Конспект занятия по природному миру (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный конспект содержит опыты, которые позволяют расширить знания детей о живой и неживой природе, закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_fgos.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад №142» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей

Конспект занятия

«По следам осени»

(подготовительная группа)

Воспитатель: Куликова К.С.

Дзержинск

Цель: закрепление представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширение знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.

Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Способы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера, чтение художественного произведения, беседа, игровая  ситуация, объяснение, показ, использование мнемотаблицы, вопросы, поощрения.

Формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, индивидуальная

Средства: колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица - загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки (с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, деревянные кубики, листья крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь, фрукты и овощи из папье маше.

Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов - Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Поделки из природного материала

Ожидаемый результат: дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход занятия:

Слова и действия воспитателя

Слова и действия детей

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:
«Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и твой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся!
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?


Ребята, это чистый лист. Я ничего не вижу. Что это может быть?


А разве бывают такие письма?

 

А как же узнать что в нем написано?
Ребята, я вам подскажу: нужно развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Есть у нас такая водичка.
Посмотрите, проявляется что-то. Что это?

Оказывается, ребята, это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
(Создание проблемной ситуации)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта, на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта. Отгадывание загадки по мнемотаблице:

Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.


Письмо от осени:


Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.


Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?


Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.)
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.

Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман)
А как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Ребята, как называются осенние месяцы?

Как называют сентябрь в народе?

Как вы думаете, почему его называли

рябинником?

Как называют октябрь в народе?

Почему?

Как называют ноябрь в народе?

Почему?


Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку)


А теперь вам предстоит назвать приметы осени, которые определяют погоду.



Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку)
Давайте посмотрим, какое же здесь зашифровано секретное послание: назовите приметы осени и вы продвинетесь еще на шаг вперед.


Какие  вы молодцы! Много знаете о королеве осени!

Физкультминутка


После дождика, смотри, в лесу выросли грибы. Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках. Ребята, не вы их раскрашивали?


А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают ,что бы они хотели выяснить)
Исследование №1: нарисована лупа и лист.

Исследование№2: зеленый лист. Исследование №3: большой и маленький листик.

Исследование №4: две коробки.
Ребята, вы уже догадались, что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?
А как вы думаете, зачем дереву нужны листья?

Юные лаборанты, вам интересно узнать, как устроен лист?

Тогда поскорее отправимся в нашу лабораторию!
Для проведения опыта нам понадобятся лупа и зелёные листья
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод?

Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

-какого цвета еще бывают листья у деревьев осенью?


Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Пока лист летел , что вы заметили?)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?


Исследование №4

Что же случается с опавшими листьями?
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой незасохшие листья..

Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар?


Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!


Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.

Что делать, не знаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?

Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени!
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?

Дети выполняют указания воспитателя

Дети предлагают варианты действия (Давайте посмотрим)


Может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами

Варианты ответов детей

Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)

Да! Нужно найти сундук

Дети отгадывают загадку, слушают письмо от осени


Пойдем искать доказательства

- день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяцы называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник.

Потому что в это время появляется рябина
2.Октябрь – листопадник .

Потому что в октябре опадают листья
3.Ноябрь – зимник

становится холодно, как зимой

- Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.


-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.

Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Дети пытаются ответить на вопросы, рассуждают

нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории

Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Интересно!

Дети берут лупу и зеленый лист

С помощью лупы дети рассматривают строение листа

Дети выполняют словесные указание воспитателя

У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Дети выполняют словесные указания воспитателя

На ткани появились зеленые пятна

Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Оранжевые, красные, коричневые

Дети рассматривают основание черешка


Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

он падал быстро или медленно, летел прямо вниз или кружился

Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся

Они высыхают.

да

Сухие листья шуршат сильнее

урожай

Дети находят мешочек с папье маше, садятся на коврики.

Дети слушают сказку о волшебнице -    осени

Да!

Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети с помощью указаний воспитателя капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого, опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают, как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
(дети раскрашивают папье маше для осени)

Подарить их осени! Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по природному миру во второй младшей группе "В гости к бабушке".

Цель:закреплять и уточнять знание детей о диких животных;овощах,фруктах,развивать мелкую моторику рук;слуховое и зрительное внимание,память,мышление,цветовое восприятие,вызывать у детей желание помога...

Конспект занятия по природному миру для второй младшей группы на тему: «Деревья, кустарники. Путешествие в лес»

Цель: учить различать деревья и кустарники; уточнить представления о том, что дерево и кустарник – это растения.Задачи:  Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарник...

Конспект занятия по природному миру во второй младшей группе Тема: «Зимующие птицы »

Конспект занятия по природному миру  во второй младшей группе Тема: «Зимующие птицы »...

Конспект занятия по окружающему миру подготовительной к школе группы «Блистательный Санкт-Петербург»

Конспект  занятия по окружающему миру подготовительной к школе группы «Блистательный Санкт-Петербург»...

План-конспект ООД по окружающему миру (подготовительная к школе группа)

ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ "ФИЗИКА" - конспект ООД для детей подготовительного к школе возраста по окружающему миру....

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе «В мире сказок»

Конспект занятия по ФЭМП для подготовительной к школе группе«В мире сказок»Задачи:Образовательные: закрепление представлений об измерении площади с помощью условной мерки; уточнение предст...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Тема: «В мире математики».

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе.Тема: «В мире математики»....