Тема: "День и ночь - сутки прочь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Евгения Ивановна Ерохина

Конспект занятия по природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Природа.

Тема: "День и ночь - сутки прочь".

Задачи. Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, времен года, сутках, Луне, звездах и созвездиях.

Материалы, инструменты и оборудование. Изображения созвездий, Луны, ночного неба, Солнца; энциклопедии, атласы с изображением ночного неба.

Содержание занятия. 

Воспитатель рассказывает детям:

- Помните, ребята, в одной сказке Корнея Чуковского "зубастый крокодил солнце в небе проглотил".

- Верно, есть у Чуковского такая сказка.

- Так вот, как-то рассказываю и показываю я эту сказку пятилетней малышке, а малышка, представьте мне в ответ: "Так всегда бывает: стемнело - значит, крокодил солнце - ам! - и проглотил; утром брызнул свет в оконце, - значит, выплюнул он солнце..."

- А как думаете вы, ребята?

- Как объяснить крошке, что крокодил тут не причем, что все дело ... в чем?

Ответы детей, их предположения.

-Хорошо, давайте разбираться.

(Стук в дверь, письмо от Незнайки, Незнайка сообщает, что он полетел на Луну и детям прислал в подарок фотографии из космоса. )

- Очень хорошо, кстати, такой подарок поможет нам разобраться в нашем вопросе.

1. О звездах и созвездиях.

Дети рассматривают фотографии звездного неба, звезды и отмечают, что звезды расположены группами — созвездиями.

Давным-давно люди заметили, что расположение звезд напоминает им очертания некоторых животных. Посмотрите на  картинки с изображением созвездий и их названиями: Большая и Малая Медведица, Жираф, Лебедь, Дракон, Лев (см. рисунок). Дети рассматривают их, устанавливают сходство в названии созвездия и его изображении.

- Ребята, а что такое звезда?

- Любая звезда — это огромное солнце, которое ярко светит. Просто все звезды, кроме нашего Солнца, находятся очень-очень далеко от Земли, и до нас доходит только их слабый свет. Все звезды перемещаются по небу, кроме одной, которая называется Полярной. Эта звезда указывает, где находится север. Ориентируясь на нее, моряки и другие путешественники могут находить ночью дорогу.

- Солнце — это огромная, горячая, яркая звезда, которая дает нам свет и тепло.

Игра. Все дети - лучи. Один - солнышко. Солнышко на ушко шепчет какому-нибудь лучику, что ему надо сделать. Луч изображает это действие жестами и мимикой. Остальные угадывают, что делает тот или иной лучик.(Дети показывают, например, лебедя, жирафа, льва...)

2. О Луне.

- Похожа ли чем-нибудь Луна на Солнце? (Как и Солнце, она круглая, желтая ?.) Показ фотографии Луны и Солнца. Дети делают вывод: Солнце светит, а Луна нет.

- Мы видим Луну в небе, потому что она отражает солнечный свет. Это самый большой солнечный зайчик.

 - Однако, говорят, бывает солнечный и лунный свет. Какой из них помогает нам видеть днем, а какой — ночью? Что сильнее светит и лучше освещает все вокруг: Луна или Солнце? Когда мы лучше видим окружающие нас предметы: днем или ночью?

Луна — это спутник нашей планеты Земля. Что такое спутник? Это то, что всегда рядом. Вот и Луна всегда рядом с Землей, и не просто рядом — она постоянно вращается вокруг своей оси и вокруг Земли по кругу. Земля, Луна и Солнце имеют ось вращения. (Показать примеры: волчок, колесо).

3. Опыт с настольной лампой.

- А куда же исчезает Солнце ночью? И почему оно снова появляется каждое утро?

- Почему на Земле день сменяет ночь.

Опыт.

На столе устанавливается и включается настольная лампа — Солнце. Землю символизирует глобус. На той стороне глобуса, где находится наша страна, закрепляется кусочек белой клейкой бумаги.

- В том месте Земного шара, где прикреплена наклейка, находится наш детский сад.

- Наша планета постоянно вращается, вот, как она это делает.

Затем воспитатель размещает глобус возле включенной настольной лампы так, чтобы участок с белой наклейкой оказался на освещенной стороне, и спрашивает:

- Что сейчас должно быть в том месте, которое мы обозначили на глобусе, — день или ночь? Почему? (Там сейчас день, так как это место хорошо освещается Солнцем.)

Затем воспитатель поворачивает глобус вокруг его оси так, чтобы под «лучами Солнца» оказалась другая сторона, без наклейки. Белая наклейка в это время будет находиться на противоположной, неосвещенной стороне. Дети определяют, какое время суток теперь на участке с белой наклейкой, а какое — на другой стороне, и объясняют свои ответы. В том месте, где нет наклейки, наступил день. На противоположной стороне Земли, где наклейка, наступила ночь, потому что солнечные лучи не доходят до нее, это место оказалось в тени. Воспитатель повторяет свои действия, дети определяют, где в данный момент на Земле ночь, а где — день.

- Ребята, время, за которое Земля сделала полный поворот, называется сутками. Сутки состоят из дня и ночи.

Воспитатель напоминает детям поговорку: «День и ночь — сутки прочь». День — это время между восходом и заходом солнца, ночь — это время между., (дети объясняют: закатом и восходом солнца, в случае затруднения это делает сам воспитатель).

Игра "Танец на одной ножке" (дети кружатся на одной ноге).  Вот и наша планета: без конца кружится перед Солнцем, словно бы на одной ножке, как вы - перед лампой; то на одной стороне Земли день, то на другой; то на одной стороне ночь, то на другой.

4. - Ребята, в разное время года дни и ночи бывают разной длины.

- Когда дни короче — зимой или весной?

- Скоро наступит 22 декабря — самый короткий день в году. До этого числа день уменьшается, а ночь становится длиннее. После 22 декабря день постепенно увеличивается и становится длиннее ночи.

- А на севере зимой наступает полярная ночь — там темно даже днем. Она длится всю зиму, а весной ее сменяет полярный день. В полярный день в ночное время хорошо видно, даже читать можно без лампы.

5. Итог.

- Что нового узнали? Понравилось ли занятие?

- Для чего нам нужна ночь?

- Для чего нам нужен день?

Ночь и день

Для чего нужна нам ночь?

Чтобы выспаться помочь,

Чтобы глазки не болели,

Чтобы сны они смотрели.

Чтобы шар луны ловили,

Чтобы со звездой светили,

Чтобы крылышки росли,

Чтобы мы летать могли.

Для чего нам нужен день?

Чтобы мы прогнали лень,

Чтобы бегали, играли,

Книжки добрые читали.

Чтобы свету улыбались,

Чтобы весело смеялись.

Чтобы мы любить учились

И как солнышки лучились.

(Лопатина,А., Скребцова, М.)

Подготовительная

группа №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Утро, день, вечер, ночь - сутки прочь"

Конспект интегрированной образовательной деятельности для средней группы . Используемые виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-х...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Познание». «Математика» в подготовительной группе Тема: «День и ночь – сутки прочь»

·         Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», «вчера», «сегодня», «завтра», представление о сменяемости суток и частей суток.  Активизирова...

Тема: «День и ночь - сутки прочь!»Конспект образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи для детей старшей группы.

Цели занятия: Развитие лексико-грамматических категории и связной речи. Коррекционно-образовательные : -закрепление одушевленных, неодушевленных предметов (кто? что?); -закрепление диалогической ре...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию « День и ночь - сутки прочь»

В конспекте рассказывается о частях суток, есть материал для развития мелкой моторики рук и рисования....

Презентация "Утро, ночь - сутки прочь"

Познакомить детей с частями суток....

Конспект НОД по познавательному развитию "День и ночь - сутки прочь"

Формировать у детей представление о цикличности природных явлений, о причинах смены дня и ночи, сутках (части суток), времен года, Луне, звездах и созвездиях. Учить делать умозаключения о взаимосвязях...

Конспект НОД Тема: «День да ночь, сутки прочь»

Закрепление понятий у детей «сутки», «части суток», представление о сменяемости суток и частей суток. Развитие математических способностей у детей. Формирование у детей интерес...