Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим миром) в разновозрастной группе (4-6 лет) Тема: «Воздух».
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Драница Юлия Константиновна

Занятие направлено на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний детей о воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vozduh.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 83 общеразвивающего вида.

Конспект организованной образовательной деятельности

 по образовательной области «Познание»

(ознакомление с окружающим миром)

в разновозрастной группе (4-6 лет)

Тема: «Воздух».

Подготовила воспитатель первой

 квалификационной категории:

Драница Ю.К.

г.Одинцово

2015 г.

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

Развивающие:

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Воспитательная

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Материалы: миски, пластиковые стаканчики, свечки, стеклянный стакан, литровая банка, камешки, кирпичики, картинки для рассказа детей.

1.Организационный момент

.

Разминка под музыку С. и Е. Железновых (трек № 18 «Червячки»)

Круг приветствий и хорошего настроения.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь мы поздороваемся друг, с другом передавая свечку .

2. Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня я приготовила вам сюрприз. Он находится внутри этого шарика. - Подставляйте ладошки (из шарика выпускается воздух), что же это за сюрприз?   Как вы думаете, что это?

Дети:  Воздух.

Воспитатель: Да это воздух.  Только мы не смогли его удержать. А почему?

Дети:  Он не уловим.

Воспитатель:   Удержать его руками нельзя, но зато можно поймать с помощью целлофанового пакета.

Эксперимент:

Воспитатель: Дети, возьмите по пакету и наберите в него воздух, затем закрутите пакет, чтобы он не выходил.  (Дети дуют в пакет и закручивают его)

Что находится  внутри пакета?

Дети: Воздух

Воспит. Какого он цвета?

Дети:  Он прозрачный у него нет цвета.

Воспит. Какой он по весу?

Дети:  Лёгкий.

Воспит. А как вы думаете, у воздуха есть запах?

Дети: Нет запаха

Воспит. А давайте проверим. Выпустите из пакетов воздух и понюхайте пахнет он или нет.

Дети:  Воздух ничем не пахнет.

Появляется из-за ширмы  петрушка.

Петрушка: Привет ребята! А что это вы такое интересное делаете?

Дети. Мы эксперименты с воздухом делаем.

Петрушка:   А я тоже люблю разные эксперименты делать. А что вы узнали

Дети:  Мы узнали, что воздух прозрачный, лёгкий и у него нет запаха.

Петрушка: А я ещё люблю загадки отгадывать, я в этом мастер, что не загадают, всё отгадаю. Загадайте мне загадки про воздух.

Дети:

1. Неизвестно где живёт,
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь.

2. Без рук, без ног,
А ворота открывает.

3. Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.

4. Ветки ломает –
Пыль поднимает.
Слышишь его,
А не видишь его.

Воспитатель:  Петрушка, а хочешь с нами ещё узнать о воздухе?

Петрушка:      Да конечно, очень хочу.

Воспитатель:  Но для начала мы поиграем. Повторяйте за мной движения.

Ветер тихо всех качает.
Вправо-влево наклоняет.
Раз наклон, два наклон –
Нас крутил юлою он.

Ветер стих и тишина

Успокоится пора.

Руки к верху поднимаем.

Мы вдыхаем выдыхаем.

Тихо руки опускаем.

Воспитатель: Ребята давайте Петрушке расскажем, что ещё мы знаем о воздухе.

Маша Н Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода.

Денис Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.

Настя Ос. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Ваня М Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Маша М. Мы вдыхаем воздух с кислородом, а выдыхаем – углекислый газ. А растения – наоборот, вдыхают листьями углекислый газ, а выдыхают кислород, которым мы с вами дышим. Они очищают воздух.

Настя К. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Демонстрируются рисунки)

Воспитатель: Предлагаю теперь провести эксперимент для того, что бы убедится на самом ли деле:  

-можно ли увидеть воздух,

 -если в камнях воздух,

-в каких сосудах дольше будет гореть свечка.

  Для начала вспомним правила о безопасном проведении опытов.

             -  Не дотрагиваемся до рассматриваемых предметов, не брать в рот,

                  не получив разрешения взрослого.

              -   Соблюдать чистоту и порядок на своём рабочем месте.

              -   Стоять или сидеть на расстоянии от наблюдаемого объекта.  

             

  Подойдите к своим  столам и приступайте к эксперименту, по окончании работы мы будем подходить к каждому столу и выслушивать ваши выводы. А ты Петрушка можешь выбрать любой экспериментальный стол.

                                 

 Проведение опытов по подгруппам.

1подгруппа: «Можно ли увидеть воздух»  Перед каждым ребёнком на столе стоит по одной мисочке с питьевой водой и пластиковому стаканчику. Дети опускают в миску с водой пластиковый стаканчик и медленно его наклоняют, что бы пошли пузыри. Производят наблюдения. Что появляется  в воде? Откуда взялись пузыри? 

2Подгруппа: «В кирпичах и камнях есть воздух» На столе стоит большая миска с водой и камушки с кирпичиками по количеству детей. Дети берут камушки и кирпичики, и опускают их в воду. Производят наблюдения. Что выходит из камней и кирпичиков? Что это означает?

3Подгруппа:  «В каких сосудах дольше будет гореть свечка»  На столе лежат две свечи, стакан и литровая банка. Воспитатель зажигает свечи, а двое из детей накрывают свечи сосудами. Производят наблюдения. Что происходит с пламенем свечи? Почему одна свеча горела дольше, чем другая?

 После проведения опытов

Воспитатель: А теперь предлагаю подойти по очереди к экспериментальным столикам. Начнём с первого стола.  Что вы узнали?  

Дети: В воде можно увидеть пузыри воздуха.

Дети: Из камней и кирпичиков выходят пузырьки, значит, в них есть воздух

Дети: Под банкой свечка прогорела дольше, чем под стаканом, потому что в банке воздуха больше.

Воспитатель:  Ребята наше экспериментирование подошло к концу. Хочу спросить у нашего гостя,  Петрушка, что тебе понравилось?

Петрушка: Мне понравились эксперименты и как вы рассказывали о воздухе. Я узнал много интересного. А сейчас мне пора идти к своим друзьям и рассказать им, о чем я сегодня у вас узнал.

 А вам ребята, что понравилось? (ответы детей)

Спасибо всем за работу! До свидания!