Как помочь птицам зимой
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Минкевич Нана Николаевна

Конспект по познанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy-_poznanie.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Цветик-семицветик» ул. Бакинская, д.43

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«Познавательное развитие»

Тема: Как помочь птицам зимой?»

в средней группе

Воспитатель:

Минкевич Нана Николаевна

г. Когалым

2015 года

Цель: расширять знания детей о зимующих птицах.

Программное содержание:

Обучающие:

•Знакомить детей с зимующими птицами: синицы, сороки, воробьи и снегири, вороны - народные приметы, связанные с повадками птиц.

•Расширять представления детей о природе.

Развивающие:

•Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

•Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

•Развивать у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.

Воспитательные:

•Воспитывать любознательность, зрительную память, смекалку, наблюдательность.

•Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

Словарная работа: упражнять в использовании форм единственного и множественного числа. Активизировать в словаре детей слова – корм, кормушка, холодно, голодно, вьюжная, суровая, морозная;

Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, д/игра «Собери птицу», рассматривание картинок с изображением птиц, отгадывание загадок, просмотр презентации и птицах.

Методы и приёмы:

Игровой:психогимнастика, игра «Один - много», игра на ознакомление с детенышами птиц, игра «Собери птичку», физминутка.

Наглядный: рассматривание птиц на кормушке.

Словесный: загадки про птиц, беседа о зимующих птиц, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой!», рассказ воспитателя «Чем питаются птицы зимой?»

Материал:

Демонстрационный: иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока.

Раздаточный: разрезные картинки птиц.

Ход НОД.

I часть.

Организационный момент. Дети заходят, встают в круг.

Психогимнастика:

Ты - дрозд, я – дрозд,

У тебя нос, у меня нос,

У тебя алые губки, у меня алые губки,

Мы с тобой друзья,

Мы крепко любим друг друга.

II часть.

- Сегодня мы с вами будем говорить  о зимующих птиц, а каких зимующих птиц вы знаете?

- Молодцы. Послушайте загадки про птиц.

1. Спинкоюзеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

        Синица.

2. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это.

        Снегири.

3. Птичка-невеличка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

         Воробей.

4. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?

        Ворона.

5. Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет?

        Сорока.

- Молодцы, правильно.  Ребята, какие птицы называются зимующими?

- Из холодных краев к нам прилетают красногрудые снегири, свиристели (показать). Ближе к человеческому жильюпереселяются вороны, сороки, галки, синицы. Здесь они находят больше корма: в коре, в земле птицы добывают жуков.

- Что вам известно про жизнь птиц в зимнее время?

- К зиме птицы умолкают, прячутся, тело покрывается пухом, ночуют на ветках деревьев. Им трудно находить корм, надо им чаще помогать, развешивать кормушки и насыпать в них пшено, хлебные крошки, несоленое сало, семена, сушеные ягоды.

- А вы помогаете птицам?

- Посмотрите на эту стайку и скажите, какие птицы остались зимовать с нами?

     На экране кормушка с изображением птиц.

- Я согласна с вами. Какие это птицы?

- А теперь поиграем в игру «Один - много».

Игра «Один - много».

   Дети встают в круг, воспитатель называет одну птицу, а дети во множественном числе.

     (Синица-синицы, сорока-сороки, дятел-дятлы.)

Игра на ознакомление с детенышами птиц.

- У нас в гостях птицы с детенышами.

Картинка: у совы - совенок, у воробья - воробышек, у грача – грачонок, у вороны – вороненок.

- Ребята, легко ли зимующим птицам зимой. Почему?  

- Правильно, им очень тяжело приходится зимой и корма зимой мало и холодно. Кто же приходит к ним на помощь?

- Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?

- Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.

- Молодцы, ребята, все правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери птичку».

     Дети  складывают  из частей цельную картинку и рассказывают, какая птица на ней изображена.

- Молодцы, умницы все справились с этой игрой.

Физминутка.

По весне к нам с юга мчится

(машут руками и кружится)

Черная, как ворон птица(прыгают, делают движения головой)

Для деревьев наших врач,

Насекомых ест всех грач.

- Как нужно заботиться о птицах зимой?

    Читает стихотворение:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся на крыльцо,

Стайки, как домой.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

- Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы зимой?

1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, не откажется и от зерен гречихи, любит несолёное сало. Живёт она в парках и садах. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.

2. Воробей питается хлебными крошками, ягодами, семенами подсолнечника.

3. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

4. Сорока и ворона - всеядны. Зимой питается остатками человеческой кухни. Любят зерна злаков, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений, насекомыми-вредителями и мелкими грызунами.

III часть.

- Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

- Ребята, а вы как думаете, как же мы должны относиться к птицамзимой?

- Если мы будем заботиться о птицах, то мы поможем пережить им зиму?

- У нас есть кормушка, для чего она?

- Заполним кормушку кормом для зимующих птиц.