Проект Птицы – наши друзья
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Актуальность темы:

Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.

Конфуций

Проблема:  в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, быть ответственным за него.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_appo_2015_proekt_ptitsy_-_nashi_druzya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Проект

Птицы – наши друзья

по доминирующей деятельности: творческий, познавательный проект

по количеству участников: групповой проект

по характеру контактов: среди детей одной группы

по продолжительности долгосрочный проект

заявитель: дети средней группы

автор проекта: воспитатель ГБДОУ д/с №11

Петродворцового р-на

Санкт-Петербурга

Косихина Людмила Васильевна

Санкт-Петербург

2015 год


Проблема:  в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, быть ответственным за него.

Актуальность темы:

Цитата: Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.

Конфуций

С приходом зимы, пища для птиц становится труднодоступной: насекомые на зимний период спрятались под кочки, снег надежно укрыл созревшие семена и сорняки, на некоторых деревьях сохранились еще плоды ягод, но и эта еда быстро закончится, поэтому птицы перебираются поближе к жилищам людей и очень нуждаются в их помощи.

Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

• учить планировать свою работу по теме проекта;

• побуждать детей и родителей к самостоятельному поиску интересующей информации по теме в различных источниках;

•уточнять представления детей о птицах, живущих в наших краях, условиях их обитания, роли человека в их жизни;

• уточнять представления об особенностях внешнего вида птиц, отличающих их от других животных;

• учить наблюдать за жизнью птиц, своего края;

•развивать познавательные способности;

• формировать предпосылки к исследовательской деятельности;

•формировать у детей средней группы желание заботиться о птицах в зимнее время года;

•развивать речь детей;

•воспитывать бережное отношение к природе;

• способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;

• учить оформлять приобретенные знания в виде презентации, творческой работы, устного сообщения;

• воспитывать чувство удовлетворения от проделанной работы;

• учить планировать дальнейшую работу над проектом.

Формы реализации проекта:

• непосредственно – образовательная деятельность;

• игры-ситуации;

• беседы;

• наблюдение и исследование;

• экскурсии;

• просмотр мультфильмов;

• просмотр обучающих видеофильмов о жизни птиц родного края;

• рассматривание иллюстраций, картин;

• чтение художественной литературы, заучивание стихов; отгадывание загадок;

• составление рассказов о жизни птиц нашего  края;

• слушание голосов птиц на аудиокассете;

• прослушивание классической музыки;

• выставки рисунков и поделок;

Материалы и ресурсы:

  • интернет;
  • малые фольклорные формы;
  • художественная литература;
  • энциклопедия живой природы;
  • рекламные плакаты: «Нам нужна ваша помощь», «Кормушка – это просто»;
  • проспекты для родителей: «Столовая на подоконнике», «Помогая другим – помогаем себе»;
  • материал для изготовления кормушек;

Этапы реализации проекта

1. Предварительная работа с родителями

Анкетирование родителей

Цель: выяснить степень заинтересованности родителей в работе над данной темой.

Оформление стенда: «Помогая другим – помогаем себе»

Цель: рассказать родителям о том, что воспитывая в ребенке чувство заботы о птицах, мы воспитываем в нем ценнейшие нравственные качества – ответственность, заботливость, сочувствие.

Проведя предварительную работу с родителями, рассказав им о важности реализации данного проекта, выяснив через анкетирование, насколько родители проявили интерес к реализации проекта, можно приступать к следующему этапу проекта, попутно спланировав индивидуальную работу с теми родителями, которые до конца не поняли важности данного мероприятия.

В помощь родителям.

Создание мини – библиотеки для родителей «Рассказы о зимующих птицах»

Цель: подобрать художественную и научную литературу для совместного прочтения родителей и детей в семейном кругу. Помочь родителям организовать прочтение и обсуждение прочитанной с ребенком детской литературы. Поддерживать у детей интерес к жизни птиц зимой.

 Организация образовательных маршрутов выходного дня для детей и родителей: «Пернатые жители нашего города»

Цель: помочь родителям организовать совместные прогулки к местам обитания птиц в нашем городе.

 Создание листовки «Покормите птиц зимой!»

Цель: рассказать детям и родителям о правильной организации подкорма птиц в зимний период.

 Изготовление рекламного проспекта: «Столовая на подоконнике»

Цель: рассказать родителям, что помочь птицам зимой это не сложно и не занимает много времени и средств;

2. Создание проблемной ситуации. Целеполагагие.

Работа по теме проекта начинается с изготовления рекламного плаката от имени птиц нашего края: «Нам нужна ваша помощь».

Цель изготовления этого плаката: вызвать интерес у детей и родителей к предстоящей совместной деятельности по теме предлагаемого проекта.

Сформировав интерес детей к изучаемой теме, приступаем к реализации следующего этапа проекта.

3. Планирование работы над проектом

Беседа с детьми «Почему птицы обратились к нам за помощью?»

Планирование работы по реализации проекта начинается с ответов на три основных вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

  • к кому обратиться за помощью?
  • в каких источниках можно найти информацию
  • какое оборудование, какие материалы использовать для получения ответов на поставленные вопросы?

Все ответы, которые дали дети записываются на отдельные листочки, подписываются именами детей, высказывавшихся по теме, и прикрепляются на информационную доску в группе.

В процессе работы над проектом могут возникать новые вопросы, которые также могут записываться и прикрепляться на информационную доску.


4. Реализация проекта

В группе, при участии родителей,  оформляется мини – библиотека с детскими энциклопедиями, художественными книгами, журналами,  наборами иллюстраций, открыток о птицах нашего края, набором аудиозаписей с голосами птиц, коллекцией видеофильмов о жизни птиц зимой.

Изготовление, совместно с родителями, «Нашей энциклопедии», о птицах нашего района.

План работы над созданием энциклопедии:

В выходной день дети совместно с родителями совершают прогулку к местам обитания птиц, фотографируют их и оформляют страничку для энциклопедии по заранее предложенному плану:

  • внешний вид зимующей птицы;
  • где ее можно встретить;
  • чем питается птица;
  • какие следы оставляет на снегу;
  • как можем помочь ей зимой;

Каждый ребенок знакомит ребят группы с результатом своей работы.

После представления своих работ дети делают общую итоговую таблицу:

Кто чем питается?

Название птицы

Чем питается птица

Во время прогулки на площадке дети внимательно рассматривают следы птиц на снегу. Делают отметки в дневнике наблюдений.

В группе по результатам наблюдений дети принимают решение об изготовлении кормушки и заготовке корма для тех птиц, которые прилетают на участок.

После установки кормушки на участке, дети ведут наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке, с фотографированием птиц, с записью их названий, количеством. Наблюдают за повадками птиц, манерой их передвижений, характером.

Полученные в результате наблюдений знания, дети применят в группе для показа пантомим: «Отгадай, какую птицу я покажу»; для игр – драматизаций: «Как синичка встретилась у кормушки с воробьем» и т. д.

В процессе совместной деятельности в групповой библиотеке дети находят ответы, на поставленные в процессе планирования работы вопросы и оформляют их в виде творческих работ. Результаты работы прикрепляются к листочку с вопросом. Эти творческие ответы могут дополняться и другими участниками проекта.

В уголке творчества, также при помощи родителей, оформляется накопительный альбом с фотографиями зимующих птиц, нашего города в разных позах, в разную погоду.

Оформляется альбом для самостоятельного творчества детей: «Как нарисовать воробья», «Как нарисовать ворону».

Оформляется набор перфокарт по изготовлению птиц в технике оригами.

В уголке творчества при помощи родителей собирается коллекция бросового материала для самостоятельного изготовления кормушек.

Дома дети совместно с родителями изготавливают кормушки и вешают их за окном или во дворе и по заданию воспитателя ведут наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке.

Результаты наблюдения оформляются в виде фотоотчета: «Наши гости!»

Фотоотчет дети представляют в группе, рассказывая о посетителях их кормушки. Сообщения оформляются в групповой альбом «Наши подопечные». В течении реализации проекта дети могут дополнять свои фотоотчеты.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности проходит экскурсия в Колонистский парк к Ольгиному пруду: «Поможем птицам!»

Цель экскурсии:

5. Презентация проекта

В апреле в группе предполагается организация неформального совместного с родителями мероприятия: «А кто у вас?»

  • Цель мероприятия:
  • поделиться своими впечатлениями от участия в проекте.
  • представить творческий отчет о проделанной работе за период реализации проекта;
  • оформить коллективную творческую работу «Столовая под окошком»

6. Подведение итогов (рефлексия)

В результате проведенной работы дети должны ответить на вопросы:

  • что нового мы узнали?
  • какие знания вас удивили?
  • что бы хотели повторить в следующем году?
  • что бы вы хотели сделать нового в следующем году?

Должны быть сделан следующий вывод:

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить в следующем году.

7. Планирование ожидаемых результатов:

• повышение активности и интереса каждого ребёнка в проектной деятельности;

• расширение кругозора детей о зимующих птицах;

• активное участие воспитанников и родителей в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях;

• проявление устойчивого интереса к природе у детей группы;

• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

• воспитание сострадания и любви к тому, кто нуждается в помощи№

• обогащение предметно-развивающей среды группы по теме проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

проект " Птицы- наши друзья!"

в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....

Проект "Птицы-наши друзья"

Непосредственая образовательная деятельность в  старшей группе  по  проекту  "Птицы-наши друзья"  Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...