Конспект организованной образовательной деятельности на тему: "Воздух и вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Марченко Лариса Владимировна

Развивать познавательную активностьв процессеэксперементирования ; расширять знания о воздухе,активизировать речьи обогощать словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh_i_voda.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект организованной образовательной деятельности на тему:

«Воздух и вода».

                                                                            Составила и провела:

                                                               Воспитатель: Марченко Л.В.

Москва 2015

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.


Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая.

Посмотрите, у нас еще гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком. Скороговорки скажем:


«Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали»

«Три сороки, три трещотки
Потеряли по три щетки.
Три сегодня, три вчера
Три еще позавчера»

А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить (упражнение с пальчиками).

Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые.

Воспитатель: Итак, занятие начнем с загадки.

- Шар земной внесли в автобус, оказался это… (глобус)

- Что изображает глобус? (планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, …)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

- Солнце – это планета? (звезда)

Воспитатель: Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
И заглядываешь в оконца
И зовут тебя все…» (Солнце)

Воспитатель: В какое время суток она нам светит? (днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем.

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море…)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе. Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (мячик)

Воспитатель: Кто скажет про него загадку?

«Кинешь в речку не тонет
О стенку не стонет
Будем оземь кидать
Будет кверху летать»

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра

«У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»

(упражнение на дыхание)

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим как шарик красиво отлетает вверх.

- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

Физминутка.

«Мы мыльные пузырики»

- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

Опыт 1:

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря) А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде) - Давайте проверим.

Опыт 2:

- Что это? (стакан). Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух. - Мыльный пузырик принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой) - Ребятки, что мы увидели? (пузырьки) - И еще что? (он утонул) - А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)\ - А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше. - А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода) - Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды? - Ребятки, вода это что? (жидкость) - Что можно делать с водой? (наливать, переливать) - А во что может превратиться вода? (в лед, в пар) - А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы) - А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару) - А может ли вода изменить свой цвет? (может если в нее положить краску) - Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (дети размешивают краску в воде) - Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску) - На какой сок похож? (лимонный) - А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный) - Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная) - А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая) - А если соль? (соленая) - Лимон? (кислая) - Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.

Итог:

- Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?

Дыхательная гимнастика.

№ 1«Куры»

Укрепление мышечного корсета, позвоночника, формирование дыхательного акта, правильной осанки, развитие внимания, выдержки.

Ребенок стоит, наклонившись, свободно свесив руки-крылья» и опустив голову.

Произносит «так-так-так», одновременно похлопывая себя по коленям, выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи -вдох через нос. Повторяет 3-5 раз.

№ 2 «Бульканье»

Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

Стакан, наполненный на треть водой, и соломинка стоят на столе перед ребенком.

-        Глубоко вдохнуть через нос и сделать глубокий выдох
в трубочку, чтобы получилось за один выдох долгое бульканье.
Выполнять лучше по команде «вдох», а затем булькать.

№ 3 «Хомячки»

Тренировка носового дыхания, смыкание губ, координация движений.

Хомячки носят запасы за щечками. Предложить перенести из болота, от стула к стулу, шагая по листочкам бумаги, все фанты, перенося по одному с одного стула на другой.

Ребенок берет в руки овощ, надувает щечки, смыкает губы и идет по «кочке», перенося с одного стула на другой, оставляет овощ на стуле и хлопает себя по щекам, возвращается за другим обратно.

№ 4 «Самолет»

Формирование правильного дыхания, развитие координации движения, укрепление мышц.

Самолетик-самолет отправляется в полет. (Вдох - ребенок разводит руки в стороны, ладони вверх.)

Жу-жу-жу-жу (делает повороты вправо и выдох).

Постою и отдохну (встает вправо, опустив руки, пауза).

Я налево полечу (поднимает голову - вдох).

Жу-жу-жу (делать повороты влево и выдох «ж-ж-ж»).

Постою и отдохну. (Встать прямо и опустить руки - пауза.)

               № 5 «Ветер»

Тренировка навыка правильного носового дыхания. Укрепление мышц лица.

Собрались ветры с разных концов света и устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех (дуют на подвешенные шарики, вертушки). Воздух вдыхается через нос и резко через рот выдыхается. Побеждает тот, у кого шарик отлетит выше или крутится дольше вертушка.

№ 6 «Елочка»

Исходное положение - ноги врозь, руки опущены.

  1. - вдох;
  2. - выдох - наклон туловища вперед;
  3. - 4 - вдох - вернуться в исходное положение, выдох.

 

№ 7 «На море»

Исходное положение - основная стойка.

  1. - вдох - руки в стороны, вверх, подняться на носки;
  2. - выдох - руки вниз, опуститься на стопу («ах»);
    3-4 то же.

         № 8 «Пловцы»

 Исходное положение - ноги врозь, руки опущены.

  1. - вдох - левую руку поднять;
  2. - выдох - мах левой рукой вперед, вниз;
  3. - вдох т- правую руку поднять;
  4. - выдох - мах правой рукой вперед, вниз («раз»).

№ 9 «Змея»

Исходное положение - лежа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь.

1-2 - вдох;

3-4 - выдох - руки вперед (ш-ш-ш-ш);

5-6 - вдох;

7-8 - выдох - вернуться в исходное положение.

          № 10 «Волк»

Исходное положение - основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони на груди.

  1. - вдох;
  2. - выдох - туловище слегка наклонить вперед, правую руку
    вытянуть перед собой;
  3. — вдох - вернуться в исходное положение;
  4. - выдох, то же левой рукой, вернуться в исходное положение.

№ 11 «Слон»

Исходное положение - сед с прямыми ногами, руки опущены.

  1. - вдох;
  1. - выдох - туловище наклонить вперед, коснуться руками
    носков;
  2. - вдох;
  3. - выдох - вернуться в исходное положение.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОРЛА

«Лошадка»

Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем язычком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с).

«Змеиный язычок»

Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

«Смешинка»

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки: ха-ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы.

«Ворона»

Села ворона на забор и решила завлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону повернет. И каркает так, что всюду слышно. Дети произносят протяжно

игровой массаж для закаливания дыхания.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Его суть заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом «Поиграем с носиком».

  1. Организационный момент.

Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Найди и покажи носик.

Носик ты скорей найди, Его маме (папе) покажи.

2.        Основная часть.

Игровые упражнения с носиком.

Помоги носику собраться на прогулку. 

Надо носик очищать, На прогулку собирать.

Ребёнок берет носовой платок (салфетку) и очищает свой нос.

Носик гуляет. 

Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

Предлагаем ребёнку закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и дышать носиком.

Носик балуется.

Вот так носик - баловник! Он шалить у пас привык.

На вдох оказываем сопротивление носу, надавливая указательным пальцем на крылья носа.

Носик нюхает приятный запах.

Тише-тише, не спеши, Ароматом подыши.

Выполняем 10 вдохов - выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

Носик поёт песенку.

Хорошо гулять в саду И поёт нос «ба-бо-бу».

На выдох постукиваем указательными пальцами по крыльям носа и поём «ба-бо-бу».

Погреем носик.

Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

На переносицу нажимаем указательными пальцами, трём крылья носа, растирая вверх вниз.

3. Заключительный этап.

Носик возвращается домой.

Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

Ребёнок убирает платочки, показывает, что его носик вернулся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе: «Волшебная вода»

Образовательная область - познавательное развитие, физическое развитие.Цель: Формирование представлений у детей в среднем дошкольном возрасте о свойствах воды.Задачи:1.Продолжать формировать пред...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Воздух-невидимка".

Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности для детей старшей возрастной группы....

Конспект организованной образовательной деятельности по Познавательному развитию «Волшебница вода» (средняя группа)

Вовлечь детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды...

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе Тема: «Вода и ее свойства»

1. Вводная часть (1 мин)2. Основная часть (10 мин)   2.1. Пальчиковая гимнастика (1 мин)   2.2. Загадывание загадки (1 мин)   2.3. Проведение опытов (5 мин)   2...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница - вода»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Волшебница - вода»Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательно...