень интересно, на самом ли деле, ты можешь исполнять желания? Есть ли у тебя друзья или враги? Как их зову? Ящик, о которым ты спрашивала называется аквариум, в нем есть специальный прибор, который очищает воду и обогащает ее кислородом. Рыбки у нас не голодают, так как мы кормим их каждый день. В нашем аквариуме живут рыбки похожие на тебя, а больших рыб у нас нет. Поэтому тебе нечего бояться. У нас есть все условия, чтобы пригласить тебя к нам в гости. Мы тебя очень ждем. До свидани».

Воспитатель. Отправляем письмо и будем ждать рыбку в гости.

Книга «Наши друзья – животные» (работа с карточками)

Сегодня мы с вами начинаем писать книгу. Каждая страничка этой книги будет рассказывать о животных, с которыми мы встретимся, с которыми мы подружимся. Книгу так и назовем «Наши друзья – животные».

Первая страничка книги будет посвящена золотой рыбке.

На первой строчке мы должны приклеить карточку того, о ком мы заполняем страничку. (Золотая рыбка)

Далее адрес. Где рыбка живет? (Тропическое море)

Особые приметы: чем покрыто тело, какой оно формы, какой окраски, какие  плавники. (дети приклеивают карточки, на которых изображено: чешуя, округлая форма тела, оранжевый квадратик, раздвоенный хвост.)

А теперь, чем рыбка питается? (Рачками.)

Кто у нее враги? (Хищные рыбы.)

(Дети находят карточки подходящие к каждой строке, и приклеивают их.)

Когда мы узнаем еще что-нибудь о рыбке, то допишем на этой же странице.

Используемая литература

      Рыжова Н.А. Напиши письмо сове: книга для детского сада и начальной школы: экологический проект – М.: Карапуз – Дидактика, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Удивительные свойства воды"

На занятии дети знакомятся со свойствами воды , разгадывают кроссворд, участвуют в интересной и увлекательной игре-эксперементе....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....