Проектная деятельность " ЖУК-САНИТАР"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корабельникова Наталия Александровна
Цель и направление деятельности: - Развивать представление о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни. - Побуждать детей к исследовательской деятельности. -Знакомить детей с жизнью насекомых и значение их в экосистеме. -Формирование представления у детей о насекомых в экосистеме и значение природоохранной деятельности. -Развивать творческое воображение детей путём изображения насекомых в своих творческих работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_0_osn.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования города Москвы

                     Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

                                                                    "Гимназия № 1512"

                 Проектная деятельность в детском саду

педагогический проект:

                                     «Жук-санитар»

                                  Участники проекта:

Дети старшей группы №2,

                                      педагог группы

ДО 1287

Длительность:  краткосрочный.

( сентябрь-октябрь 2015г.)

Подготовила воспитатель:

Корабельникова Наталия Александровна

 

2015год

Жук на жёлтый абажур

Сел, жужжа: "Бонжур, бонжур!

Всем привет! Ну как живёт

Насекомый наш народ?

Вижу тут в окошке свет.

Вот, решил к вам на обед".

А в ответ обжора-муха

Почесала лапкой брюхо

И сказала в укоризне,

Близко чуя колбасу:

"Ты, дружок, отстал от жизни -

Уже ужин на носу!"

(Александр Бывшев)

Классификация проекта:

По срокам реализации - краткосрочный.

По тематике –  исследовательско - творческий.

По составу участников – групповой.

Участники проекта: дети  и воспитатель старшей группы №2 .

Цель и направление деятельности:

- Развивать представление о многообразии насекомых, их приспособленности к условиям жизни. 

- Побуждать детей к исследовательской деятельности.

-Знакомить детей с жизнью насекомых и значение их в экосистеме.

-Формирование представления у детей о насекомых в экосистеме и значение природоохранной деятельности.

-Развивать творческое воображение детей путём изображения насекомых в своих творческих работах.

Задачи:

- Расширять представления детей о насекомых.

- Рассказать какую  пользу приносят  насекомые  окружающему их миру.

- Воспитать у детей бережное отношение к природе.

Актуальность проблемы: 

На  прогулке  дети нашли жука с черно- желтой окраской, предположив, что это шмель. Рассмотрев его, понаблюдав за его перемещением по территории  нашего участка дети согласились со мной, что между жуком и шмелем есть только два сходства: они  насекомыми  и у них одинаковая расцветка (черно-желтая).  В беседе детьми выяснилось, что знания о  насекомых, о их значении  в природе скудное. Таким образом возникла проблема: Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят? Как называется наш гость –черно-желтый жук?

Кроме того с вступление ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игрой, становиться наиболее актуальной формой организации деятельности

детей, в которой дошкольники проявляют себя как пытливые исследователи окружающего мира . Именно в этой деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире, открыть и усвоить новое, творчески развиваться.

Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни .

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня экологической культуры воспитанников ;

- формирование разных видов отношения детей к насекомым. (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного) ;

- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — насекомым;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

- успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;

- совершенствование экологической среды ДОУ;

- пополнение методической базы воспитателя по экологическому воспитанию;

- оптимизация использования технических средств обучения;

                           

                         

                              План осуществления проекта

п/п

Образовательная

Область

Мероприятия

1

«Физическая

Культура»

Разучивание и проведение пальчиковых гимнастик, физкультминуток  на тему: «Насекомые»

Подвижные игры.

(здоровьесберегающие технологии)

2

«Здоровье»

Беседы о пользе насекомых, для здоровья человека.

 

3

«Безопасность»

Беседа по технике безопасности при общении с насекомыми.

4

«Познание»

Беседа на темы: « Жук могильщик - санитар животного мира»

Рассматривание фотографий ЖУКА

                               (ИКТ технологии)

Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии

по теме.

5

«Чтение художественной литературы»

Загадки, скороговорки, стихотворения про жука.

6

«Художественное творчество»

Аппликация «Жужужук».

Занятие «Наш знакомый жук» (рисование карандашами)

Коллективная работа по теме.

« На полянке»

7

«Музыка»

Разучивание и прослушивание песен:

«Добрый жук»

Продукт проектной деятельности: изготовление альбома с фотографиями по реализации проекта,  коллективная работа «На полянке», поделки из природного материала, выставка рисунков, презентация.

                                                         Стихотворения

 

 Летом, в жаркий день на луг,
Прилетел огромный жук.
Сел на травке посидел,
Зажужжал и улетел.

Сколько лапок у жука?
Насчитал я шесть пока,
Глаз и усиков по паре,
Рот с огромными зубцами,
А ещё на спинке
Есть крылья и «надкрылки».

Жук жужжит весь день подряд,         
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
« От тебя жужжит весь дом!»
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!

Встретил как-то жук в лесу        
Острохвостую лису:
«Кто такая? Как зовут?
И что делаешь ты тут?
Полетишь со мной гулять?
Будем целый день жужжать?»
А лиса ему в ответ:
«Жаль, но у меня обед!
И жужжать я не умею,
Так что, очень сожалею!»
Жук на лиску посмотрел
Зажужжал и улетел.
Будет дальше он искать,
С кем еще бы по жужжать!

        

                                                                  Загадки

Летит — жужжит,
Сядет — молчит.


Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» всё твержу,
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.


Летит пуля, жужжит,
Я вбок, она за мной,
Я в другой, она за мной,
Я хватать! А что это такое?
 

Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый…

 


У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ...(
Жук)

 

           

                              Беседа в рамках краткосрочного проекта

                                             «ЖУК-САНИТАР»

                                   

                                          Польза от насекомых

Насекомые очень плодовиты. Естественно, что и влияние их на природу огромно. Поговорим сейчас об их пользе.

Наиважнейшая функция насекомых — это опыление цветковых растений. Цветковые растения — это основной источник и пищи и влаги для большинства насекомых. И в то же время большинство цветковых растений (именно — обладающих перекрёстным опылением) зависит от насекомых-опылителей.

Все яркие, издалека заметные цветы — это "объявления", которыми растения привлекают насекомых. Привлекает также насекомых и их аромат.

В каждом венчике цветка есть в середине пестик, а вокруг него — тычинки, концы которых (пыльники) набиты пыльцой. Чтобы растение с перекрёстным опылением дало свои плоды, его нужно опылить: сделать так, чтобы пыльца одного цветка попала на рыльце (верхнюю часть пестика) другого. И именно посещающие цветы насекомые обеспечивают такое опыление.

Насекомые посещают цветки для сбора пыльцы (некоторые жуки, многие перепончатокрылые) или ради сладкого нектара (мухи, бабочки, многие перепончатокрылые).

Иногда насекомые используют венчики цветков как убежище или забираются в соцветия для пристраивания там своего потомства. И все типы посещения цветков насекомыми используются растениями для обеспечения опыления.

Многие растения размножаются только благодаря опылению насекомыми. А мы — получаем урожаи!

* * *

Медоносная пчела, тутовый и дубовый шелкопряды, лаковые червецы и кошениль — примеры полуодомашненных насекомых, разводимых человеком ради доставляемых ими продуктов.

Вспомним сколько пользы человеку приносят пчёлы! Мёд, прополис, воск... Гусеницы тутового шелкопряда выделяют при постройке кокона шёлк, из которого прядут нежные шёлковые ткани.

Другой шелкопряд — китайский дубовый — тоже даёт нить — ещё более прочную. Очень ценный продукт — шеллак — дают обитающие на ряде древесных пород юго-востока Азии лаковые червецы. Воскоподобные вещества, выделяемые ими, обладают исключительными электроизоляционными свойствами и находят широкое применение в радиотехнике.

Другие червецы подобным же образом дают краску.

Многие насекомые — важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза.

Например, был такой интересный случай в истории сельского хозяйства Австралии. Некоторые пастбища стали погибать из-за того, что на поверхности почвы скопились неразлагающиеся и затрудняющие рост травы кучи коровьего навоза. Оказалось, что там не было жуков-навозников. Завезли навозников — и это быстро привело к разложению скоплений навоза и к большому повышению урожайности начавших приходить в запустение пастбищ.

А кроме всего перечисленного — будем также помнить об эстетической роли бабочек, стрекоз и других насекомых, украшающих нашу природу!

Конспект ОД в области «художественное творчество» (рисование) в рамках краткосрочного проекта

                                    «ЖУК-САНИТАР»

Тема: « Наш знакомый жук»

Цели:

1. Продолжать учить детей рисовать насекомых – жуков;

2. Учить придавать выразительность образу, прорисовывая мелкие детали;

3. Развивать творчество детей в выборе  образа жука;

4. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Словарная работа: 

активизация словаря: насекомые, защитная окраска;

обогащение словаря: жук-санитар, санитары животного мира.

Предварительная работа: Беседа на темы: « Жук могильщик - санитар животного мира»; Рассматривание фотографий ЖУКА   (ИКТ технологии)

Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии

по теме.

Оборудование: карандаши, салфетки,  схемы вариантов различного положения  жука, иллюстрации и фото жуков, бумага для рисования в виде листьев.

Ход занятия:

Организационный момент: заходит воспитатель с большой, яркой коробкой: «Посмотрите, что я принесла»! (наборы пластиковых насекомых, книги с иллюстрациями насекомых и их фотографии) Рассматриваем вместе с детьми содержимое коробки. Вспоминаем о «нашем жуке», которого недавно нашли во время прогулки.

-Я вижу у вас в группе красивую зелёную лужайку, только она пустая. Давайте всех этих насекомых поселим на ней.

А теперь давайте подойдем к телевизору.

-Посмотрите, дети, на экран.

Рассматриваем иллюстрации и фото жука

- Какой красивый  у него окрас! Высказывания детей .

- Ребята, давайте подумаем, как будем рисовать жука, какую геометрическую форму напоминает нам тельце жука, как будем рисовать лапки и усы? (Ответы детей)

Физкультминутка.

Утром жук наш проснулся,

Потянулся, улыбнулся.

Раз – росой он умылся,

Два –  покружился,

Три – нагнулся и присел,

На четыре – улетел.

(Выполняем движения по тексту)

Воспитатель: - Ну вот, немного передохнули, а теперь за работу

 Дети рисуют каждый «своего» жука

Итог.

- А теперь побеседуем, расскажите о своём жуке…

- Молодцы, полюбуемся на своё творчество, похвалим друг друга.

Конспект ОД в области «художественное творчество» (аппликация) в рамках краткосрочного поекта

                                    «ЖУК-САНИТАР»

Тема: «ЖУЖУЖУК»

Цели:

1. Продолжать учить вырезать овал из прямоугольной заготовки.

2. Закреплять навыки работы с ножницами .

3. Развивать в детях аккуратность, усидчивость, терпение.

4. Обучать нетрадиционным приемам аппликации.

Материалы для занятия: цветная  бумага, черный картон, клей, ножницы, карандаши.

Предварительная работа:

Беседа на темы: « Жук могильщик - санитар животного мира»;

Рассматривание фотографий ЖУКА   (ИКТ технологии)

Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии

по теме.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним правила безопасности при работе с ножницами.(ответы детей)

Воспитатель: Давайте вспомним, как мы будем вырезать овал из прямоугольника? ( ответы детей) Как вырежем усы, лапки жука? В каой последовательности будем наклеивать части жука, что получилась красивая завершенная работа? (ответы детей)

Дети  приступают к вырезыванию, воспитатель оказывает помощь в индивидуальном порядке.

Воспитатель: Молодцы! Давайте, перед тем, как приступить к наклеиванию сделаем зарядку!

Физминутка «Жужужук»:

Мы жужужужужужуки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками,

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу) .

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы (наклоны!

И кушать мы давно хотим (гладим животик…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места!)

Воспитатель: ребята, прступем к сбору нашего жука, приклеиваем составные части на картон.

Воспитатель показывает детям, как можно «закрутить» полоски цветной бумаги с помощью карандаша, и предлагает украсить аппликации «травой».

Итоги занятия.

Воспитатель: Какие красивые и яркие у нас получились картинки с жуками! Что вам особенно понравилось, запомнилось на сегодняшнем занятии? (Ответы детей) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Презентация к методической разработке совместной деятельности "Муравьи-санитары леса"

Приложение к методической разработке совместной деятельности "Муравьи-санитары леса"...