Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Воздух-невидимка".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кильдишова Светлана Николаевна

Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности для детей старшей возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЗДУХ НЕВИДИМКА»

Старшая группа

 Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования  

 с воздухом.

 Задачи:

Познавательное развитие:

  1. Развивать познавательную активность, любознательность;
  2. Дать представление о том, что воздух обладает свойствами: воздух невидим,  воздух без запаха; а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  3. Способствовать овладению различными способами обнаружения воздуха (его можно поймать, почувствовать);
  4. Научить проводить несложные опыты с воздухом;
  5. Формировать основы экологической культуры, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Речевое развитие:

Расширять и активизировать словарь детей,

Развивать связную речь,

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.

Художественно-эстетическое развитие: 

Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Физическое развитие:

Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно.
Испытывать положительные эмоции при физической активности.

Формировать навыки здорового образа жизни.

Методы и приемы:

      Наглядные  – наблюдение, рассматривание  иллюстраций,  упражнение, показ.

      Словесные – беседа, объяснение, художественное слово, вопросы.

      Практические – опыты с воздухом, игровые упражнения.

Виды детской деятельности:  познавательно-исследовательская,  

коммуникативная, игровая, продуктивная. 

Количество детей: подгруппа.

Оборудование: магнитная доска – 2 шт., силуэт Незнайки, корзинка, воздушный  шарик, шарики гелевые, символы «доброго и злого» ветра, иллюстрации   «доброго и злого» ветра, свеча, пинцет, стекло, зажигалка; на каждого ребёнка: пакеты полиэтиленовые, стаканы пластиковые, коктейльные трубочки, лист бумаги (формат А5); аудиозапись послания Незнайки.

ТСО: ноутбук, колонка.                    


Ход познавательно-исследовательской деятельности:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый  улыбнётся — 
День по-доброму начнется!

Воспитатель: Ребята, мы все веселые, радостные. Но не всегда бывает весело. Почему люди бывают грустными? (Ответы детей)

Посмотрите, а вот  Незнайка и он грустит. Давайте у него спросим, что случилось? (Запись голоса Незнайки)

Воспитатель:  Ребята, поможем Незнайке? Как вы думаете, почему у него не получилось полететь? (Ответы детей).

Воспитатель: А где же его взять? Что бы выяснить, где находится воздух, какой он, предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в нашу лабораторию, но сначала давайте вспомним, как вести себя там:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушать воспитателя.

 Воспитатель: Подходите к своим местам.

Вокруг нас и вокруг всей 3емли есть воздух. Всё живое на земле дышит воздухом.

ОПЫТ 1.

Оборудование: Целлофановые пакеты на каждого ребёнка.

Воспитатель:  Ребята, вы видите вокруг себя воздух?

Дети: Нет, не видим!

Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух и увидеть его?

У вас есть пакеты, раскройте их и сделаете несколько волнообразных движений. Потом быстро закрываете пакет. Что мы видим? (Пакет надулся).

Что у вас внутри пакета? (Воздух)

Какой воздух? (Прозрачный, невидимый)

Давайте выпустим невидимку. Открываем пакет. Отложите в сторонку пакеты.

Какой мы можем сделать вывод? (Воздух прозрачный, невидимый). 

Чтобы его увидеть, что надо сделать? (Чтобы его увидеть, надо его поймать)

Обозначим невидимый воздух - вот таким знаком. (Показать знак и попросить ребёнка прикрепить его на магнитную доску). 

Давайте поиграем с пакетиком.

Гимнастика для глаз (авторская разработка).

На пакетик посмотрите,

Глазки влево отведите.

Снова прямо посмотрите,

Глазки вправо отведите.

А теперь посмотрим вверх

И опустим глазки вниз.

Нарисуем с вами круг,

Чтобы увидеть все вокруг.

Теперь глазки закрываем

И немного отдыхаем.

Воспитатель: Сейчас можно присесть.

Вот интересно, внутри человека есть воздух? Как вы думаете? Давайте проверим!

ОПЫТ 2.

Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки!

Вывод: Воздух есть внутри нас! Мы дуем в трубочку, и он выходит! Но чтобы подуть еще, сначала мы снова вдохнем воздух через нос, потом выдохнем в трубочку и получатся пузырьки.

Присутствие воздуха внутри нас,  мы обозначим - вот таким знаком. (Показать знак и прикрепить к доске). 

Физ. минутка «Самолёт». 
Мы отважные пилоты 
За штурвалом самолёта. (Руками изображают, как крутят штурвал). 
Самолётик-самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову). 
Отправляется в полёт.
Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз). 
Я налево полечу (поворот налево). 
Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз). 
И направо полечу (поворот направо руки в стороны). 
Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз). 
Мы летаем высоко (руки поднять вверх). 
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль). 
Мы летали , утомились 
И на стулья приземлились! (Присесть)

Опыт 3.

Воспитатель: Ребята, а как можно почувствовать воздух? (Вдохнуть). Давайте помашем руками. Что вы чувствуете? (Ветер, воздух).

В очень давние времена, люди, для того, чтобы им не было жарко, использовали веер. Давайте каждый из вас попробует сделать свой веер. (Дети складывают листики и делают веера).Давайте поработаем веером. Что вы чувствуете? (Ветерок). Он такой же силы, каким был при взмахе рук? (Ответы детей) Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.

Какой мы можем сделать вывод? Ветер - это движение воздуха,

Предлагаю вам поиграть в игру «Добрый и злой ветер».

Воспитатель: Ветер бывает помощником для человека, это ветер, который приносит пользу или наслаждение. Мы его обозначим вот таким символом (педагог показывает прикреплённый к доске символ). А бывает ветер разрушитель, который наносит вред. Мы его обозначим вот таким символом (педагог показывает прикреплённый к доске символ). Сейчас, тот, кого я назову, подходит к столу, берёт одну картинку, показывает всем и объясняет какой это ветер и почему он так думает и прикрепляет изображение под соответствующим символом.

- Вот какой разный ветер. Теперь подумайте и скажите, какой бывает ветер?

(Сильный, слабый, приятный, ласковый, тихий, прохладный, теплый, освежающий, нежный, приятный, быстрый, резкий, незаметный)

- Молодцы, ребята.

Какой можно сделать вывод? Ветер может приносить пользу, и ветер может наносить вред.

Воспитатель: Теперь отправляемся к следующему открытию.

Опыт 4.

Оборудование: нарезанные апельсин, чеснок, духи.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, воздух имеет свой запах? (ответы детей).

 Тогда, пройдите сюда, закрывайте глаза и не подглядывайте. (Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах апельсина, духов, чеснока) – Как вы думаете, запах чего вы почувствовали? (Ответы детей). Давайте дальше пройдём. (Пройти в 3 места) 

Воспитатель: Мы с вами сказали, что воздух не имеет запаха, но вы же почувствовали разные запахи? 

Какой мы можем сделать вывод? Воздух не имеет собственного запаха, но может передавать запах другого вещества или предмета.

И обозначим этим знаком. (Показать знак). Занимайте свои места.

Опыт 5.

Оборудование: Свеча на подставке, стеклянная крышка, зажигалка.

Воспитатель: Ребята, что это? (Свеча). Издавна считалось, что свеча даёт людям, что…? Как вы думаете, может ли она загрязнять воздух? (Ответы)

Давайте её зажжем и проверим. (Подержать над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стеклянную крышку).

Воспитатель: Ребята, что это на крышке? (Грязь). Вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить стекло. А если оно загрязняет стекло, значит, что ещё оно загрязняет? (Воздух).

 Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Дети: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

Воспитатель: А что помогает очищать воздух? Важными очистителями воздуха являются растения.

Какой можно сделать вывод? Воздух загрязняется, но его можно очистить. Но всё- таки надо стараться не загрязнять воздух.

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Посмотрите, на знаки-символы и скажите, какие свойства воздуха они обозначают? Дети перечисляют свойства воздуха.

Воспитатель: Сегодня с вами мы очень много узнали о воздухе, а  Незнайке мы помогли? (Нет). Как мы  поможем ему? 

Дети: Надо надуть шарик.

Ваня надуй шарик. (Подбросить вверх, а шарик опускается вниз). Ребята, видите, шарик, надутый простым воздухом не может взлететь, чтобы он взлетел нужно надуть его специальным газом.  

Посмотрите вокруг, есть такой шар у нас в группе? (Нет). А у меня есть.

Давайте подарим эти шарики Незнайке и он сможет улететь к своим друзьям. (Привязать к корзинке и отпустить шар). Когда мы с вами выйдем на прогулку, подышать свежим воздухом, поможем улететь Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Грибы для белочки» Возрастная группа: средняя

конспект составлен для детей средней группы. Основная цель: научить детей рисовать грибы. Задачами являются: продолжать знакомить детей с овальной формой, познакомить с геометрической фигурой - полукр...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (пластилинография)

Цель. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом.Учить выполнять изображения клоуна в нетрадиционной технике исполнения – пластилинография. Развивать ч...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области “по продуктивным видам деятельности” (декоративное рисование)

Цель. Продолжать знакомство детей с Городецкой росписью, её колоритом, особенностями.Задачи. Учить выделять новый элемент узора – птицу, особенности её формы, украшения, сочетание цветов. Развив...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность: рисование» Тема: «Ежик» Возрастная группа: старшая

данное занятие составлено для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования: оттиск скомканной бумагой. Использовалась литература Д.Н. Колдина "Рисование в детсом саду&qu...