Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание». Ознакомление с окружающим миром в старшей логопедической группе ОНР. Тема: «Осень. Дикие животные»
материал (старшая группа) по теме

  • Формировать знания детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.
  • Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их поведению осенью, способе питания
  • Формировать умение изображать грибы методом печатания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_zanyatie_starshey_gruppy_v_log._gr.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в области «Познание». Ознакомление с окружающим миром в старшей  логопедической группе                    ОНР. Тема: «Осень. Дикие животные»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное слово», «Музыка», «Художественное творчество».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формировать знания детей о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.
  • Расширять знания детей о диких животных и их детенышей, их поведению осенью, способе питания
  • Формировать умение изображать грибы методом печатания.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес к диким животным
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать  мыслительные операции
  • Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитывающие задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
  • Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

Методы приемы

Словесные: художественное слово, вопросы, беседа, загадывание загадок.

Практические: пальчиковая гимнастика, дидактические игры.

Наглядные: картинки с изображением диких животных и их детенышей, иллюстрации «Осень».

Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая.

Материал: картинки диких животных (волк, заяц, лиса, медведь, лось, белка) и их детенышей,  письмо, игрушка еж, предметные картинки (морковь, грибы, орехи, рыба, капуста, малина, мед, куры, зайцы и т. д.), печати из картофеля и моркови, лист бумаги, гуашь, фланелеграф.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность    воспитанников

Ожидаемые результаты

 Воспитатель загадывает загадку»

«Несу я урожай.  Поля засеваю,  птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен и елочек.  Ребята, кто я?»

Вопросы к детям:

 -А сейчас какое время года?

-Какие признаки осени вы знаете

Дети внимательно слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы

Закрепляются знания о признаках осени, изменениях в природе с приходом осени.

Чтение стихотворения про осень.

Дети слушают  стихотворение.

Совершенствуется навык слушания литературного произведения. Формируется интерес к художественному слову.

 Воспитатель сообщает о том, что  пришло письмо.

Но здесь только загадки. Если отгадать все загадки, то можно узнать, кто прислал это письмо.

Загадывание загадок.

Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку.  

-Ребята, а что заяц делает осенью?

- Зачем зайчику белая шубка?

Красавица эта на елке живет - из рук у прохожих орешки берет.

-Что делает белка осенью?

-Какого цвета шерстка становится у белки?

-почему у белки шубка серая?

Летом ходит без дороги между сосен и берез. А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

-Что делает медведь осенью?

-так, кто же прислал письмо с загадками?

-Как можно их всех назвать одним словом?

-Почему мы их называем дикими?

-А каких вы еще вы знаете диких животных?

-Ребята, а вызнаете про детенышей животных?

Сейчас проверим

У детей возникает интерес.

Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнения

 

 

Расширяются знания о жизни диких животных осенью.

 Дидактическая игра «Найди маму».

На карточках несколько наложенных друг на друга контурных изображений лесных «мам», рядом изображение одного детеныша.

 Воспитатель объясняет правила игры.

- Вы должны обвести изображение той мамы, чей детеныш на вашей карточке.

Дети обводят изображение той мамы, чей детеныш изображен на данной карточке.

Формируется  внимание, умение выделять главное из второстепенных изображений.

Дидактическая игра

«Четвертый лишний».

Воспитатель обращает внимание детей на набортное полотно, где выложены изображения диких животных, например: волк, лиса, медведь и овца. Нужно назвать животных, чем они похожи, какое лишнее и почему.

Дети находят лишнее животное и объясняют свой выбор.

Формируется внимание, умение обобщать;

Закрепляются основные понятия.

 Приход игрового персонажа ежика.

 -Посмотрите,  к нам в гости пришел ежик. Он ходил по лесу собирал угощение для своих друзей.

-Только все угощения перепутал и не знает кого, чем угостить. Давайте поможем ежику.

У детей возникает желание оказать помощь ежику

Воспитывается чувство доброты, сопереживания

Дидактическая игра «Угадай кто, чем питается».

На фланелеграфе  выкладываются предметные картинки где изображено: морковь, малина, рыба, куры, орехи, грибы.

 Картинки диких животных (лиса, медведь, белка, заяц, волк).

 Нужно подобрать корм к  соответствующему животному, объяснить почему.

 

Дети рассматривают картинки и подбирают корм соответствующему зверю, объясняя свой выбор.

Формируется память, внимание, мышление.

Закрепляются знания детей о том, чем питаются звери

Вот сколько угощений ежик приготовил своим друзьям, а про себя забыл.

Воспитатель предлагает детям приготовить подарок ежику. Нарисуем ежику грибочки и угостим его.

-Для того чтобы изобразить грибочки, что нам понадобиться?

-Мы будем рисовать методом печатания.

- Перед тем как рисовать поиграем с нашими пальчиками.

Дети принимают предложение.

Отвечают на вопросы.

Развивается интерес к изготовлению подарка

Пальчиковая игра «ЕЖ»

дети пальчиковую гимнастику.

Развитие мелкой моторики

Звучит музыка

 Итог

Вот сколько грибов нарисовали наши дети

Дети работают.

Дети отдают ежику грибы. Прощаются с ежиком

Развиваются умение рисовать методом печатания, самостоятельность.

Ожидаемый результат: Дети знают и называют признаки осени. Расширилось представление детей о поведении диких животных осенью.

Радуга цветов или волшебные краски " . Перспективный план, старшая группа.


Перспективное планирование 

Кружок "Радуга цветов или волшебные краски "
 Кружковая работа в старшей группе № 5 «Ягодки» 2013-2014 у.г. 

Руководитель: Савина Екатерина Александровна.

Цели кружка:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие.

Сентябрь

1 неделя: «Лужок с одуванчиками».
Рисование поролоновым тампоном и ватными палочками. Цель. Продолжать знакомить детей со способом рисования поролоновым тампоном и ватными палочками, развивать чувство цвета.

2 неделя: «Радуга».
Рисование на влажной бумаге. Цель. Познакомить детей с цветовым спектром радуги, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, развивать творчество.

3 неделя: «Бабочка».
Рисование на влажной бумаге Цель. Познакомить детей со способом оттиска, развивать творчество, учить пользоваться оттенками синего цвета, воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

4 неделя: «Овечка Доли».
Рисование пальцем. Цель. Продолжать знакомить детей со способом рисования пальцем, развивать желание рисовать разнообразно, не бояться смешивать краски.

Октябрь

1 неделя: «Яблочное варенье».
Рисование-печать. Цель. Продолжать совершенствовать у детей технику «печать», показать детям что при рисовании можно пользоваться подручными материалами.

2 неделя: «Урок волшебства».
Рисование-печать. Цель познакомить детей с техникой печатания ладошками. Формировать умение создавать различные изображения из отпечатков своей же ладошки. (птичка, рыбка, ежик, и т.д.)

3 неделя: «Цветы с другой планеты».
Рисование с помощью коктейльной трубочки. Цель: Рассказать детям о том что помощью коктейльной трубочки возможно создавать невероятные шедевры, используя акварельную краску. Создаем такую атмосферу при которой у детей такое веселое рисование становится большим развлечением.

4 неделя: «Красивые перчатки».
Рисование с элементами аппликации. Цель. Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам - левой и правой. Учить самостоятельно создавать орнамент.

Ноябрь

1 неделя: «Желтенький комочек».
Рисование восковыми мелками. Цель познакомить детей с техникой рисования под названием "Фроттаж", рисование по готовой форме. Учить более точно передавать внешний вид предмета.

2 неделя: Рисование на свободную тему.
Рисование с помощью ластика. Цель. Вызвать интерес к творчеству, штриховыми движениями простого карандаша создать фон. Учить самостоятельно создавать изображения с помощью ластика.

3 неделя: «Мишутка и его друзья».
Рисование мятой бумагой. Цель, развивать самостоятельность и тренировать мелкую моторику развивать фантазию, при обрисовывании созданных абстракций кистью с краской - оживляя их, создавая им настроение, сюжет.

4 неделя: «Мое настроение».
Рисование. Цель. Напомнить детям, что такое портрет. Спросить, какое бывает у них настроение, когда они в д/саду, дома. Предложить детям нарисовать свое настроение.

Декабрь

1 неделя: Рисуем на свободную тему.
Рисование свечей тонируем акварелью. С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

2 неделя: «Воспоминания о лете или полевые цветы».
Рисуем в технике ленивый рисунок. Цель, формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

3 неделя: «Веселые рисунки неотрывая руки».
Рисуем карандашами. Цель, координации движения «рука – глаз», развитее сенсорики, мелкой моторики. Развитее творческого потенциала, фантазии.

4 неделя: «Елка нарядная, множество огней».
Рисование ватными палочками. Цель продолжать вызвать у детей интерес к образу, стремление передавать его разными способами, рисовать красками с помощью ватных палочек; добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов.

Январь

1 неделя: «Снежинка».
Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины, так и обычные. Например, снежинку.

2 неделя: Свободная тема для рисования.
Рисование техникой проступающий рисунок. Цель. Продолжать совершенствовать навык рисования, обращать внимание детей на цвета, красиво сочетающиеся между собой. Развивать творчество.

3 неделя: «Ваза с фруктами».
Рисование с элементами аппликации. Цель. Закрепить знания детей о жанре – натюрморт, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету.

4 неделя: «Мое настроение».
Рисование. Цель. Напомнить детям, что такое портрет. Спросить, какое бывает у них настроение, когда они в детском саду, дома. Предложить детям нарисовать свое настроение.

Февраль

1 неделя: Сказка «__________».
Рисование героев из сказке «________» Цель. Предложить детям нарисовать лес, в котором проходят действия сказки, уточнить, что цвета надо использовать яркие, т. к. сказочный лес должен быть красивым.

2 неделя: «Цветовидение».
Опыты с красками Цель, познакомить детей с понятием цветового спектра. Закрепить навыки получения новых цветов из трех основных, а также закрепляем навык пользоваться палитрой.

3 неделя: «Нарисуй отгадку».
Цель. Учить детей быстро схематично изображать различные предметы. Развивать логическое мышление.

4 неделя: «Космос».
Рисование в технике гроттаж. Цель, познакомить детей с техникой рисования под названием "Гроттаж". Предложить нарисовать планеты, комету с хвостом, в черно белой гамме, что усложняет задачи.

Март

1 неделя: «Букет цветов».
Рисование – печать Цель. Продолжать знакомить детей с техникой рисования – печать. Учит подбирать цвета, красиво располагать композицию на листе.

2 неделя: «Любимая мамочка».
Рисуем гуашью портрет мамы. Цель, способствовать формированию духовной личности, закрепить умение использовать раннее используемые технические приёмы при составлении портрета. Расширение представления детей о празднике.

3 неделя: «Бабочка».
Рисуем техникой Паспарту. Цель, познакомить детей с техникой рисования под названием "паспарту". Продолжать учить детей различать основные цвета и оттенки, находить на рисунках определенные цвета и их сочетания.

4 неделя: «У лукоморья дуб зеленый».
Симметричное рисование. Цель, продолжаем учить детей способу симметричного рисования. Закреплять умение складывать лист пополам, рисовать только на одной половинке.

Апрель

1 неделя: «Одуванчики».
Рисуем с помощью клякс, губки, и ватных палочек. Цель, развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2 неделя: Рисуем на свободную тему.
Рисуем песком Цель, развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности. Формировать представления о свойствах песка. Развивать воображение.

3 неделя: «Веселый художник».
Цель. Учить детей рисовать фигуры, детали с закрытыми глазами.

4 неделя: «А у нас в пруду».
Сюжетное коллективное рисование (коллективная работа) Цель. Закреплять умение детей рисовать ладошками, пальчиками. Предавать образ абстрактным изображениям по заданному сюжету.

Май

1 неделя: «Зайка серенький»
Рисование гуашью, с элементами аппликации Цель, учить детей поэтапному рисованию зайца. Учить анализировать, находить характерные особенности.

2 неделя: Рисуем на свободную тему.
Рисование мелом на асфальте (коллективная композиция) Цель. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции из силуэтов. Дорисовывать мелками фон по сюжету.

3 неделя: «Березка»
Рисование. Цель. Приобщать детей к истокам русской культуры, помочь увидеть всю красоту березы весной с нежными зелеными листочками и постараться передать это в рисунке.

4 неделя: «Мой дом»
Рисуем всеми теми способами, которые мы изучили. Цель. Закрепить знания детей о нетрадиционных методах рисования о цветах и их смешивании. Развивать, фантазию, творчество, креативность.

Перспективное планирование работы кружка по изобразительной деятельности в первой младшей группе

«Капельки»


Руководитель кружка:

воспитатель:
 Барсукова О. В.


2012 – 2013гг

Введение

Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы.

Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Изобразительная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

Необходимо помнить, что каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в кружковой работе, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Виды техники изображения

«Пальцевая живопись»
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой, кулачком»
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск пробкой»
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
«Кляксография» 

(обычная)

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Рисование ватным тампоном»

Средства выразительности: пятно, линия

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные тампотчики, салфетки.

Способ получения изображения: Ребенок обмакивает тампон в краску и наносит с помощью тычка или линии на лист бумаги.
«Оттиск печатками губкой, картофелем»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Цель:

- с
формировать способности детей раннего возраста

в изобразительной деятельности через нетрадиционные методы.

Задачи:

Обучающая:

Учить детей умению рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки;

Учить лепить пластилином круговыми движениями, способом приплющивания:

- Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

- Обучить нетрадиционным способам рисования.

Развивающая:

- Активизировать интерес к рисованию;

- Развивать мелкую моторику;

- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитывающая:

- Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.



Техника


Тема:


Программное содержание:


Рисование тычками


«Розовый

букет»


Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, координации движений.


Рваная аппликация


«Кап-кап дождик»


Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.


Аппликация с использованием пластилина


«Божья коровка»


Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .


Рисование.


«Помидорки на грядке»


Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.



Техника


Тема:


Программное содержание:



Аппликация с использованием пластилина.



«Урожай яблок»


. Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .



Лепка.



«Дорожка для ежика»


Учить детей отщипывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, аккуратно прилеплять равно по линии.



Аппликация с использованием салфеток.




«Осенние листочки»


Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.



Лепка.



«Овощи»


Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму.


Техника


Тема:


Программное содержание:



Рисование.



«Волшебные листочки»


Учить детей закрашивать вырезанные формы.



Аппликация с использованием пластилина.




«Далматинец»


Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .




Лепка.



«Оладушки для мишки»


. Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями



Аппликация с использованием ваты




«Первый снег»


Учить детей отрывать маленький кусочке ваты от большого и приклеивать на лист



Техника


Тема:


Программное содержание:



Аппликация с использованием пластилина.



«В гости к елочке»


Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .



Аппликация с использованием салфеток.



«Дед Мороз»


Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, катать их между пальцами, аккуратно наклеивать на нарисованную форму.




Рисование.



«Зажигаем огоньки»


Учить наносить яркие мазки на темный фон.



Аппликация.



«Новогодняя открытка»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон.



Техника


Тема:


Программное содержание:



Аппликация



«Снеговик»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя композицию.




Лепка.



«Новогодний подарок»


Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, сплющивание комочка, изображающего конфеты и печенье, выкладывание на импровизированную тарелочку.



Аппликация с использованием пластилина.



«Рождественские колокольчики»


Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .


Аппликация с использованием ватных тампонов



«Барашек»


Учить детей, наклеивать ватные тампончики на заготовки.



Техника


Тема:


Программн содержание:



Аппликация



«Валентинки»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.




Аппликация




«Открытка к 23 февраля»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.




Аппликация.



«Погремушки»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.



Аппликация.



«Веселый цирк»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на рисунок с изображением цирка.



Техника


Тема:


Программн содержание:



Аппликация



«Открытка для любимой мамочки»


Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы кружка, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.



Рисование тычками.




«Мимоза»


Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.



Рваная аппликация




«Весенняя капель»


Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.



Лепка.


«Куклы неваляшки»


Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать одинаковые формы, соединять их в одну украшать их мелкими деталями.



Техника


Тема:


Программн содержание:



Рисование тычками.




«Подснежники»



Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.




Аппликация с использованием пластилина.



«Распустились первые листочки»




Учить детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, создавая овальную форму, затем аккуратно приклеивать на готовую форму .



Аппликация.




«Веселый клоун»



Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя фигуру клоуна.



Аппликация.



«Узор на полоске»



Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя узор по собственному желанию.



Техника


Тема:


Программн содержание:



Рисование тычками.



«Мать-и-мачеха»


. Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка.




Лепка.




«Мать-и-мачеха»


Учить отщипывать от большого куска очень маленькие кусочки. Катать из них тоненькие «колбаски».И составлять из них цветок.




Лепка.



«Домик»


Учить детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать между ладонями, «колбаски», соединять их между собой, составляя домик.




Рисование.



«Шарики воздушные - ветерку послушные»


Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.


Список литературы:
Т.С. Комарова, «Коллективное творчество дошкольников», Москва 2005.

Г.Г Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста», Москва 2007.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.

Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М., 1981.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей. – М., 2005.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994.

Н Лыкова И.А «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного

возраста». – М.: Просвещение, 1987.
Программа художественного воспит.2-7 лет. «Обучения и развития детей» ; Лыкова И.А. ; 2009 ;

Карапуз-Дидактика

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

СЕНТЯБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Фрукты и овощи. Лепка из соленого теста.


Материал: соленое тесто, картон, гуашь.

Цель: знакомить с рельефной лепкой, учить лепить предметы по памяти, передавать их характерные особенности формой и цветом, развивать образное мышление и творческую фантазию. Расширять колористическую палитру, учить работать красками по объемной форме.


Знакомить детей с видами фруктов и овощей, о их пользе; формировать зрительную базу по данной теме. Закреплять графические навыки (работа в раскрасках, с маркерными карточками); закреплять навыки в работе с пластическим материалом (раскатывание прямыми движениями ладоней, раскатывание круговыми движениями, сплющивание деталей и т.д.). Закреплять навыки работы гуашью, пополнять знания об основных и дополнительных красках.


Фрукты и овощи. Работа гуашевыми красками.


II неделя


Фруктовые деревья. «Урожай». Ватопластика.


Материал: гофрокартон, вата, клейстер, гуашевые краски.

Цель: учить детей нетрадиционной лепке; знакомить с пейзажем, различными техниками его изображения; развивать образное мышление, творческую фантазию, умение работать по памяти; знакомить с законами линейной перспективы, учить подчинять им изображение.


Знакомить детей с условиями труда сельского труженика, способами выращивания фруктов, сбором урожая; закреплять знания детей о плодовых растениях, их внешнем виде (через рассматривание иллюстративного материала, в том числе репродукций картин художников); предлагать детям выполнять зарисовки различных деревьев по памяти и с натуры, обращая внимание детей на сходство и различия тех или иных пород деревьев.


Фруктовые деревья. Работа гуашевыми красками.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

СЕНТЯБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Осенние деревья отражаются в воде. Монотипия.


Материал: гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.

Цель: научить детей выполнять творческую работу в технике монотипии с элементами живописной прорисовки (до и после оттиска), развивать образное мышление, чувство компоновки, прививать наблюдательность и любовное отношение к окружающему миру.


Пополнять цветовую палитру детей через упражнения в смешивании основных и дополнительных цветов, получение новых оттенков; наблюдать за изменениями происходящими в живой природе.


Заколдованные деревья. Кляксография.


Материал: картон, черная тушь, трубочки для коктейля.

Цель: развивать образное мышление и творческую фантазию, учить рисованию в нетрадиционных техниках, добиваться желаемого (задуманного) результата.


Предлагать детям выполнять зарисовки различных деревьев по памяти и с натуры, обращая внимание детей на сходство и различия тех или иных пород деревьев.


IV неделя


Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином.


Материал: картон, мягкий цветной пластилин.

Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.


Закреплять знания детей о различных видах (породах, сортах) деревьев, их внешнем виде (через рассматривание всевозможного иллюстративного материала, в том числе репродукций картин художников); предлагать для самостоятельной деятельности различные виды работы с пластилином (лепка, рисование) в качестве развития и закрепления навыков; расширять знания детей о пластилине не только как о пластическом, но и как о живописном материале.


Осеннее дерево. Пейзаж. Рисование пластилином.


Материал: картон, мягкий цветной пластилин.

Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ОКТЯБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Тарелочка расписная. 1 этап – тонирование и компоновка крупных элементов росписи.


Материал: разовая картонная тарелочка, гуашь.

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам хохломской росписи в круге. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Знакомить детей с одним из древнейших промыслов России – хохломским, историей его возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Формировать графический навык (рисование без отрыва прямых, волнистых, завитых линий и т.п.), тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.


Тарелочка расписная. Заключительный этап.


II неделя


Кокошник для Осени. Роспись картонных трафаретов. Гуашь.


Материал: заготовка, гуашь.

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам хохломской росписи. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Закреплять знания о компоновке, знакомить с русским национальным костюмом. Тренировать умение рисовать элементы росписи (тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые детали) сразу кистью.


Вазочка в подарок. Рисование кистью и поролоновым тампоном. Гуашь.


Материал: заготовка, гуашь, поролоновый тампон.

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам росписи. Закреплять знания детей о декоративных элементах. Развивать чувство композиционного ритма. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания о нетрадиционном подходе в изобразительной деятельности.


Предлагать для рассматривания иллюстративный материал с керамическими и стеклянными изделиями (цветное стекло), расширять цветовую палитру (знания не только дополнительных цветов, но и всевозможных оттенков).


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ОКТЯБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Золотая рыбка. Аппликация из сухих листьев.


Материал: сухие листья, ножницы, клей, картон.

Цель: учить детей составлению целой формы из отдельных частей, развивать конструктивное и образное мышление, чувство композиции; прививать аккуратность.


Предлагать (в качестве тренировки) выкладывать различные изображения на фланелеграфе из сухих листьев; рассматривать иллюстрации с изображениями птиц, рыб, насекомых. Учить сравнивать: на что похож тот или иной лист.


Осенний ковер. Эстамп.


Материал: сухие листья различной формы и размера, альбомный лист, гуашь.

Цель: учить детей рисованию в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции и ориентации на формате листа, формировать цветовую палитру детей, обогащая ее новыми цветовыми оттенками.


Предлагать для рассматривания иллюстративный материал на декоративную тематику, знакомить с искусством изготовления ковров, гобеленов. Проводить цветовой игротренинг (Н.М. Погосова. Задание №3. – «Желтый цвет»).


IV неделя


Открытка к осеннему празднику. Набрызг.


Материал: сухие листья различной формы и размера, цветной картон, трафареты, жидкие растворы гуаши, зубная щетка или щетинная кисть.

Цель: учить детей рисованию в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции и ориентации на формате, формировать дизайнерские способности.


Предлагать для рассматривания праздничные открытки различной тематики в качестве ознакомления плакатно-декоративным искусством, обращать внимание детей на символику, на главные и второстепенные элементы композиции.


Поясок для Царицы Осени. Узор в полосе из лоскутков.


Материал: полоса из цветного картона, яркие лоскуты (осенней палитры), клей, ножницы, фломастеры (маркеры).

Цель: учить детей работе в нетрадиционной технике, развивать чувство композиции и декоративного ритма, ориентации в полосе.


Закреплять навык вырезывания, раскроя лоскутного материала; знания о простых и сложных геометрических фигурах. Знакомить с народным костюмом, учить декоративному изображению.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

НОЯБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Ветер. Дерево (деревья). Монотипия со сдвигом.


Материал: пластиковые дощечки, гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.

Цель: учить детей смешивать краски развивать образное и абстрактное мышление, закреплять знания о цвете и форме, развивать фантазию и художественный вкус.


Предлагать детям для самостоятельной деятельности выполнение монотипии с последующим анализом «на что получилось похоже изображение?»; продолжать практиковаться в зарисовывании деревьев с натуры и по памяти.


Пейзаж. Листопад. (А-4). Тонированная бумага. Гуашь.


Материал: формат А - 3, гуашь.

Цель: учить детей рисовать по памяти и с натуры, формировать у них чувство композиции, графический навык, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, обогащать цветовую палитру детей, формировать колористические способности.


Беседовать с детьми на тему осени, основных ее периодах (ранняя осень, средняя и поздняя), их отличительных чертах и различиях, читать стихи об осени, загадывать загадки.


II неделя


Владения болотного царя. Кляксография, фон-монотипия.


Материал: картон, черная тушь, трубочки для коктейля, акварель, гуашь.

Цель: развивать образное мышление и творческую фантазию, учить рисованию в нетрадиционных техниках, добиваться желаемого (задуманного) результата.


Читать с детьми сказки (в которых присутствует владыка морской, болотный царь и т.п.), рассматривать иллюстрации к ним, обыгрывать прочитанное в самостоятельных театральных постановках.


Владения болотного царя. Кляксография, фон-монотипия.


Материал: картон, черная тушь, трубочки для коктейля.

Цель: развивать образное мышление и творческую фантазию, учить рисованию в нетрадиционных техниках, добиваться желаемого (задуманного) результата.


Предлагать детям для самостоятельной деятельности возможность смешивать краски, получать новые цвета и оттенки, учить практиковаться в рисовании сказочных образов (подводной тематики).

алендарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

НОЯБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Тарелочка. Эскиз. Синий маркер.


Материал: картонная заготовка, синий маркер

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Знакомить детей с гжельской росписью, историей её возникновения и развития, формировать у детей практические навыки в рисовании элементов сложной формы; учить расчленять сложную форму на геометрические фигуры.


Тарелочка. Роспись. Синяя тушь.


Материал: картонная заготовка, синяя тушь.

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Учить выполнению тонной (кобальтовой) растяжке. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Знакомить детей с гжельской росписью, историей её возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи (элементы, тоновую растяжку); практиковаться в рисовании элементов округлой формы, тонких линий.


IV неделя


Платочек. Батик. Синяя тушь.


Материал: белая ткань, синяя тушь

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на минимум цвета и богатство форм и линий росписи. Учить выполнению тонной (кобальтовой) растяжке. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, обращать внимание на характерные особенности росписи (элементы, тоновую растяжку); предлагать для рассматривания образцы с гжельской росписью, репродуктивный материал.


Шаль для Зимушки-Зимы. Аппликация.


Материал: квадрат белой бумаги, синяя бумага

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам гжельской росписи в сложной форме. Знакомить детей с характерными декоративными элементами (травка, ягодка, цветок, рябинка и др.). Развивать чувство композиционного ритма. Закреплять умения работы над аппликацией. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Читать детям сказки на зимнюю тематику, предлагать для обыгрывания сюжеты соответствующей тематики в театральных уголках, совершенствовать детское творчество и фантазию.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ДЕКАБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Снеговик. Рисование пластилином.


Материал: картон, мягкий цветной пластилин.

Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.


Закреплять знания о форме, простых геометрических фигурах, совершенствовать технику растирания пластилина на картоне, читать детям книги с зимними сказками, знакомить с традиционными русскими зимними забавами.


Волшебные животные. Аппликация из стриженой нити.


Материал: стриженная (вязальная) нить различных цветов, картон, клей ПВА, ножницы.

Цель: учить детей составлять сложную форму из частей, создавать характерный образ, прививать аккуратность, формировать наблюдательность.


Совершенствовать у детей навыки работы с ножницами, закреплять знания о форме, практиковать детей в рисовании геометрических фигур округлой формы, знакомить с народными традиционными зимними забавами.


II неделя


Театр на картонной коробке небольшого размера. Ватопластика. Гуашь.


Материал: картонные коробочки, бумага газетного типа (лучше для оклейки окон), клейстер (соленый), вата, гуашь.

Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой папье-маше на каркасе, учить аккуратно оклеивать коробку полосками бумаги, смоченными с двух сторон в клейстере, создавать игрушечные образы при помощи ватопластики, творчески завершать их в цвете. Знакомить с театральным искусством, пождать детей к самостоятельному изготовлению театральных кукол.


Знакомить детей с разновидностями кукольных театров, побуждать к самостоятельному выполнению различных театральных образов, пополнять знания о малой скульптуре (её видах); совершенствовать навыки лепки из различных материалов, в том числе в технике ватопластики. Закреплять навыки работы красками и другими цветными материалами.


Театр на картонной коробке небольшого размера. Ватопластика. Гуашь.



Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ДЕКАБРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Новогодние сувениры, шапочки для карандашей. Цветная бумага, трафареты.


Материал: цветная бумага и картон, клей, ножницы.

Цель: закреплять умение работать над аппликацией, формировать творческую фантазию и образное мышление, развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.


Знакомить детей с традициями празднования Нового года в России, предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений.


Елочные игрушки. Рисование мыльными пузырями.


Материал: разноцветные мыльные растворы в емкостях, белая бумага, ножницы. Цветная бумага, фольга.

Цель: развивать образное и абстрактное мышление, закреплять знания о цвете и форме, развивать фантазию и художественный вкус.


Знакомить детей с традициями празднования Нового года в России, предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений.


IV неделя


Серебристые фонарики. Фольга на бумажной основе. Поделка из бумаги.


Материал: цветная бумага, клей, ножницы, фольга на бумажной основе, степлер, скотч (прозрачный).

Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер; создавать у детей предпраздничное настроение; побуждать их делать приятное окружающим.


Предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением елочных игрушек и новогодних украшений, а также различный бросовый материал, цветную и упаковочную бумагу, фольгу для самостоятельного творчества.


Варежка для Деда Мороза


Материал: цветная бумага, клей, ножницы, фольга на бумажной основе, степлер, скотч (прозрачный).

Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер; создавать у детей предпраздничное настроение; побуждать их делать приятное окружающим.


Читать детям сказки про Деда Мороза, побуждать детей к придумыванию сказок самостоятельно (по теме), изображению героев зимних сказок.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ЯНВАРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Бабочка. Бумагопластика.


Материал: цветная или белая бумага

Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.


Знакомить детей с техникой оригами. Предлагать детям для самостоятельной творческой деятельности бумагу различной фактуры, цвета, толщины. Учить детей сгибать, закручивать, придавать бумаге различную форму.


Волшебные цветы. Бумагопластика


Материал: цветная или белая бумага

Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.


Знакомить детей с техникой оригами. Предлагать детям для самостоятельной творческой деятельности бумагу различной фактуры, цвета, толщины. Учить детей сгибать, закручивать, придавать бумаге различную форму.


II неделя


Цветы и бабочка. Коллективная композиция из белой бумаги на тонированном фоне


Материал: цветная или белая бумага

Цель: знакомить детей с техникой бумагопластики, учить правильно и аккуратно работать с хрупким материалом; развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер. Развивать в детях чувство коллективизма, умение грамотно компоновать изображение на большом формате.


Знакомить детей с различными способами тонирования формата традиционными и нетрадиционными, подготовки его к творческой работе. Закреплять у детей умение работать в коллективе.


Цветы и бабочка. Коллективная композиция из белой бумаги на тонированном фоне


Закреплять у детей технические навыки работы с бумагой различной фактуры, цвета, толщины. Учить детей сгибать, закручивать, придавать бумаге различную форму.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ЯНВАРЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Зимние деревья. Рисование свечой. Акварель


Материал: белая бумага, кусочки свечи или парафина, восковые мелки белого цвета, акварель.

Цель: знакомить детей с особенностями воскового материала; учить грамотно с ним обращаться во время работы над творческой композицией. Развивать образное мышление, прививать эстетический вкус, наблюдательность, расширять детский кругозор. Развивать колористические способности у детей, обращать их внимание на то, что белый цвет состоит из множества еле заметных оттенков.


Предлагать детям для рассматривании репродукции, фотографии и иллюстративный материал с изображением зимней природы. Знакомить с искусством пейзажа.


Зимний лес. Аппликация на цветном картоне


Материал: цветная бумага и картон, клей, ножницы.

Цель: закреплять умение работать над аппликацией, формировать чувство композиции, знания о плановости изображения, развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.


Закреплять навыки и умения работы в технике аппликации. Учить вырезать детали различной величины и формы, собирать из отдельных частей изображение, сюжетную композицию и т.п.


IV неделя


Лесные жители зимой. Ватопластика. Гуашь.


Материал: гофрокартон, клейстер, вата, гуашь.

Цель: знакомить детей с рельефной лепкой, учить выполнять творческие работы в технике ватопластики, лепить из нетрадиционного материала. Учить детей заполнять цветом объемное и фактурное изображение, передавать характерные особенности изображаемого животного, прививать любовь к животным, заботливое и сочувственное к ним отношение. Закреплять знания о разновидностях лесных животных.


Читать детям различные сказки, знакомить со сказочными героями. Предлагать детям для рассматривании репродукции, фотографии и иллюстративный материал с изображением зимней природы. Учить изображению различных зверей, в натурализованной и «сказочной» манере. Закреплять понятия большое – маленькое, близко – далеко, знания геометрических фигур.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ФЕВРАЛЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Заколдованные картинки. Аппликация с дорисовкой сюжета.


Материал: цветная бумага и картон, клей, ножницы.

Цель: закреплять умение работать над аппликацией, формировать чувство композиции, знания о плановости изображения, развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер.


Формировать и упражнять детскую фантазию, предлагать детям самостоятельно сочинять сказки, ставить театральные представления, изготавливать театральные костюмы, игрушки, декорации.


Флаг Кубани, флаг России. Аппликация.


Материал: цветная бумага, клей, ножницы.

Цель: закреплять умение работать над аппликацией, , развивать мелкую мышечную моторику, точность движений, соразмерность выполняемых элементов, глазомер., прививать патриотические чувства.


Знакомить детей с символикой родной страны, родного края, а также с историей изменения и формирования геральдики страны, в которой мы живем.


II неделя


Мой любимый город. гуашь


Материал: формат А - 3, гуашь.

Цель: учить детей рисовать по памяти и с натуры, формировать у них чувство композиции, графический навык, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, обогащать цветовую палитру детей, формировать колористические способности.


Знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями. Предлагать для рассматривания репродукции с памятниками архитектуры, интересными современными постройками. Закреплять графические навыки, тренировать конструкторские способности.


Мой любимый город. гуашь




Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

ФЕВРАЛЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Лошадка. ватопластика. Дымково. Гуашь


Материал: гофракартон, вата, клейстер, гуашевые краски.

Цель: учить детей нетрадиционной лепке; знакомить с различными техниками изображения народной игрушки; развивать образное мышление, творческую фантазию, закреплять знания о дымковском промысле, традициях этой росписи. Развивать скульптурные навыки, мелкую моторику.


Знакомить детей с одним из древнейших промыслов России – дымковским, историей его возникновения и развития, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Формировать графический навык, тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.


Лошадка. ватопластика. Дымково. Гуашь


IV неделя


Матрешка. соленое тесто. Гуашь.


Материал: картон или плотная бумага, соленое тесто, гуашь, кисти.

Цель: знакомить детей с народной промысловой игрушкой, законами рельефной лепки; закреплять навыки работы с соленым тестом; учить грамотно компоновать изображение, выдерживать его пропорциональные размеры; прививать любовь к истокам родной культуры, повышать творческий интерес.


Знакомить детей с русской матрешкой, историей ее возникновения, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами того или иного региона. Знакомить с технологией изготовления традиционной русской игрушки. Тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.


Матрешка. соленое тесто. Гуашь.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

МАРТ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Кляксы – страшилки. Кляксомонотипия с прорисовкой.


Материал: гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.

Цель: научить детей выполнять творческую работу в технике монотипии с элементами живописной прорисовки (до и после оттиска), развивать образное мышление, чувство компоновки.


Закреплять графический навык, совершенствовать умение использовать различные виды, толщины, фактуру линий, предлагать для самостоятельной деятельности раскраски.


Сказочный цветок. Монотипия. Гуашь.


Материал: гуашь, акварель (по выбору), белая бумага.

Цель: научить детей выполнять творческую работу в технике монотипии с элементами живописной прорисовки (до и после оттиска), развивать образное мышление, чувство компоновки, прививать наблюдательность.


Закреплять графический навык, совершенствовать умение изображать различные объекты, используя простые геометрические формы, предлагать для самостоятельной деятельности раскраски.


II неделя


Царевна-Лебедь. Граттаж.


Материал: тушь черная (гамма) или гуашь черного цвета, плотный картон белого цвета, парафин (свеча), широкая кисть, заточенные палочки (зубочистки или плакатные перья) для процарапывания.

Цель: знакомить детей с техникой граттажа (процарапыванием слоя парафина и черной туши), учить детей составлять композицию самостоятельно, развивать графические навыки, тоновое восприятие, прививать аккуратность при выполнении творческой работы.


Прочитать детям сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане», закреплять умение изображать птиц, рыб, животных, используя простые геометрические формы, знакомить детей с тоновой растяжкой на пример черно-белой фотографии, совершенствовать умение тонировать бумагу различными способами (монотипия, лессировка, мазочковая техника и т.п.)


Царевна-Лебедь. Граттаж.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

МАРТ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Горордецкая тарелочка. Гуашь


Материал: тонированный картон или разовая картонная тарелочка, гуашевые краски, кисти различной толщины.

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам городецкой росписи в круге. Знакомить детей с характерным декоративным элементом росписи – «розаном». Развивать чувство композиционного ритма. Акцентировать внимание детей на богатство цвета, форм и линий росписи. Знакомить с традиционной для Городца «обводкой» и «оживкой». Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Знакомить детей с городецкой росписью, историей ее возникновения, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью.


Горордецкая тарелочка. Гуашь


IV неделя


Жостовский букет. Гуашь. Картон.


Материал: тонированный картон или разовая картонная тарелочка, гуашевые краски, кисти различной толщины.

Цель: учить детей составлению узоров по мотивам жостовской росписи. Знакомить детей с характерной тоновой растяжкой. Развивать чувство композиционного ритма, умение ориентироваться в пространстве заданного формата. Акцентировать внимание детей на богатство цвета, форм и линий росписи. Прививать любовь к народным промыслам, расширять знания об истории русского декоративного искусства.


Знакомить детей с жостовским подносом, историей его возникновения, обращать внимание на характерные особенности росписи: цветовую палитру, элементы, используемые мастерами. Тренировать умение рисовать тонкие линии, а также линии с утолщением, овальные и округлые элементы сразу кистью, обратить внимание на тоновую растяжку, характерную для этого вида промысловой росписи.


Жостовский букет. Гуашь. Картон.



Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

АПРЕЛЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Ракета будущего. Соленое тесто.


Материал: соленое тесто, картон, гуашь.

Цель: знакомить с рельефной лепкой, учить создавать посредством лепки неповторимые фантастические образы, развивать образное мышление и творческую фантазию. Закреплять знания о форме, умение составлять из простого сложное. Расширять колористическую палитру, учить работать красками по объемной форме.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением на космическую тематику, знакомить с историей космонавтики, первыми космонавтами, творчеством художников-космонавтов, закреплять умение изображению сложных конструктивных форм на основе элементарных геометрических фигур.


Ракета будущего. Гуашь.


II неделя


Ветка сирени. Рисование бумажным тампоном.


Материал: скрученная в виде тампончиков мятая бумага, гуашь, тонкая кисть, тонированная бумага.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями, происходящими в природе с приходом весны, развивать чувство композиции, знакомить с разновидностями нетрадиционных техник рисования, повышать интерес к изобразительной деятельности.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению на основе геометрических фигур.


Мимоза. Аппликация из скрученной цветной бумаги.


Материал: картон, цветная бумага (измельченная), клей.

Цель: формировать у детей чувство композиции, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, умению изображать с натуры и по памяти, используя нетрадиционный метод.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

АПРЕЛЬ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Жители Зооуголка. Гуашь


Материал: альбомный лист, гуашь.

Цель: формировать у детей чувство композиции, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить наблюдательности, умению изображать с натуры объекты живой природы, прививать любовь и заботливое отношение к «братьям меньшим».


Учить наблюдать за жизнью животных в зооуголке, анализировать их строение, закреплять умение изображать сложные по форме объекты на основе элементарных геометрических фигур.


Кот. Обрывная аппликация.


Материал: картон цветной или белый, цветная бумага, клей.

Цель: учить детей, методом обрывания бумаги, формировать изображение, моделировать движение. Развивать образное, конструктивное и композиционное мышление. Прививать аккуратность при выполнении работы.


Предлагать для рассматривания иллюстративный материал с изображением домашних животных, закреплять знания о геометрических фигурах, совершенствовать технику и навыки работы в аппликации при работе с различными материалами (бумага, ткань, фольга, картон, кожа и т.п.)


IV неделя


Автопортрет. Гуашь. Мелки. Фломастеры и т.д.


Материал: формат А-4, гуашь, акварель, простой карандаш, средняя кисть, фломастеры.

Цель: знакомить детей с искусством изображения человека; учить рисовать по памяти; развивать наблюдательную память; закреплять знания о компоновке, выполнении наброска; учить построительному рисованию, умению рассчитывать пропорции лица; знакомить с симметрией; развивать глазомер, колористические возможности у детей.


Закреплять знания о портрете, знакомить детей с творчеством художников-портретистов, обращать на различные виды и техники в которых работали художники. Тренировать графический навык с помощью раскрасок, рабочих тетрадей по изобразительной деятельности. Во время самостоятельного рисования.

алендарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

МАЙ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


I неделя


Пожар! Пожар!. Монотипия с дорисовыванием предметов.


Материал: тонкий картон или плотный лист бумаги (формат А-4), гуашь: красная, желтая, черная. Пластиковая доска (для лепки), кисти среднего и маленького размера.

Цель: воспитывать в детях осторожное отношение с огнем, развивать образное мышление и творческую фантазию, знакомить с нетрадиционными техниками выполнения рисунков, учить доводить работы до логического завершения.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.


Мячик - попрыгайчик. Рисование пластилином.


Материал: картон, мягкий цветной пластилин.

Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.


Продолжать знакомить детей с различными предметами, несложной формы, учить их изображать, анализировать форму, закреплять технические навыки работы различными изобразительными материалами.


II неделя


Натюрморт. Гуашь. Формат а-3.


Материал: формат А-3, гуашь, акварель, простой карандаш, средняя кисть, палитра.

Цель: знакомить детей с искусством изображения «неживой природы» - натюрмортом; учить рисовать с натуры; развивать наблюдательность, закреплять знания о компоновке, выполнении наброска; учить построительному рисованию, умению рассчитывать пропорции и соразмерности предметов; знакомить с симметрией; развивать глазомер, колористические возможности у детей.


Знакомить детей с искусством изображения натюрморта, творчеством художников, работающих в этом художественном направлении, видами и техниками изображения натюрморта, закреплять знания о линейно-воздушной перспективе, графические навыки при помощи раскрасок и рабочих тетрадей по изобразительной деятельности, развивать наблюдательность, умение делить сложную форму на простые геометрические фигуры.


Натюрморт. Гуашь. Формат а-3.


Календарно-тематическое планирование кружковой работы по изобразительной деятельности

на _____________________учебный год, старший дошкольный возраст

МАЙ


Дата


Тема, техника


Материалы, задачи


Предварительная работа


III неделя


Одуванчики в траве. Восковые мелки, акварель.


Материал: восковые мелки, плотная бумага, акварельные краски.

Цель: учить детей выполнять творческую работу любым изобразительным материалом, передавать состояние природы при помощи цветового колорита, добиваться нужного оттенка путем гармоничного сочетания разноцветия мелков и акварельных красок; развивать композиционное чувство, умение выполнять набросок грамотно и выразительно.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.


Забавные гусенички. Рисование пластилином.


Материал: картон, мягкий цветной пластилин.

Цель: учить детей видеть прекрасное вокруг, наблюдать за изменениями, происходящими в природе, развивать мелкую моторику пальчиков, чувство композиции, колористические способности.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением насекомых, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.


IV неделя


Цветики-цветочки. Монотипия, кляксография, традиционная техника. Заготовки для вырезывания.


Материал: цветная, оберточная и белая бумага, гуашь, акварель.

Цель: учить детей создавать неповторимые образы, развивать колористические способности и творческую фантазию.


Предлагать детям для рассматривания иллюстративный материал с изображением цветущих растений, прививать наблюдательность за живой природой на прогулках, закреплять умение изображению в нетрадиционной технике.


Цветущая полянка. Коллективная композиция.


Материал: ватман, заготовки цветов, гуашь, акварель.

Цель: формировать у детей чувство композиции, умение ориентироваться в пространстве заданного формата, учить творить коллективно, развивать фантазию.


Учить детей работе в коллективе, закреплять знания о линейно-воздушной перспективе, развивать наблюдательность, умение любоваться живой природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности (области «Познание», «Физическая культура и здоровье») в старшей группе

ТЕМА: «Состав числа 7 из двух меньших чисел. Порядковый счет в пределах 10. Дни недели. Форма предметов»по мотивам сказки Астрид Линдгрен: «Малыш и Карлсон»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим миром) в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познание»(ознакомление с окружающим миром)в средней группеТема: «Путешествие Лунтика»...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим миром) в разновозрастной группе (4-6 лет) Тема: «Воздух».

Занятие направлено на развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширение знаний детей о воздухе....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности области «Познание. Формирование целостной картины мира» в старшей группе оздоровительной направленности «Солнышко» Тема: «Чудеса в весеннем лесу»

Конспектнепосредственно – образовательной деятельностиобласти «Познание. Формирование целостнойкартины мира»в старшей группе оздоровительной направленности«Солнышко»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...