Проект "Умелые ручки"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_umelye_ruchki.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Зырянская общеобразовательная школа

(дошкольное образование)

Детский сад №2

ПРОЕКТ

Тема «Умелые ручки»

Руководитель проекта воспитатель: Николайченко М.Г.

с. Зырянское 2012г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что её развитие стоит начинать как можно раньше, слышали многие.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие, за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

  • Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;
  • Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики;
  • Изготовление родителями игрушек, развивающих мелкую моторику рук, для группы;
  • Разработка методических рекомендаций по работе с развивающими играми.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛИЛА СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Раскрыть перед родителями важность занятий с развивающими игрушками, которые помогают развивать речь детей, улучшают мыслительную деятельность, стимулируют фантазию детей, помогают проявлять их творческие способности, подготавливают руку к письму, приносят ощущение радости взаимопонимания.
  • Организовать деятельность родителей по изготовлению развивающих игр.
  • Разработать методические рекомендации.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • Дети второй младшей группы;
  • Родители;
  • Воспитатель группы

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

  • В течение учебного года

ТИП ПРОЕКТА

- по предмету деятельности:                прикладной

- по времени реализации:                долгосрочный

- по количеству участников:                групповой

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные лица

Подготовительный

Выбор темы проекта и его разработка

Сентябрь

Воспитатель

Проведение родительского собрания

Сентябрь

Воспитатель

Проведение диагностики сформированности мелкой моторики рук.

Сентябрь

Воспитатель

Подготовка иллюстраций для демонстрирования родителям

Сентябрь

Воспитатель

Этапы работы

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные лица

Подготовительный

Изготовление буклетов «Развитие мелкой моторики»

Сентябрь

Воспитатель

Подготовка письменных консультаций для стенда информации

Сентябрь

Воспитатель

Разработка методических рекомендаций, которые включают элементы занятий с развивающими играми.

Сентябрь

Воспитатель

Основной

Работа с родителями: проведение консультаций, семинаров – практикумов с использованием мультимедийного оборудования.

В течение учебного года

Воспитатель

Изготовление развивающих игр для детей

Октябрь - Ноябрь

Родители

Включение элементов занятий с развивающими играми в конспекты занятий и режимные моменты.

В течение учебного года

Воспитатель

Заключительный

Диагностика развития мелкой моторики рук, развития речи в конце учебного года.

Май

Воспитатель

Брифинг с родителями по теме проекта «Умелые ручки»

Май

Воспитатель

Проведение выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Май

Воспитатель

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- У ребят улучшиться мелкая моторика рук, что даст им возможность в дальнейшем овладеть более сложными движениями, подготовит их руки к письму;

- Будет развиваться внимание, мышление, наблюдательность, воображение, речь;

- Будет формироваться художественный вкус.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Развитие проекта видится в дальнейшей успешной работе с родителями. Переход к более продуктивной творческой деятельности с детьми, знакомство и работа в технике квиллинг и оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...