Конспект НОД по образовательной области "Познание" (ознакомление с окружающим миром). Тема:"Деревья осенью".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Galeeva Olga Alekseevna

Конспект открытого просмотра НОД в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya_osenyu.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого просмотра НОД  по познанию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе №3

Тема: «Деревья осенью»

Подготовила и провела

Воспитатель группы №3

ГБОУ д/c № 454

Галеева Ольга Алексеевна

Октябрь, 2012 г.

Цель: Обогащать знания детей о лесе, уточнять представления об изменениях происходящих осенью в жизни деревьев.

Задачи:

Познание:

- Закреплять представления о признаках осени, учить самостоятельно находить их.

- Закреплять умение узнавать дерево и его лист (клен, береза, рябина, осина)

- Закреплять понятие листопад.

- Развивать психические процессы: внимание, наглядно-образное мышление, память.

Коммуникация.

Упражнять в подборе притяжательных прилагательных: клен - кленовый, береза – березовый, рябина - рябиновый, осина – осиновый.

Упражнять в умении подбирать к существительным ласковые родственные слова с помощью суффиксов в окончании.

Расширять словарный запас слов, совершенствовать устную речь.

Социализация.

Воспитывать бережнее отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

Материалы к занятию: Осенние листья березы, клена, рябины, осины. Картинки с изображением деревьев и осеннего леса, игрушечная белочка, мяч, ноутбук, видео ролик  «Золотая осень», сайт http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/video/10395.html.

Предварительная работа: Во время прогулки рассмотреть деревья и кустарники на территории детского сада (рябина, береза, осина, клен), выделить их отличительные особенности, рассматривание осенних репродукций, иллюстраций, постеров, наблюдение за листопадом.

Словарная работа: Осень, дождь, ветер, листья, урожай, птицы, пасмурно, тучи, кричать, ломать, пугать, обрывать, клен, рябина, осина, береза, березовый, рябиновый, осиновый, кленовый, белоствольная, шапочка, зонтик, ветерок, тучка, веточка.

Методы и приемы: Наглядный метод, демонстрационный метод, словесный метод.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня нас с Вами ждет интересное путешествие в сказочный лес. Но прежде чем мы туда отправимся, вы должны отгадать загадку, которую я Вам сейчас загадаю.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Не трогаю я елки

И не касаюсь сосен.

Вы угадали, кто я?

Конечно же, я …(осень).

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, это осень.

Воспитатель приглашает детей подойти и посмотреть музыкальный клип «Золотая осень».

Воспитатель: Ребята скажите, о каких признаках осени мы с Вами можем сказать после того как посмотрели этот ролик?

Дети: Холодно, идут дожди, дует ветер, все короче солнечные дни, улетают на юг птицы (журавли), опадают листья, пасмурны дни и т.д.

Воспитатель: Все верно, ребята. Признаки осени мы с Вами теперь знаем, поэтому давайте собираться в путь. А как себя вести в лесу все знают? Давайте с Вами вспомним, чего нельзя делать в лесу?

Дети: - Нельзя ломать ветки деревьев, обрывать кусты, топтать траву.

- Нельзя кричать и шуметь, чтобы не напугать лесных животных и птиц.

- Нельзя разводить костры и оставлять после себя мусор.

- Нельзя топтать мелких насекомых, бабочек, жучков и т.д.

Воспитатель: Вот какие вы молодцы, знаете как вести себя в лесу и точно не навредите растениям и обитателям леса.

Воспитатель с детьми идет на то место в группе, где на полу разложены листья (клен, рябина, осина, береза).

Воспитатель: Осенью очень красиво в лесу. Ребята, а какой самый яркий признак осени?

Дети: Опавшие желтые и красные  листья.

Воспитатель: А что же такое случилось? Все лето листочки крепко держались за веточки и не падали, а осенью, почему они держаться не могут? (ответы детей)

Воспитатель: Дереву зимой листья не нужны, поэтому оно избавляется он него осенью. Почему же дереву не нужны листья? (высказывания детей)

Воспитатель: В листьях ребята, много воды. А вода на холоде, что делает?

Дети: Замерзает.

Воспитатель: Правильно. А если замерзнут листья, то замерзнет и все дерево.

Давайте представим, листья остались на дереве и выпал снег. Вытяните свои ручки  и представьте, что ваши ладошки – это листья. Снег ложится на листочки, много снега, и под тяжестью, что случится?

Дети: Листики упадут, сломается дерево.

Воспитатель: Вот почему дереву не нужны листья, оно может сломаться или замерзнуть.

Пойдемте дальше по лесу.

Дует, дует ветер, дует – задувает,

Желтые листочки с дерева срывает…

Воспитатель: Я нашла листочек, как вы думаете, с какого дерева он улетел?

Дети: С березы.

Воспитатель: Значит какой он?

Дети: Березовый.

Воспитатель: Верно. Это березовый лист. А по каким признакам можно узнать березу?

Дети: Белая кора.

Воспитатель: Конечно же, у березы белая кора, белый ствол. Про нее еще говорят: белоствольная. Она стройная и у нее длинные тонкие ветки.

Подходят к следующему листочку.

Воспитатель: Улетели с ветки, желтые монетки. С какого дерева они улетели?

Дети: С осины.

Воспитатель: Какие это листочки?

Дети: Осиновые. Похожие на монетки.

Воспитатель: А какое дерево потеряло этот лист? (показывает кленовый лист)

Дети: Клен.

Воспитатель: Если это лист от клена, значит он какой?

Дети: Кленовый.

Воспитатель: А на что похож лист клена?

Дети: Высказывания.

Воспитатель: Он похож на звездочку или на ладошку, посмотрите.

Воспитатель: А чтобы угадать с какого дерева упал следующий листик, вам нужно отгадать загадку.

Прилетает в гости к ней,

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красные ягодки клюют.

Дети: Рябина.

Воспитатель: На что похожи листья рябины?

Дети: На перышко, много маленьких листочков на одной веточке сидят.

Воспитатель: Хорошо гулять по лесу, а давайте теперь на нашей полянке поиграем в мячик. Сейчас я буду кидать каждому в руки мяч и называть один из признаков осени, а вы должны поймать  и кинув мне обратно назвать этот признак ласково.

Игра с мячом  «Назови ласково».

Дождь – дождик, лист – листик, туча – тучка, зонт – зонтик, ветер – ветерок, ветка – веточка, шапка – шапочка, куртка – курточка, солнце – солнышко, птица – птичка, лижа – лужица, береза – березонька и т.д.

Воспитатель:  Ну вот мы с вами и поиграли и  такой красивый букет  собрали пока гуляли по лесу. Давайте теперь поиграем с нашими листиками.

Игра «Мы осенние листики».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков», соответствующие тексту стихотворения: садятся на корточки, летают по группе, поднимаются, кружатся и снова садятся.

Воспитатель: Вот мы с Вами и побыли листочками с которыми играл ветер. А как называется явление, когда листья отрываются от своих веточек и падают на землю?

Дети: Листопад.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться с детский сад. Вернемся в группу и поставим наш красивый осенний букет из листьев в вазу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а вот и одна из лесных обитательниц. Белочка. Она встречает нас с корзиной, что же  у нее там? Угощение, грибочки.

Белочка не была на нашем с вами занятии, давайте расскажем ей, куда мы сегодня ходили? Что мы там видели? Что Вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Семья».

Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любв...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».

Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...

Конспект занятия по окружающему миру тема:" Деревья вокруг нас"

Представления о лиственных и хвойных деревьях....

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

ознакомлению с окружающим миром Тема: «Поздняя осень»

Цель: закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени и явлениях, происходящих в природе поздней осеньюПрограммные задачи:1. Образовательные:1. 1. Систематизировать представления детей о ...

Конспект занятия в подготовительной группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема занятия "Осень проходит, зима на пороге..."

- Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно их подмечать.- Продолжать учить детей устанавливать связи между сезонными явлениями в ...

Конспект занятия в старшей группе для детей с ОНР по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Деревья. Лес»

данный материал будет полезен воспитателям старших, подготовительных групп....