Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы "Посещение выставки деревянного зодчества"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гадицкая Валентина

Организация образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ во время экскурсии на выставку деревянного зодчества при детской районойй библиотеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poseshchenie_vystavki_derevyannogo_zodchestva.docx321.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

детский сад  № 52   Колпинского района  Санкт-Петербурга

C:\Users\sysAdmin\Pictures\derevyannaya-izbushka.jpg

Конспект

Совместной деятельности с детьми подготовительной группы

 по теме «Посещение выставки деревянного зодчества»

                                                                 Подготовила:

                                                                      Старший воспитатель Гадицкая В.Н.

СПб, Колпино

Цель: Рассмотреть макеты домов, церквей, колодцев, представленных на выставке.

Задачи :

Социально-коммуникативное развитие: 

  •  Углубить знания детей о деревянном зодчестве
  •  Прививать любовь к истории родного края и народа
  •  Использовать библиотечную среду в ознакомлении с русским народным зодчеством
  • Привлекать детей к созданию развивающей среды ДОУ (мини-музей, библиотека)
  • формировать умение эстетически оценивать окружающую среду, высказывать оценочные суждения

Познавательное развитие

  • расширять представления детей об истории создания предметов
  • вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов
  •  углубить знания о свойствах дерева как строительного материала
  • Способствовать умению анализировать форму предметов в целом и отдельных частей: воссоздавать сложные формы из отдельных частей

Речевое развитие

  •  Активизировать словарь детей при помощи слов: макет дома, сруб, артель, амбар, часовня, рубили избу.
  •  Ввести в словарь детей поговорки.

Художественно-эстетическое развитие

  • Формировать интерес к разнообразным зданиям, сооружениям (жилые дома, храмы, дворовые постройки)
  • Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные

Предварительная работа:

  •  Чтение литературы: И.Н. Фрейтаг, Л.Л.Аникин «Жилище»;

И.Я. Высоцкая «Узоры крестьянского дома»

  •  Рассматривание иллюстраций
  •  Беседа о жизни и строительстве в стародавние времена

Ход совместной деятельности

Воспитатель :  Дети , мы с вами находимся в библиотеке, где организована выставка макетов русского деревянного зодчества Ленинградской области.

Беседа: Дети, давайте повторим, что мы с вами уже знаем о строительстве домов. Из чего строят дома? (из кирпича, дерева, блоков)

Что такое бревно? (Часть ствола срубленного дерева)

Из каких частей состоит дом? (сруб, крыша, окна, двери, крыльцо)

(Во время занятия обратить внимание детей, почему крыша выпирает над стеной (укрывает сруб от дождя)

На чем крепится сруб? (На основе - земле)

После беседы дети отправляются на экскурсию в близлежащую библиотеку

Текст рассказа воспитателя.

«Наш край лесной. Поэтому наши предки - жители этих мест рубили свои дома и хозяйственные постройки: амбары, сараи, колодцы, бани - из леса. Для этого осенью выбирали крепкие деревья.

А зимой их рубили и вывозили, а строить начинали только весной. Народные умельцы знали и ценили великолепные свойства древесины: дешевизну, легкость обработки прочность , способность сохранять тепло. Дома строили большие с учетом прибавления семейства.

Воспитатель предлагает вспомнить поговорки, которые дети учили раньше :

 Дети: «Семья сильна, когда над ней крыша одна.» 

«Изба красна углами, обед — пирогами».

«Изба крепка запором, а двор — забором»

«Изба не без крыши»

«Своя-то избушка, как милая подружка».

Так думали наши предки. Все вместе под одной крышей жили наши деды, отцы, внуки и правнуки. На строительство одного дома выходило больше 20 человек. «Чем больше рук, тем легче труд». Приглашали однако с разбором так как хорошую избу может срубить не каждый : тут опыт нужен и особый талант. Так русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя а стоят- не сдвинуть. Позже стали ходит и плотницкие артели : это группы мастеров.

Воспитатель предлагает рассмотреть витрину с макетами деревянных построек.

Продолжает рассказ: « Рядом с избой ставили еще один сруб- клеть. Ставили избу «лицом» к дороге, реке, или озеру. У каждой избы свой особый вид. Посмотрите на крыльцо. Крыльцо- это «распахнутые руки дома». Оно связывает избу с улицей с соседями. Теплыми летними вечерами собирались на крыльце поговорить , обсудить последние новости. На крыльцо вели ступеньки , а для удобства делались перила.

А теперь обратите внимание на окна. Окно - это «глаза» дома.

Чтение поговорка: «Одно кривое окно весь фасад портит».

Над окнами крепились козырьки-наличники. Посмотрите, какие они красивые, резные. Наличники прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями.

Чтение четверостишия: «Зимою ставни закрывались рано,

Но летом до ночи растворено,

Все было в доме»

(А.С.Пушкин)

По ставням определяли, есть ли хозяева дома. Если ставни закрыты, дома никого нет, а если открыты- добро пожаловать, гость дорогой!

( Во время беседы воспитатель обращает внимание, почему крыша выступает над стеной - укрывает сруб от дождя.) Как правило, крыши делали двухскатными.

Обращает внимание на двери. Двери делали низкими. И входя в избу, приходилось поклониться хозяевам ,а то и шишку можно набить, а порог делали высокий, чтобы меньше дуло.

Для украшения дома использовалась резьба по дереву. Богаче всего украшали фасад дома.

Украшение фасада дома отражало представление людей о мире.

Самый распространенный узор - волнистый- символ небесных вод.

Вот стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце, сколько в ней красоты и поэзии. Как талантливо в ней все придумано и хитро сделано                              Чтение стихотворения (дети):                                                                  

      «И теперь, когда вот новым светом                                                          

       И моей коснулась жизнь судьбы.                                                                           Все равно остался я поэтом                                                                                  Золотой бревенчатой избы                                                                             С.А.Есенин.

В группе предложить детям зарисовать увиденные образцы деревянных построек.

Использованная литература:

  1. Е.Ю.Александрова, Е.П.Гордеева и др. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, «Учитель», 2007

2.И.Ф.Мулько. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Москва, «Творческий центр»,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"

Цель:1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР стихотворение об осени

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР стихотворение об осени...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР - беседа об осени

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР - беседа об осени...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы по художественно-изобразительной деятельности и развитию речи на тему: «Красно – чёрная Мезень». c использованием инновационных технологий

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством- Мезенской росписью.Путешествуя с девочкой Мезеночкой узнают о характерных элементах, символах, цветах мезенской росписи...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».

НОД  «Если хочешь  быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи:  Образовательная задача: С...