Реализация ФГОС ДО посредством НОД "Волшебные свойства воды" в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лабовская Светлана Владимировна

Направление образования и развития - познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; Цель: создание условий  для формирования у детей старшего дошкольного возраста  представлений о свойствах воды, используя метод экспериментирования,   нетрадиционный способ рисования: кляксография; основ экологического сознания; обогащения лексики детей по заданной теме, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_volshebnye_svoystva_vody_raspechatat.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая  логопедическая

Тема НОД:  «Волшебные свойства воды».

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие  (рисование)

Цель: создание условий для формирования представлений о свойствах воды, используя метод экспериментирования,   нетрадиционный способ рисования: кляксография (выдувание изображения  через коктейльную  трубочку).

Задачи:

-формировать представления о свойствах воды,  основы экологического сознания; умение устанавливать причинно-следственные  связи;

-развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и  инициативу,  воображение, коммуникативные и  творческие способности детей; умение строить высказывание, делать выводы на основе практической деятельности;

-приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-прививать интерес к использованию нестандартных способов  изобразительной деятельности;

-воспитывать бережное отношение к воде; уверенность в  своих силах, способствовать позитивной социализации детей с ОНР;

-соблюдать двигательный режим, следить за осанкой; развивать дыхательный аппарат у детей с ОНР. 

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная,  изобразительная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование,  изготовление продукта детского творчества (рисование с использованием приёма кляксографии), дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика.

Оборудование:

Для педагога:  мультимедийный проектор; видеоролик «Путешествие капельки или что нам рассказал компьютер», аудиозапись «Песня Капитошки»;     прозрачные пластиковые  стаканы,  стеклянная тарелка,  пластиковые блюдца,  чайные ложки,  молоко, соль, песок, подсолнечное масло, сок,  чистая вода, кофе, духи,  ледяные фигурки в контейнере; мяч.

Для детей: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки,   салфетки сухие и влажные,  пластмассовые одноразовые стаканчики,  коктейльные трубочки, пластиковые ложечки, альбомные листы формата А4 на каждого ребёнка;   жидко разведенные в мисочке гуашевые  краски, краски для дорисовывания  в палитре, ватные палочки.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Звучит аудиозапись «Звуки природы: дождь»

Сначала издалека, затем громкость постепенно увеличивается.  

Дети прислушиваются, подходят к источнику звука по приглашению воспитателя.

Воспитатель: ребята, вы слышите, что это?

 Дидактическая игра с мячом  «Хорошо или плохо?»

- А дождь - это плохо или хорошо?

- Вот, например, для меня дождь - это хорошо, воздух очищается, дышать легче становится. А как  для вас,  дождь плохо или хорошо?

- Я бросаю  мяч, кто поймает - тот и отвечает.  

- Действительно, однозначно здесь не скажешь. В одной  ситуации дождь - хорошо, в другой – не очень.

- Ребята, а что такое дождь?

- Правильно, это капли  воды.

 Что такое вода, какими волшебными свойствами обладает она, предлагаю выяснить сегодня. Для этого отправимся с вами в   наш экспериментаниум. И немного поэкспериментируем. Согласны?

Ответы детей

Ответы детей полными распространёнными предложениями.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Давайте это фразу мы дружно повторим (потренируем свой язычок).

Гимнастика для язычка: «Идём  экспериментировать в экспериментаниум» (произносить медленно чётко по слогам)

Дети маршируют и проговаривают предложенную фразу. (2-3 раза)

II. Основная часть

Воспитатель: отправляемся в мир открытий. Будем  вместе наблюдать,  обсуждать и изучать.

Воспитатель: так какая она, вода? Давайте поближе познакомимся с  её волшебными свойствами.


Итак, эксперимент первый:  

Воспитатель: перед нами один стаканчик с водой, а второй - с молоком.

- Какое свойство воды мы можем увидеть, сравнивая воду с молоком? Опустите  в воду  и  в молоко ложечки. В каком из стаканчиков  видна ложечка, а в каком нет? Почему?

 

- О каком  свойстве воды мы можем сказать?

 (Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.)

- Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

- Какая вода нужна обитателям водоёмов и нам, людям? (прозрачная, чистая)

Дети садятся за столы.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком.

В оба стаканчика дети по указанию  воспитателя  кладут ложечки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Воспитатель: дети,  а вода вкусная? Иногда мы слышим такую фразу: «Какая вкусная вода!»  - Давайте выясним.

(Предлагает детям попробовать воду, сок, молоко, сравнить по вкусу.)

- Запах у воды есть? Как это определить?

 (надо её понюхать)

- Давайте для сравнения понюхаем воду, в которую я добавила духи (в другой стаканчик кофе). Пахнет? Чем?

(Тем, что в воду добавили)

-Как вы думаете, почему иногда вода из водопровода имеет запах?

 (Воду очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.)

 -Какой вывод можно сделать по проделанному опыту?

Дети подходят к  столу, пробуют через соломинку на вкус воду, сок, молоко. Сравнивают вкус.

Выясняют, что у  чистой воды нет вкуса.

Ответы детей.

Дети нюхают воду в разных стаканчиках (чистую и с добавками)  и выясняют, что запаха у чистой  воды тоже нет.  

Ответы детей.

Ответы детей.

  Воспитатель: ребята,  а как показать, что вода -  это жидкость?   (Показать, что вода течет)

   - Для сравнения высыпаем из стакана песок в одно блюдце, а в другое блюдце выливаем воду.

 - Ребята, что происходит с песком, он растекается или стоит горкой?

(Песок остается стоять горкой.)

- А что произошло с водой?

- Как вы думаете, почему вода  растеклась?

Как учёные сделайте вывод (вода – это жидкость, поэтому  растеклась.)

- Вот и в реках, озёрах, морях и океанах  вода течёт. Течёт она и из водопроводного крана.

-Почему кран называется водопроводный? (проводит воду, показывает, куда ей течь)

- А как же вода  превращается в дождик, предлагаю посмотреть в  видеоролике «Путешествие капельки».

Воспитатель  вместе с детьми комментируют увиденное.

Воспитатель:  ребята, о чем нам рассказал  профессор-компьютер?

 - Какие превращения  воды мы с вами сейчас наблюдали?

- Вода это всегда жидкость?

- В каком ещё состоянии мы видели воду? Когда это происходит?

Вывод: вода может быть жидкостью, может быть паром (когда нагревается), и вновь жидкостью, когда остывает.

Воспитатель: ребята, вы заметили, что происходит с капельками воды,  когда они  поднимаются вверх?

-Почему так происходит?

- Посмотрите на картинку. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. А солнышко вновь их нагревает, и вода испаряется-поднимается вверх. И всё происходит по кругу.

-Как называется это явление в природе?

- Давайте дружно повторим это слово: кру-го-во-рот.

-Что же это слово означает?

 Это летняя картина, - А что же происходит зимой? Как вы думаете?

(Вместо капелек – дождинок, появляются льдинки и  снежинки.)

Воспитатель выкладывает на клеёнку замороженные фигурки.

-  Дети, а это вода?

- Ребята,   возьмите фигурки  подержите их  в руках - что происходит?  Почему так происходит?

 (В тёплых ладошках лёд превращается в воду).

Воспитатель, ребята, какой вывод о состоянии  воды мы с вами можем сделать?

- Вода может быть в твёрдом состоянии?

- При каких условиях? (Когда холодно, замерзает)

Ответы детей

Дети выполняют опыт.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети садятся  на стульчики в ряд.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети повторяют.

Дети объясняют.

Ответы  детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Вывод делают дети полными распространёнными предложениями.

Воспитатель: а сейчас капелька дождя по имени Капитошка  (слайд «Капитошка») приглашает вас потанцевать под весёлую песенку.

Физминутка «Потанцуем с Капитошкой».

Дети танцуют под музыку из мультфильма

 

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят,  она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране

Как сосулька замерзает

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без неё вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Вода – чудо природы. Почему?

- Ни одно существо не обходится без воды.

(Слайд с изображением зверей на водопое)
- Без воды человек может прожить не больше 2-х суток. Это очень мало.

 Воды на Земле много, но не всю можно пить.

(слайд с изображение Земли)

-В океанах и морях вода солёная, а людям, растениям и животным необходима пресная вода, вот её как раз не  много. Что же делать?
(Воду нужно беречь.)

- Как  мы с вами можем беречь воду?

(слайд с изображением загрязнённой воды в  речке, с мусором)

-Не бросать мусор в водоёмы;

(слайд с включённым краном)

 – вовремя выключать воду, не лить её просто так.

-А ещё что бы вы могли предложить по решению этой проблемы?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

 Воспитатель: Ребята, а я знаю ещё один секрет о  воде. Вам интересно узнать?

Демонстрирует рисунок,  выполненный способом  выдувания  из трубочки (кляксографии).

- Как вы думаете, при    чем здесь вода?

(Когда мы рисуем, нам необходима вода, чтобы разводить краски,  промывать кисточки от краски и т.п )

- Все дети любят рисовать красками,   кляксы тоже многие умеют делать.

-Как можно получить кляксу на бумаге?

- А вот получить из капельки,  например, солнышко или тучку, наверное, вряд ли кто пробовал.  Давайте я вам покажу. Это весело и интересно. Для этого нам понадобится вода, гуашь, ложечка и трубочка для коктейля.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

 Рисование «Превращение капельки»

1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой сильно разведённую в воде   гуашь, капнуть её на лист бумаги, делая капельку - кляксу.

2. Коктейльной трубочкой выдуваем капельку сверху вниз  в разные направления так, чтобы   конец  трубочки не касался ни пятна, ни бумаги

3. А затем для получения нужного вам изображения (образа) продолжаем  выдувать  капельку  дальше по всему листу.

4. Если хотите, можете дорисовать детали при помощи ватных палочек и гуаши из палитры.

 - Что у вас получится, в кого превратится ваша капелька?  Может быть в  салютики, или цветы, а, может быть, ещё  во что-нибудь фантастическое и волшебное,   придумайте  сами. Потом устроим выставку «Превращение капельки». Договорились?

Дети подходят к демонстрационному столу, следят за показом способа рисования с помощью воздушной струи. (Особое указание детям: трубочка не касается  ни листа, ни краски!)  

Затем выбирают цвет готового водного раствора гуаши,  садятся на свои места.

У каждого ребёнка   трубочки, альбомный лист, салфетки, пластиковые ложечки

(Звучит  музыка).

По окончанию работы свои рисунки дети выкладывают на выставку.

III. Заключительная часть

- Ребята, понравилось вам в экспериментаниуме проводить эксперименты?

- С какими свойствами воды вы сегодня познакомились?

-Ребята, какое свойство воды вас больше всего удивило?

- Как мы можем беречь воду, сохранять запас пресной воды?

- Во что (кого)  превратилась ваша капелька?

- Какое настроение (впечатление)  вы отразили своим рисунком?

Ответы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель реализации образовательной области «Познание» и «Художественное творчество» в старшей логопедической группе - «Обитатели водоемов».

Образовательная ситуация: Рассматривание рака и изготовление рыбки.Группа: старшая группа.Дидактическая цель: Познакомить детей с живым раком и с новым способом аппликации при помощи салфеток.Задачи: ...

Методическая разработка занятия по ФЭМП "Волшебные снежинки" в старшей логопедической группе

Методическая разработка занятия по ФЭМП  "Волшебные снежинки" в старшей логопедической группе.Ориентировка фигур на плоскости....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «Волшебные свойства воды».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе.Тема: «Волшебные свойства воды»Образовательная область: Познание, коммуникация, чтение художественной литературы....

Конспект организованной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей логопедической группы «Котенок» (лепка).

Цель: создавать в лепке образ животного;Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы: раскатывание пластилина между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединен...

Фотоотчет о работе кружка «Волшебный пластилин» в старшей логопедической группе «Пчелка»

Пластилинография — нетрадиционная техника рисования. Она привлекает к себе внимание и детей, и взрослых. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается...

Конспект образовательной деятельности на тему " Весна. Путешествие за волшебным цветком" в старшей логопедической группе для родителей .

Занятие на тему " Весна. Путешествие за волшенбным цветком" было проведено , как итоговое. Цель: обобщить знания детей по лексическим темам "Весна",  "Насекомые" ; р...