Проект "Лук - зеленый друг"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Сильчева Наталья Александровна

Проект «Лук - зеленый друг»

 

«Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг»

 

1. Вид проекта: проектно – исследовательский.

2. Автор проекта: воспитатель Сильчева Н.А.

3. Продолжительность проекта: краткосрочный 2015г  февраль - март.

4. Предмет исследования: лук.

5. Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатель.

6. Возраст детей: младший дошкольный возраст.

Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, читают и сочиняют сказки, вместе с родителями ищут информацию в энциклопедиях, рисуют.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

 

Цель проекта:

·         Формировать основы исследовательской деятельности у детей в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом;

·         Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях;

·         Узнать о пользе лука;

·         Формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи проекта:

·         Формировать представления детей о необходимости светла, тепла, влаги, почвы для роста луковиц;

·         Развивать поисковую деятельность;

·         Фиксировать различия, учить связывать причину ии следствие, правильно строить суждения, делать вывод;

·         Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда;

·         Воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность

Этот проект дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности  и коммуникативные навыки.

Проектная идея:

Объединить детей, родителей, воспитателя в совместной деятельности, создать в группе детского сада огород на подоконнике (выращивание лука).

Гипотеза:

 

·         Из луковиц можно вырастить зеленые перья.

·         Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов,  обнаружить изменения в состоянии роста корней и перышек.

 

 

Содержание и реализация проекта.

Исследование репчатого лука.

Цель: совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

·         Беседа: «Для чего нужен огород на подоконнике?»

·         Дидактические игры: «Вершки – корешки», «Овощи и фрукты». Проведение дидактических игр « Где растет?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

·         Инсценировка сценки «Спор овощей». Чтение сказки «Лук – зелёный друг»

·         Рассматривание луковиц и семян лука и других овощей, посадка лука.

·         Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука».

·         Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища».

·         Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме , размеру, вкусу).

·         Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях.

Результаты внедрения проекта по образовательным областям:

Образовательная область «Познание»:

Цель:

·         Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.

·         Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.

·         Наблюдение за ростом лука,

·         Д/игры: «Найди такие же», «Один и много», «Что лишнее?», «Чего не стало».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Цель:  совершенствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение увиденного и прочитанного на рисунках.

·         Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке

·         Чтение А. Барто и И. Знаменской «Огород»

·         Составление рассказов  и сказок о луке «Как лучок появился на грядке», «Зелёный доктор»

Образовательная область «Физическая культура»

·         Формирование представлений о ЗОЖ

·         Беседа «Витамины». «Полезная пища».

·         упр. «Перенеси овощи»

Образовательная область «Социализация»

·         Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.

·         Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.

·         С/р игра «Семья», «Магазин»

Образовательная область «Труд»

·         Посадка лука

Образовательная область «Безопасность»

·         Д/игра «Полезно-вредно»

Предполагаемый результат:

·         Дети научаться сажать лук и ухаживать за ним;

·         Познакомятся с разными условиями его содержания;

·         Узнают о пользе лука;

·         Приобретут элементарные навыки исследовательской деятельности.

 

Проект рассчитан на 5 недель.

I этап подготовительный (1 неделя)

·         Подборка художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи;

·         Подборка дидактического материала.

·         Создание предметно-развивающей среды (картинки, игрушки, трафареты «Овощи»,

·         Создание игровых ситуаций: «Овощной магазин», «Свари обед», «Накорми куклу»;

·         Проведение бесед о пользе овощей, витаминов; -

·         Подготовка ёмкостей с водой (индивидуально украсить стаканчик), репчатый лук по количеству детей.

Работа с родителями.

·         Провести работу с родителями «Участие в проекте «Зеленый лучок на подоконнике».

·         Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.

·         Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зеленый лучок на подоконнике»;

предложить родителям приобрести для проведения проекта контейнеры, землю, луковицы для посадки;

·         Домашние задания: просмотр и обсуждения мультфильма «Лунтик. Лук», выращивание дома на подоконнике зеленого лука, составление рассказов о том, как сажали и ухаживали за луком в домашних условиях, расширение представлений об употреблении зеленого лука в пищу;

·         Разбивка грядок на подоконнике;

II этап исследовательский (3  недели)

Цель:

·         Учить детей замечать, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения ( начало прорастания) с наличием благоприятных условий;

·         Развивать у детей познавательный интерес к луку;

·         Проведение опыта. где дети наблюдают за ростом лука;

·         Установить связи  растения-земля, растения-свет, растения-человек;

·         Результат экспериментов фиксировать в детских рисунках и фотоматериалах;

·         Сформировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для роста;

·         Выработать навыки посадки лука в контейнер   в стакан с водой.

 На 5 день посадки дети обнаружили изменения в состоянии луковиц ( рост корней).

Сравнивают луковицы, делают выводы самостоятельно. При необходимости помогает детям в рассуждениях детей.

 

На 10 день дети поочередно рассматривали луковицу, дети обнаружили изменения. Затем было предложено сравнить луковицы между собой, найти различия и сделать самостоятельно вывод отчего они происходят.

Лучше всех проросла луковица у которой были благоприятные условия (вода, свет, тепло, земля).

 

На 13 день у луковицы есть тепло, влага. Почва, но нет света, она проросла, но перья – стали желтого цвета.

Сравнивая луковицы дети заметили, что луковица, которая растет в благоприятных условиях имеет длинные корни и хорошую зелень.

Воспитатель продолжает учить  детей правильно строить суждения и делать выводы.

 

На 18 день дети продолжают наблюдать за изменением растущих луковиц, учатся связывать их с факторами внешней среды, выявлять различия в росте зелени  у разных луковиц, устанавливать их причины.

 

На 20 день дети обнаружили следующие изменения подросшую зелень, похудевшую луковицу, обсудили причины отставания в росте некоторых  экземпляров.

Воспитатель предлагает детей сравнивать условия, при которых растут луковицы, подводит к выводу, что только полный комплекс условий обеспечивает хороший рост зеленого лука.

Рост луковицы в воде: очень длинные корни, зелень проросла незначительно.

Рост луковицы без воды и почвы: (без изменений).

 

На 22 день луковицы выставили на свет и через 2 дня перья позеленели ( недостаток света- перья желтые, слабые). При достаточном освещении растения крепнут, развиваются быстрее.

 

III этап заключительный (1 неделя)

Цель:

·         Подведение итогов реализации проекта

·         Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей;

·         Сформировать представления об основных потребностях  лука. условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло);

·         Выработать навыки посадки лука в землю, в стакан с водой;

·         Выставка рисунков— аппликаций, поделок «Зеленый лучок»;

·         Д/и: «Угадай на ощупь», «Найди лишний» «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное» «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»,  и т.д.;

·         Изготовление наглядно-стендовой информации для родителей «Лук от всех недуг».

·         Презентация «Зеленый лучок на подоконнике»;

·         Развлечение «Праздник лука».

 

Творчество детей «Зеленый лучок»

Результат проекта:

  • Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
  • Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
  • Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Лук – зеленый друг».
  • Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

·         Дети научились сажать лук и ухаживать за ним;

·         Узнали о чудодейственном влиянии лука на здоровье человека;

·         Познакомились с разными условиями содержания лука;

·         Научились сравнивать. Анализировать, делать выводы;

·         Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;

·         Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда.

Вывод

·         Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

·         Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

·         Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим ЛУК.

Дневник наблюдений «Посадка лука»

        Посадка лука

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зеленый друг"

В проекте представлены материалы для организации занятий экологического содержания для детей дошкольного возраста....

Презентация "Зеленый друг"

Презентация к проекту "Зеленый друг"...

Проект "Зеленый друг"

Проект "Зеленый друг"...

Проект "Лук - зеленый друг"

Проект исследовательский в средней группе....

Проект "Мой лук - зеленый друг"

Огромную роль в экологическом воспитании   ребенка дошкольника играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, пл...

Презентация "Лук - мой зеленый друг"

Огромную роль в экологическом воспитании   ребенка дошкольника играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Умение вырастить на своем земельном участке овощи, пл...

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг!

Шире круг, шире круг! Здравствуй, наш зеленый друг! ...