План-конспект нод по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чиненова Анжела Анатольевна

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в зимний лес" (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи  для детей 5- 6 лет

Тема НОД: «Путешествие в зимний лес»

 Цели:

- расширять знания о внешних признаках, повадках, зимнем образе жизни лесных обитателей;

- повторить правила поведения на природе;

- развивать интерес к миру природы;

- обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

- учить сравнивать, анализировать, создавать простейшие причинно-следственные связи;

-воспитывать любовь к птицам, желание им помогать в зимних условиях.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о природе, русских народных сказок о животных; отгадывание загадок; рисование лесных зверей; беседы о правилах поведения в лесу; беседа о сезонных изменениях в  природе.

Оборудование: макеты деревьев; аудиозаписи музыки В. Шаинского, П.И. Чайковского; шапочки зверей (заяц, лиса, волк, медведь); нарисованные на ткани следы лисы, птиц, зайца, волка, медведя.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

(звучит негромкая музыка, дети входят в группу)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- Ребята, я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

 Воспитатель: О каком времени года говорится в  загадке?

 Дети: В загадке говорится о зиме.

Воспитатель: Назовите мне, пожалуйста, приметы зимы.

Дети: Приметы зимы – выпадает снег, вьюга воет, холодный ветер дует, мороз, реки и озера покрываются льдом, ночь длиннее, а день короче, некоторые звери меняют цвета шубок, утепляют свои шубки, кто-то из зверей засыпает. Растения сбрасывают свою листву.

Воспитатель: А как люди готовятся к зиме?  Какую одежду носят зимой?

Дети перечисляют.

Воспитатель: Давайте мы с вами оденемся потеплее и отправимся в путешествие в зимний лес.

 Дети имитируют, что надевают штаны, куртки, валенки, шапки.

 (Звучит негромкая тихая музыка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть люди, которые любят узнавать новое, интересное. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы слышали о таких людях, и, наверное, знаете,  как их называют?

Дети: Путешественники.

Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже будем путешественниками. А на чем мы доберемся в лес, на чем доедем?

Дети: На лыжах, на санках.

Воспитатель: Хорошо, и мы с вами пойдем на лыжах!

  (Дети встают и под музыку имитируют ходьбу на лыжах)

  1. Основная часть

Воспитатель:  Вот мы и в лесу. Посмотрите, ребята, какая красота: деревья стоят в снежном убранстве, принакрылись снежными шапками, а какая в лесу тишина…

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети: Нельзя рубить деревья, так как они – зеленые легкие планеты, они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В лесу нельзя шуметь: можно напугать диких животных. Нельзя разводить костер в лесу, так как может произойти пожар и сгорит весь лес. Нельзя мусорить в лесу и ломать ветки деревьев.

Дети перечисляют, а воспитатель показывает карточки, на которых нарисованы правила поведения в лесу.

Воспитатель: Ребята, идем дальше. И что же мы с вами видим? Чей это след?

Дети: Мы видим след лисы.

Воспитатель: Опишите, какая лиса? (показывает иллюстрацию с изображением лисы)

Лиса – хищница, она очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Залезает в любую норку в лесу и там живет. Лиса слышит писк мышей под снегом, разрывает снег и ловит их.

Воспитатель: А как лиса ходит?

 Дети  показывают, как крадучись ходит лиса.

Давайте построим цепочку семейства лисы: папа – лис, мама – лиса, детеныш – лисенок, а много – лисята. В каких русских народных сказках мы с вами встречаемся с лисой?

Дети: В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса - журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».

Воспитатель: Ребята, а это чьи следы?

Дети: Это следы птичек.

Воспитатель: На какие две группы делятся все птицы? (показывает иллюстрации с изображением птиц)

Дети: Птицы делятся на перелетных и зимующих.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети перечисляют.

Воспитатель: А теперь назовите зимующих птиц.

Дети перечисляют.

Воспитатель: Что для птичек зимой страшнее: холод или голод?

Дети: Для птичек зимой страшнее голод, так как им нечего есть, и наша задача их подкармливать.

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птичек зимой?

Дети: Птичек зимой мы можем подкормить: семечками, зернышками, пшеном.

Воспитатель: Давайте мы с вами сейчас попрыгаем как птички, поклюем зернышки.

Воспитатель: Ребята, отгадайте о ком эта загадка?

Живу в лесу и на лугу,

      Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки.

  Косоглазый, маленький

        В белой шубке, в валенках.

(Заяц)

Давайте найдем заячьи следы.

Дети находят.

Воспитатель: Ребята опишите зайца, какой он, какие у него повадки?

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением зайца

Дети: Зайка прыгает, у него длинные уши, он меняет шубку два раза в год. Летом он серый, зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметным для хищников. Зимой зайцы питаются корой деревьев и ветками кустарников, так как другой еды в это время года нет.

Воспитатель: А как зайчонок прыгает?

Дети прыгают как зайчонок.

Воспитатель: Давайте составим цепочку заячьей семьи: папа – заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок, а много – зайчат.

Встаем на лыжи и идем дальше путешествовать.

А это чей след? Может быть, вам отгадать поможет моя загадка?

На овчарку он похож,

        Что не зуб, то острый нож.

     Он бежит, оскалив пасть,

  На овцу готов напасть.

(Волк)

Воспитатель: Ребята, опишите волка, какой он, какие у него повадки? (показывает иллюстрацию с изображением волка)

Дети: Волк к зиме не меняет цвет шубки, просто она становится теплее и толще. По лесу он бродит голодный и злой. По ночам часто воет. Охотится за больными и мелкими животными: зайцами волками и мышами.

Воспитатель: Покажите, как волк рыщет зимой по лесу.

Дети изображают волка.

Давайте построим цепочку семейства волка: папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, а много – волчата. Ребята, в каких русских сказках мы встречаемся с волком?

Дети: В сказках «Волк и лиса», «Лисичка – сестричка и Серый волк», «Иван царевич и Серый волк», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: А это чей след? А загадка вам поможет.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь)

Воспитатель: Опишите медведя, какой он? (показывает иллюстрацию с изображением медведя)

Дети: Медведь – крупный лесной зверь. Питается медведь, корешками, ягодами, очень любит речную рыбу. К зиме он утепляет свою шкуру и запасает много жира. Всю зиму спит и ничего не ест и не пьет. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу  очень злой. Такого медведя называют шатун.

Воспитатель: Покажите, как ходит медведь.

(Ребята изображают медведя)

Теперь составим цепочку медвежьей семьи: папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок, много детенышей медвежата.

В каких сказках мы встречаем медведя и какой он чаще всего?

Дети: В сказках «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Медведь и солнце». Медведь в этих сказках бывает: глупым, наивным, доверчивым, даже трусливым.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие по зимнему лесу. Вставайте на свои лыжи и пойдем.

Дети идут под музыку.

Мы приехали в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были? Что нового вы узнали? В следующий раз мы отправимся в лес весной и посмотрим, что же там изменилось.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...

План-конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему "У бабушки в деревне"

конспект открытого занятия по окружающему миру для 2 младшей группы "У бабушки в деревне"...