«Как звери живут в лесу зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Макарова Елена Александровна

Конспект непосредственно-организованной деятельности  по окружающему миру с детьми средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zveri_zhivut_v_lesu_zimoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Как звери живут в лесу зимой»

(средняя группа)

Цель: Формирование у детей познавательного интереса к животному миру.

Задачи:

1.Продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

2.  3акрепитъ представление детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать ярусность смешанного леса.

3. Дать представление детям о простейшей пищевой цепи; трава - травоядное – хищник.

4. Воспитывать бережное отношение к природе и к друг другу.

Оборудование: Игрушки – лось, белка, заяц; разрезная картинка – заяц; белый лист бумаги; белый и серый заяц, корзинка.

Ход занятия:

- Ребята, в этой корзиночке кто-то сидит! Если отгадаете загадку, то узнаете, кто это.

"И ушаст, и глазаст,

И пугаться горазд,

3аберется в куст  и спит,

Кочерыжку съест и сыт." (заяц)

-Вот этот зайчик. Он сказал, что хочет погостить у нас в группе и рассказать, как не  просто жить зимой в лесу? Присаживайся Зайка. Мы тоже можем тебе рассказать о жизни зверей в лесу зимой.

Проводится беседа по вопросам.

Кто может сказать что такое лес для животных и растений?(ответы, обобщение).Да. Лес – это дом для растений и животных.

Кто из вас был в лесу? Когда, с кем, зачем?

Что растет в лесу? (ответы детей)

Вы помните , мы говорили с вами, какие животные питаются  растениями? (лось, заяц, белка)

Как называются такие животные ? ( травоядные).Да, они едят травку, листья, корешки, а сами становятся добычей  хищников).

-Каких животных называют хищниками? ( Это - те звери и птицы, которые питаются мясом других животных - это волк, лиса, медведь).

Трудно живется зимой в лесу животным? (ответы детей) Почему?

И хищникам, и травоядным голодно и холодно.

Ребята, давайте научим нашего 3айчика,  согреваться в зимние холода.

Физминутка:

Скачут зайки

 скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают-

Не идет ли волк,

Раз - согнуться, разогнуться,

два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка -

3aйцев целая ватага.

Вдоль по краешку оврага

Прыг да скок, прыг да скок...

И тихонько в свой домок.

Ребята, а лес можно сравнить с многоэтажным домом. (показывает модель «Этажи леса»)

Давайте посмотрим, какие же есть у леса этажи. (рассматривают). На первом этаже растут травы, на втором этаже растет кустарник, на третьем этаже и выше растут деревья.

 На всех этажах живут животные. Лес - это их дом. Животные живут на том этаже, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить убежища.

На каком этаже живет белка? (На cамом высоком этаже леса, но может спускаться и вниз).

Чем белка питается? (белка питается орехами, грибами, желудями, шишками)

-Но зимой нет ни грибов, ни желудей, ни орехов?

Чем же питаются белки зимой? (Летом и осенью белки собирают семена, орешки, жёлуди, сушат грибы, накалывая их на ветви. Все, что собрали и высушили, белки прячут в дупло, создают себе запас еды в такой кладовочке. А зимой их находят и едят).

Посмотрите на нашу белочку. Что защищает белочку от холода? (У белочки теплая серебристая шубка).

Что помогает белке так легко передвигаться по деревьям? (У белки острые когти, которыми она цепляется за деревья). Она очень ловко передвигается по деревьям, а иногда спускается на землю.

А у белочки есть враги? Как она от них спасается? (Белка быстро передвигается, умеет прыгать с дерева на дерево).

Ребята, зайчик привел к нам своего друга, очень красивое животное:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)(достает из корзинки игрушку-лося) 

На каком этаже леса живёт лось? (На 1 этаже).

А чем питается лось? Я вам расскажу! (Основным кормом лосей являются листья кустарников и деревьев, зимой их ветки).

Но даже у такого крупного животного, как лось, тоже есть враги. Как вы думаете, кто?(ответы- волк). Как лось защищается от врагов? (Лось умеет быстро бегать, у него высокие сильные ноги, может ударить копытом).

3айчик,(обратиться к игрушке) а кого ты еще привел в гости? (достает зайчика)

На каком этаже леса живёт заяц? (На самом нижнем "этаже", на первом).

Ребята, летом зайцы едят траву, а зимой, когда снег глубокий, чем питаются зайцы? (Обгладывают кору деревьев, ветки кустарников) Чтобы обгладывать кору деревьев, нужны очень острые зубы.

У зайчиков много врагов из тех, кто любит полакомиться их вкусным мясом.

Кто враг зайчика? (Лиса, волк).

-Да, это и лисы, и волки, и собаки, и хищные крупные птицы, и охотники

Как зайцы спасаются от врагов? Одно спасение у зайцев - быстрые ноги. А еще зайцу помогает шуба - "невидимка" .

Почему шу6ку зайчика можно назвать "невидимкой"? (На белом снегу в белой пушистой шубке он почти незаметен).

Ребята, у зайчика нет ни дупла, ни норы, где бы он мог спрятаться. Что же ему помогает выдержать зимние холода?

(Теплая, пушистая шубка). Выроет зайчик ямку в снегу, ляжет в нее и спит.

Демонстрация модели маскировки.

Ребята, вот белая, снежная полянка. (лист белой бумаги формат А-3, картинки двух зайчиков). Прискакали на нее два зайчика: один Русачок (он не успел сменить осеннюю, серую шу6ку на зимнюю, белую), а другой - Белячок (он уже в шубке - "невидимке").

Какого зайчика мы очень хорошо видим на снегу? (Русачка)

Почему мы его видим? (Снег белый, а шубка серая).

А какой зайчик почти незаметен?  Почему?

3айчик в белой шу6ке на белом снегу почти незаметен, но он должен находиться неподвижно.

Спасибо Зайка, что рассказал нам, как в лесу непросто жить. Все животные, которые там есть, приспособлены к трудным зимним условиям. Спасибо и вам, гости дорогие, что зашли к нам. Погостите немножко, а потом вернетесь в лес.(усаживает игрушки на полочку).

А мы давайте поиграем и  составим из разрезных картинок "портрет" зайца, лося и белочки.( играют с разрезными картинками). Молодцы. Все справились. Пусть наши гости полюбуются!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: НОД с детьми первой младшей группы «Дикие звери живут в лесу»

Цель: формировать у детей интерес к познавательной деятельности, расширять словарный запас у детей, учить рисовать кистью, развивать координацию движений.ЗадачиФормировать умение соотносить предмет с ...

Конспект занятия в первой младшей группе: <<Дикие звери живут в лесу>>.

Программное содержание.1. Формировать умение соотносить предмет с его словес­ным обозначением. Формировать словарь по теме (названия животных: медведь, лиса, заяц; части тела животных: лапы, хво...

Занятие в группе раннего возраста на тему «Дикие звери живут в лесу»

Занятие в группе раннего возраста на тему «Дикие звери живут в лесу»...

Занятие в группе раннего возраста на тему «Дикие звери живут в лесу».

Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме (названия животных: медведь, лиса, заяц; части тела животных: лапы, хвост, уши). Развивать умение д...

Дикие звери живут в лесу

1.Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением. Формировать словарь по теме (названия животных: медведь, лиса, белка заяц; части тела животных: лапы,  хвост, уши)....

Окружающий мир на тему : «Дикие звери живут в лесу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе раннего возраста  по образовательной области: «окружающий мир» на тему : «Дикие звери живут в лесу» для дет...