Тема: « Поможем Незнайке»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:  Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, легкий, не имеет запаха, движется.  Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:  лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование: ноутбук; экран и проектор для презентации; диск; полиэтиленовые мешочки (по количеству детей); стаканчики с водой (по количеству детей); коктейльные трубочки (по количеству детей); магнитная доска,  кораблики из пенопласта с бумажными парусами; сосуд – «море» для корабликов; вееры (по количеству детей); воздушные шарики.

Ход: 

1.Организационный момент

Воспитатель приглашает детей

Встанем рядышком по кругу,(взявшись за руки становятся в круг)
Скажем «здравствуйте» друг другу .
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день» (вытянув руки, приветствуют друг друга)
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся - (поворачиваются к гостям, выстраиваются в линию)
Доброе утро!!! (все вместе)

Воспитатель: Мы пожелали  здоровья друг другу - сказали «Здравствуйте!» и теперь подарим всем свои улыбки.

Постановка цели, игровая ситуация.

Воспитатель обращает внимание на конверт.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей  средней  группы  . Это, наверное, нам. Диск. Хотите посмотреть, что там?

Дети: да.

( Воспитатель включает компьютер.  На диске - видеописьмо от Незнайки)

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я - Незнайка.  У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли.  У меня совсем недавно было День рождения. И мне подарили вот этот воздушный шарик. Сначала он был большой, красивый. Но на следующий день, что- то случилось. Отправляю вам шарик на исследование.

Воспитатель: - А вот и посылка от Незнайки

Воспитатель достает из коробочки сдувшийся шарик

Воспитатель:  - Ребята, что же случилось с подарком Незнайки? Что надо сделать с шариком, чтобы он стал снова большим и красивым? Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?

Воспитатель:  

                                       - Через нос проходит в грудь,

                                         И обратный держит путь.

                                         Он невидимый, но, все же,

                                         Без него мы жить не можем. Это…

Дети: Воздух

Воспитатель: Незнайка предложил нам исследовать шарик. Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. И,  конечно же, надуем шар для Незнайки. Вы согласны? Тогда – вперед! В лабораторию!

Воспитатель: - Сначала предлагаю принять вид настоящих лаборантов: наденьте специальную одежду.

Воспитатель: - Напомните мне, пожалуйста, правила работы в лаборатории. (дети отвечают).

Воспитатель: - Действительно, в лаборатории нельзя шуметь, перебивать и толкать своих товарищей.

Воспитатель: Итак, проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

 Дети: Бумага в стакане остается сухой.

Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.

 Воспитатель:  -Опыт показал : Воздух существует! А чтобы нам это  не забыть, поставим вот такой знак (на магнитную доску помещает условное обозначение)

Воспитатель: Ребята, а вы видели воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый.

Воспитатель: А какого он цвета?

Дети: бесцветный, прозрачный.

Воспитатель: А как воздух пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).

Дети: Воздух ничем, не пахнет, он  без запаха.

 Воспитатель:  - Опыт показал : Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха. А чтобы не забыть, оставим вот такой знак (на магнитную доску помещает условное обозначение)

Воспитатель: - Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

 Воспитатель:  - Наш опыт показал : воздух невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать.  А чтобы не забыть, поставим вот такой знак ( на магнитную доску помещает условное обозначение). И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Дети: Соломинки.

Воспитатель: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).

Воспитатель: Ой, что это?

Дети: пузырьки.

Воспитатель: - А  что   делают пузырьки ?

Дети: - Пузырьки поднимаются наверх.

Воспитатель: -Почему?

Дети: -Мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.

Воспитатель:  - А этот опыт показал :  : оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. А чтобы не забыть, поставим вот такой знак ( на магнитную доску помещает условное обозначение). Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Дети:-  Мы его вдыхаем через нос.

Воспитатель: - Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики - вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

(ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)

 И. п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох» (выполняем упражнение 5-10 раз).

Воспитатель:-  Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: -Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.

 Воспитатель:   - Теперь мы знаем: человек не может жить без воздуха. А чтобы не забыть, поставим вот такой знак (на магнитную доску помещает условное обозначение). 

Воспитатель: Давайте отдохнем и немного поиграем

                              Физминутка     “Кораблик”

Ветер по морю гуляет                       (Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем)


И кораблик подгоняет                      (Дуем)


Он бежит себе в волнах                    (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.   

      
Начался вдруг сильный шторм,    (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые

Прогремел на небе гром.                  движения с поднятыми руками )

Наш кораблик закачался,                (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто        

           сейчас упадем)

Вверх с волной сперва умчался,     (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

А потом упал он вниз.                       (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз.                    (Приседаем)

Воспитатель: В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

Воспитатель: А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Воспитатель: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Воспитатель: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Воспитатель:  А ведь это потому, что  ветер – это движение воздуха. А чтобы не забыть, поставим вот такой знак (на магнитную доску помещает условное обозначение)

Воспитатель: Спасибо, ребята, за работу. Все вместе мы смогли узнать, что случилось с шариком. Напишем письмо Незнайке, расскажем ему о воздухе, который был в шарике, какие воздух имеет свойства.

Воспитатель: Напомните, что мы напишем Незнайке про воздух? Обращаю внимание на условные обозначения на доске, а дети по очереди рассказывают:

 Карточка1: Воздух существует!

 Карточка  2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, без запаха.

 Карточка  3: Воздух невидимый,

 Карточка  4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

 Карточка 5Человек не может жить без воздуха.

 Карточка  6: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:  - Осталось только надуть шарики для себя и для Незнайки. (Надуваем шары)

Воспитатель: - Тогда вы идите играть, я пойду на почту, отправлю шарик для Незнайки.

 

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников..- М.:  «Мозаика-Синтез», 2012. – 80с
  2. Проектный метод в организации познавательно-иследовательской деятельности в детском саду/сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.- 304с

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

                   «Детский сад комбинированного вида  №82 «Орешек»

 Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

 Тема: «В гостях у Незнайки»

                                                                                            Подготовила:

                                                                                             Кибирева  Л.Г,

                                                                                             воспитатель    

                                                                                           МБДОУ «ДСКВ №82»

                                                                       

                                             г. Братск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия На тему:" Поможем Незнайке" по ПДД

Программные задачи: уточнить и расширить представления детей об улице. Закрепит знания детей о правилах дорожного движения. Расширить знания детей о транспорте, о движении, о светофоре, дорожных...

Интегрированноя образовательная деятельность на тему: "Поможем Незнайке"

Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движ...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе на тему: « Поможем Незнайке!»

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе на тему:« Поможем Незнайке!»...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Поможем Незнайке».

Цель: продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов.Закрепить умение различать гласные и согласные звуки, различать их твердость и мягкость, умение решать математические задачи. Формироват...

Конспект интегрированного занятия Тема «Поможем Незнайке» Старшая группа

Конспект интегрированного занятия(коммуникация, обучение грамоте, познание)...

Конспект образовательной деятельности на тему "Поможем Незнайке собраться в школу"

Образовательная деятельность на тему «Поможем Незнайке собраться в школу» спланирована с детьми подготовительной к школе группы с использованием социоигровых подходов. Дети, работая в микрогруппах, об...

Консаект занятия на тему: Поможем Незнайке

Крнспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию элементарных математических представлений...