Как помочь птицам зимой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик» ул. Бакинская, д.43
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
Тема: Как помочь птицам зимой?»
в средней группе
Воспитатель:
Минкевич Нана Николаевна
г. Когалым
2015 года
Цель: расширять знания детей о зимующих птицах.
Программное содержание:
Обучающие:
•Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц.
•Расширять представления детей о природе.
Развивающие:
•Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
•Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
•Развивать у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Воспитательные:
•Воспитывать любознательность, зрительную память, смекалку, наблюдательность.
•Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.
Словарная работа: упражнять в использовании форм единственного и множественного числа. Активизировать в словаре детей слова – корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, д/игра «Собери птицу», рассматривание картинок с изображением птиц, отгадывание загадок, просмотр презентации и птицах.
Методы и приёмы:
Игровой:психогимнастика, игра «Один - много», игра на ознакомление с детенышами птиц, игра «Собери птичку», физминутка.
Наглядный: рассматривание птиц на кормушке.
Словесный: загадки про птиц, беседа о зимующих птиц, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!», рассказ воспитателя «Чем питаются птицы зимой?»
Материал:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока.
Раздаточный: разрезные картинки птиц.
Ход НОД.
I часть.
Организационный момент. Дети заходят, встают в круг.
Психогимнастика:
Ты - дрозд, я – дрозд,
У тебя нос, у меня нос,
У тебя алые губки, у меня алые губки,
Мы с тобой друзья,
Мы крепко любим друг друга.
II часть.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете?
- Молодцы. Послушайте загадки про птиц.
1. Спинкоюзеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица.
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
Снегири.
3. Птичка-невеличка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
Воробей.
4. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?
Ворона.
5. Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет?
Сорока.
- Молодцы, правильно. Ребята, какие птицы называются зимующими?
- Из холодных краев к нам прилетают красногрудые снегири, свиристели (показать). Ближе к человеческому жильюпереселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма: в коре, в земле птицы добывают жуков.
- Что вам известно про жизнь птиц в зимнее время?
- К зиме птицы умолкают, прячутся, тело покрывается пухом, ночуют на ветках деревьев. Им трудно находить корм, надо им чаще помогать, развешивать кормушки и насыпать в них пшено, хлебные крошки, несоленое сало, семена, сушеные ягоды.
- А вы помогаете птицам?
- Посмотрите на эту стайку и скажите, какие птицы остались зимовать с нами?
На экране кормушка с изображением птиц.
- Я согласна с вами. Какие это птицы?
- А теперь поиграем в игру «Один - много».
Игра «Один - много».
Дети встают в круг, воспитатель называет одну птицу, а дети во множественном числе.
(Синица-синицы, сорока-сороки, дятел-дятлы.)
Игра на ознакомление с детенышами птиц.
- У нас в гостях птицы с детенышами.
Картинка: у совы - совенок, у воробья - воробышек, у грача – грачонок, у вороны – вороненок.
- Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему?
- Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь?
- Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
- Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
- Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери птичку».
Дети складывают из частей цельную картинку и рассказывают, какая птица на ней изображена.
- Молодцы, умницы все справились с этой игрой.
По весне к нам с юга мчится
(машут руками и кружится)
Черная, как ворон птица(прыгают, делают движения головой)
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех грач.
- Как нужно заботиться о птицах зимой?
Читает стихотворение:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся на крыльцо,
Стайки, как домой.
Сколько гибнет их не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой?
1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.
3. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона - всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.
III часть.
- Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
- Ребята, а вы как думаете, как же мы должны относиться к птицамзимой?
- Если мы будем заботиться о птицах, то мы поможем пережить им зиму?
- У нас есть кормушка, для чего она?
- Заполним кормушку кормом для зимующих птиц.