Перспективный план по экологическому воспитанию детей
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Николаевна Ермакова

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Осень79.5 КБ
Microsoft Office document icon Зима83 КБ
Microsoft Office document icon Весна75 КБ

Предварительный просмотр:

Осень

НОД

Организованная познавательная деятельность

(НОД, наблюдения, беседы)

Труд в природе

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа в книжном уголке

1 неделя сентября

«Цветник»

Наблюдение «Осенние краски цветника» Закрепить названия растений, цветущих на клумбе осенью. Уточнить представления детей об особенностях строения растений и условиях, необходимых для их роста. Познакомить детей с однолетними и многолетними растениями. Воспитывать эстетические чувства от красоты цветущих растений.

НОД

 «Садовые цветы»

Посадка луковиц нарциссов под зиму. Сбор семян осенних цветов (астра, бархатцы, циннии). Подготовка земли к посеву растений семян весной.

Рисование  «Бархатцы» (рисование с натуры)

Аппликация

«Осенняя фантазия». Составление цветовой палитры цветника.  

Лепка ««Цветочная поляна»

Дидактическая игра

«Найди что опишу», «Загадай, мы отгадаем»,  «Почувствуй себя осенним цветком», «Четвёртый лишний», «Что где растёт», «Садовник и цветы»

Подвижная игра «Пастух и козы», «Краски»

Рассматривание фотографий, открыток «Садовые цветы»

Чтение худ. литературы Н.Ф.Осипов «Ярмарка цветов», Н.П.Павлова «Растения осенью», Г.Кутнева «От первых цветов до первых снежинок»,

Е. Серов «Фиалка».

2 неделя сентября

«Овощи»

Беседа «Овощной магазин – это…»Уточнить представления детей об овощном магазине, активизировать в речи названия овощей, качественных прилагательных.

НОД

 «Что нам осень подарила»

Прополка грядки на огороде детского сада, сбор урожая.  

Рисование «Урожай собирай»

Аппликация «На тарелочке»

Лепка «Полезные овощи»

Дидактическая игра

«Вершки и корешки», «Узнай растение по семенам», «Что от чего», «Подбери цвет плода» , «Бывает – не бывает»

Подвижная игра

«Водяной», «Разбери продукты»

Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей. Отгадывание загадок. 

Чтение худ. литературы

 Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок», А. Майков «Пролетело лето», Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

3 неделя сентября

«Фрукты»

НОД

 «Фрукты на нашем столе». Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах фруктов, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей.

Беседа по картине «Сад»

Сбор урожая,  сухих веток плодовых деревьев. Заготовка и сушка листьев растений.

Рисование «Фрукты-полезные продукты»

Аппликация       «В вазе на столе»

Лепка «Что растёт в саду?»

Дидактическая игра

 «Чудесный мешочек», «Подбери цвет и оттенок», «Что где растёт», «Ботаническое лото», «Угадай на вкус»

Подвижная игра

«Найди себе пару», «1,2,3 – бери»

Беседа о холодных и горячих блюдах из фруктов. Отгадывание загадок. 

Чтение худ. литературы А.Н.Стриженов «Кубышка витаминов», В. Сутеев «Яблоко», Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

4 неделя сентября

«Грибы, ягоды»

Рассматривание и беседа о грибах. Обсудить, как выросли грибы. Определить назначение всех частей гриба.

НОД

 «Съедобные и ядовитые»

Сбор природного материала (шишек, веток, коры, мха) для поделок. Сбор ягод для засушивания для подкормки птиц зимой.

Рисование «На опушке»

Аппликация «Стоит Антошка на тонкой ножке»

Лепка «Лукошко с грибами»

Дидактическая игра «Съедобное - не съедобное», «Хорошо – плохо», «Лесовик и лесные ягоды»

Подвижная игра

«У медведя во бору», «НЕ ошибись»

Отгадывание загадок. 

Чтение худ. литературы

В.Сутеев «Под грибом», Е. Трутнева «Грибы»,  В. Катаев «Грибы»,  А.Прокофьев «Боровик», Я. Тайц «Про ягоды».

1неделя

 октября

«Многообразие плодов в природе». 

Наблюдение «Знакомство с шиповником». Познакомить детей с шиповником, учить выделять его среди других кустарников по характерным внешним признакам. Закреплять знания детей о плодовых  кустарниках.

НОД

 «Плодовые кустарники»

Сбор и засушивание плодов шиповника, рябины, перекопка вокруг кустарников

Рисование «Ой, рябина, кудрявая»

Аппликация «Шиповник осенью»

Лепка

 «Ветка шиповника»

Дидактическая игра

 «Что помогает растениям расти», «От какой ветки детки»,

Подвижная игра

«Найди и промолчи», «Краски», «Ловишки»

Чтение худ. литературы А.А.Кощеев «Напитки из дикорастущих плодов и ягод», Н.Ф.Осипов «Капризные розы», А.Тамбиев «Кто в кустарниках живёт» Подбор загадок, пословиц, поговорок о шиповнике.

2 неделя октября

«Лес.

Деревья»

 

Наблюдение «Яркие оттенки листвы». Предложить полюбоваться видом осенних деревьев в ярком убранстве, понаблюдать за кружением опадающих листьев, послушать их шелест. Обсудить, с каких деревьев больше всего опало листьев.

НОД

«Этажи леса»

Сбор опавшей листвы в кучи, заготовка листьев, каштанов и семян для поделок и  гербария.

 

Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков

Рисование «Берёза осенью»

Аппликация «Осенний ковёр»

Создание макета «Лес»

Дидактическая игра

 « Угадай, чего не хватает», «Узнай дерево по описанию», «От какой ветки детки?», «Магазин – семена».

Подвижная игра

 «1,2,3 – к дереву беги», «Дерево – кустарник», «У медведя во бору»

Беседа о правилах поведения на природе. Пословицы и поговорки о деревьях.

Чтение худ. литературы В.Бианки «Лесная газета», М.Садовский «Посади сосну», Г.Кучнева «Лиственница»  Заучивание стихотворения И. Токмаковой. «Дуб»

 

3 неделя октября

«Любите

землю-матушку» 

Наблюдение за погодой. Предложить детям определить, какая сегодня погода (ясно, пасмурно); определить силу ветра и направление ветра путём наблюдения за качающимися деревьями. Учить детей рассказывать о своих ощущениях, отмечать особенности природных явлений.

Экскурсия в берёзовую рощу.

Уборка осенних листьев,

Сбор опавших веток на участке. Работа с календарём природы.

Рисование Аппликация Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж»

Лепка

Дидактическая игра  

«Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото», «Хорошо – плохо», «Времена года» 

Подвижная игра «Солнышко и  дождик», «Не попадись»

Рассматривание картины «Золотая осень» И. Левитана. Чтение худ. литературы А. Плещеева «Осенью», В.Касаткин «Родная природа», Л.П.Анастасова «Растения и окружающая среда»

4 неделя октября 

«Разнообразие птиц в природе»  

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

Наблюдение за птицами. Обсудить, почему птицы улетают в тёплые края, какие птицы улетают, а какие – зимуют. Понаблюдать с детьми, как птицы собираются в стаи.

Создание разнообразных кормушек, подкормка птиц.

Утепление молодых деревьев

Рисование «Пернатые друзья»

Аппликация

«Стая птиц»

(коллективная работа)

Лепка «Красивые птички»

Дидактическая игра

 «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные- зимующие», лото «Птицы»

Подвижная игра

«Совушка», «Охотник и утки», «Сокол и голуби»

Чтение худ. литературы Благининой Е «Улетают – улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».

2 неделя

ноября

«Природа готовится к зиме»

Наблюдения за трудом человека. Расширять представления детей о труде взрослых, о сельско -хозяйственном труде, о сезонных работах. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

НОД

 «Поздняя осень»

Утепление корней многолетних растений опавшей листвой и опилками.

Рисование

«Растения в нашем уголке природы»

Аппликация

«Зелёные друзья»

Лепка

Барельеф «Комнатные растения»

Дидактическая игра

 «Да – нет», «А если бы…», «Что общего», «Когда это бывает?»

Подвижная игра

«Гуси – лебеди», «Перелет птиц»

Чтение худ. литературы

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало», М.Волошин «Осенью», И.Бунин «Первый снег», С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», В.Бианки «Прощальная песенка»

Рассматривание картин

3 неделя

ноября

«Подготовка зверей  к зиме»

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу.  Рассказать о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек.

НОД

 «Как звери готовятся к зиме»

Уборка осенних листьев,

Сбор опавших веток на участке

Рисование

«Белки осенью»

Аппликация

«Разные домики»

Лепка

«В лесу»

Дидактическая игра

 «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Чьи следы?»,  

Подвижная игра

«Белки в лесу», «Лиса в курятнике»

«Бездомный заяц»

Чтение худ. литературы  В. Бианки «Купание медвежат» ,Е.Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», С.Чёрный «Волк»

Рассматривание картин

«Белки осенью»

4 неделя

ноября

«Как зимуют домашние животные».

Наблюдение за кошкой, собакой (внешний вид, повадки, что едят, какую пользу приносят и т.д.).

НОД

 «Корова и коза – домашние животные»

Уборка на прогулочном участке. Утепление корней многолетних растений

Рисование

«Дымковская слобода» (деревенский сюжет)

Аппликация

«У бабушки на дворе» (коллективная работа)

Лепка

«Козлик» (По мотивам дымковской игрушки»

Дидактическая игра

«Не ошибись», «Кто кем был»,  , «Кто как кричит?»

Подвижная игра

«Котята и щенята», «Кошка и мышки», «Мышеловка»

Чтение худ. литературы  А. Введенский «Щенок и котенок», К. Ушинский «Слепая лошадь»,В.Смит «Про летающую корову», р.н.с. «Хаврошечка», Б.Заходер «Собачкины огорчения», К.Паустовский «Кот – ворюга»



Предварительный просмотр:

 Зима

НОД

Организованная познавательная деятельность

Труд в природе

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа в книжном уголке

1 неделя декабря

«Станем юными защитниками природы»

Наблюдение за экологической культурой поведения детей в самостоятельной деятельности

НОД

«Панорама добрых дел». Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, умение сочувствовать, сопереживать.

Утепление снегом корней кустарников и деревьев, подкормка птиц

Рисование плаката

«Зима»

Лепка «Девочка в зимней шубе»

Лепка «Наша зелёная ёлка»

Дидактическая игра

«Найди что опишу», «Загадай, мы отгадаем»,  «Четвёртый лишний», «Что где растёт»,

Подвижная игра 

 «Ловишки», «Баба Яга»

Рассматривание  иллюстраций «Сохраним природу», «Красная книга»

Чтение худ. литературы

В.Звягина «Воробышки», К.Чуковский «Айболит», А.С.Пушкин «Зимний вечер»

2 неделя декабря

«Берегите деревья»

Беседа 

 «Почему зимой идет снег? »

Наблюдение «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?» Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели.

НОД 

«Роль деревьев в жизни людей ».

Расчищаем участок от снега,  согребаем снег в кучи для снежных поделок.

Расчистка дорожки к цветнику. Утепление цветника снегом.

 

Рисование  

«Берегите ёлки»

Аппликация «Новогодняя поздравительная открытка»

Конструирование из бумаги

«Новогодние бусы»

Дидактическая игра

«Найди ошибку», «Чей силуэт?»,  «Что от чего», «Бывает – не бывает»

Подвижная игра

«Два мороза», «1,2,3 – к дереву беги»

Отгадывание загадок. 

Чтение худ. литературы

 С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками… », Т. А. Шорыгина «Зимний лес», «Зима»,                  Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», В.Бианки «Приспособился»

3 неделя декабря

«Лес – это дом для многих жильцов»

НОД  

 «Один дом на всех». Дать детям представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих на одной территории.

 Наблюдение за снегом, измерение глубины снега и занесение результатов в альбом.

Подкормка птиц на участке, сбор опавших веток

Срезать ветки дерева и кустарника для дальнейших наблюдений в группе.

Рисование «Заметки лесника»

Аппликация       «Зайчишка - трусишка»

Лепка «Хищники» (коллективная работа)

Дидактическая игра

 «Чудесный мешочек», «Да – нет», «Чьи следы на снегу?», «Кто в домике живёт?»

Подвижная игра

«Найди себе пару», «Бездомный заяц»

Чтение худ. литературы

Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», «Лесные этажи», «В чаще бора», «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Лиственница», Г.Кучнева «Лиственница» , Е.Чарушин «Что за зверь!», В.Бианки «Хвосты», «Голубой зверёк» Рассматривание картин

«Медвежья берлога», «Зайцы в зимнем лесу»

4 неделя декабря

«Мы – друзья природы»

НОД ««Как животные проводят зиму» Учить детей слушать чтение рассказа, вникать в содержание; воспитывать желание делать простейшие опыты.

Наблюдение «Снежинки очень красивые». Показать, что снежинки можно рассмотреть на тёмном фоне: все снежинки разные и красивые.

Строительство горки, украшение её природным и бросовым материалом. Работа в природном уголке.

Рисование «Снежинка»

Аппликация «Украсим ёлочку»

Лепка «Ёлочные украшения»

Дидактическая игра

«Чей силуэт? », «Хищники и травоядные», «Кто больше назовет», «Пищевые цепочки»

Подвижная игра

 «НЕ ошибись», «Хитрая лиса»

Работа по картине «Лоси в зимнем лесу», «Зимняя подкормка диких животных». 

Чтение худ. Литературы

Т. А. Шорыгина «Зимний лес», «Зима»,. Л. Воронцова «Зима» Г. Снегирёв «След оленя»,  р.н.с. «Зимовье зверей», С.Михалков «Ёлочка»

2 неделя

 января

«Если хочешь быть здоров»

Наблюдение за высотой неба, за осадками, за снежным покровом НОД «Письма заболевшим детям». Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить факторами природы для укрепления здоровья

Создание снежного лаза для подлезания, изготовление цветных льдинок. Измерение температуры воздуха, глубины снега.

Рисование «Зимние забавы»

Аппликация «Снеговик»

Лепка

 «На лыжне»

Дидактическая игра  

«Разрезная картинка», «Времена года»

«Что можно, что нельзя», «Хорошо -плохо», «Сложи картинку»

Подвижная игра

 «Кто быстрее», «Золотые ворота»

Чтение худ. литературы

Г. Х. Андерсен «Снежная королева»,             Н. Сладков «Разноцветная земля»,

 Подбор загадок

3неделя января

«Зимующие птицы»

 

Наблюдение за птицами. Установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки;

НОД 

 «У кормушки». Уточнить, как связаны питание и сфера обитания птиц.

Развесить на территории детского сада новые кормушки, подкормка птиц.

Стряхивание снега с кустов и молодых деревьев.

Рисование «Снегири»

Лепка «На ветках красные детки»

Изготовление новых кормушек для птиц

Дидактическая игра

 «Отгадай мой домик», «Кто как зимует», «Перелетные-зимующие», «Что перепутал художник?», «Летает – не летает»,  лото «Птицы»

Подвижная игра

 «Совушка», «Воробушки и автомобиль»

Пословицы и поговорки о птицах.

Чтение худ. литературы

Г. Снегирёв «Про птиц», В. Зотов «Кедровка», «Глухарь», Л. Толстой «Птичка», Т. А. Шорыгина «Мурзик, иди сюда! », ««Почтовая голубка», Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

4 неделя января

«Животный мир полярных районов земли»

 

Просмотр видео «Животный мир Севера».

Закрепить знания детей о России, о своеобразии жизни народов Севера. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям других народов.

Экскурсия на водоём.

Создание лабиринта на участке. Работа в природном уголке.

Рисование

«В тундре»

 

Создание макета «Тундра»

Лепка

«Северные растения»

Дидактическая игра  

 «Кто больше назовет», «Хорошо – плохо»,  «Подбери картинку», «Кто как спасается»

Подвижная игра

«Два мороза», «Не попадись»

Рассказ-беседа «Ледяная зона»

Чтение худ. литературы В.Касаткин «Родная природа», Л.П.Анастасова «Растения и окружающая среда», Г. Снегирёв «След оленя».

1 неделя февраля

«Животный мир жарких стран» 

Просмотр фильма «Африканские обитатели».

Познакомить детей с континентом Африка, с его жителями, природным миром.

НОД

«Посещение зоопарка». Формировать представления детей о диких экзотических животных, дать сведения о том, как они живут на воле.

Посадка в два ящика овса (один в холоде, другой – в тепле).

Подкормка птиц.

Уборка участка после снегопада.

Рисование

«Африка-страна вечного солнца»

Создание макета «Пустыня»

Лепка «Животные жарких стран»

Дидактическая игра

 «Кто лишний», «Кто где живет», «Подбери картинку», «Чей домик», «Кто как зимует»

Подвижная игра

«Золотые ворота», «Третий лишний»

Чтение худ. литературы

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню», Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб», «Откуда у носорога шкура.

Рассматривание иллюстраций, фото по теме

2 неделя

февраля

«Живое – неживое» 

Наблюдения  за продолжитель-ностью светового дня, за температурой воздуха.

НОД  

«Растения в нашем уголке природы» Развивать способность воспринимать красоту комнатных растений.

Работа по уходу за комнатными растениями.

Расчистка дорожки к кустарнику.

Рисование

«Фикус»

Аппликация

«Зелёные друзья»

Лепка

Барельеф «Комнатные растения»

Дидактическая игра

 «Да – нет», «А если бы…», «Что общего», «Кто или что?», «Звук, свет, вода»

Подвижная игра

 «Мышеловка», «Лиса в курятнике»

Рассматривание картины

И. Грабаря «Февральская лазурь»

Чтение худ. литературы

О. Дмитриев «Что такое лес», Н. Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», В.Бианки «Снежная книга» 

3 неделя

февраля

«Воздух и его свойства»

НОД

«Воздух нужен всем» Дать детям представления о воздухе, его роли в окружающем мире.

Наблюдения и опыты с воздухом; за температурой воздуха в помещении и на улице; за чистотой воздуха.

Работа с календарём природы. Уборка снега  на участке малышей.

Рисование 

«Узоры на стекле»

Аппликация

«Деревья в серебре»

Заполнение альбома с зарисовками результатов опытов

Дидактическая игра

«Найди ошибку», «Чей силуэт?»,  «Что от чего», «Бывает – не бывает»

Подвижная игра

«Два мороза», «1,2,3 – к дереву беги»

Чтение худ. литературы

Т. А. Шорыгина «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок», Е. Трутнева «Стало вдруг светлее вдвое… »

Беседа «Почему дует ветер? », «Источники загрязнения воздуха. Мероприятия по его охране».

4 неделя

февраля

«Прошла зима холодная».

Наблюдение «Выращиваем лук». Учить детей замечать изменения в росте луковиц, связывать их с условиями, в которых находится каждое растение.

НОД

 «Прошла зима холодная».

Уточнить у детей представления о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе..

Выращивание огородных культур на окне.

Разбрасывание песка на скользкие дорожки.

Рисование

«Дымковская слобода» (деревенский сюжет)

Аппликация

«У бабушки на дворе» (коллективная работа)

Лепка

«Козлик» (По мотивам дымковской игрушки»

Дидактическая игра

«Не ошибись», «Кто кем был»,  «Времена года», «Сложи картинку»

Подвижная игра

«Не ошибись», «Найди и промолчи»

Расматривание картин  К.ФюЮона «Русская зима», «Конец зимы».

Чтение худ. литературы

Я. Колас «Уходи, мороз, косматый»,

В. Бианки. Синичкин календарь «Лесные домишки»,  «Оранжевое горлышко», Т.А.Шорыгина «Когда дубраве лучше живётся».  



Предварительный просмотр:

Весна.

НОД

Организованная познавательная деятельность

Труд в природе

Продуктивная деятельность

Игровая деятельность

Работа в книжном уголке

1 неделя марта

«Пришла весна»

Наблюдение за погодой. Предложить охарактеризовать погоду, рассказать о ветре, осадках, о солнце.  

НОД 

«Весна в жизни лесных зверей». Уточнить и расширить представления детей о том, как в лесу оживает жизнь.

Уборка снега, скалывание льда. Уборка участка от опавших веток.

Рисование

«Была у зайчика  избушка лубяная, а у лисы - ледяная»

Аппликация«Моя улица»»

Лепка «Птицы на кормушке»

Дидактическая игра

«Найди что опишу», «Загадай, мы отгадаем»,  «Четвёртый лишний», «Что где растёт»,

Подвижная игра 

«Уголки», «Кто быстрее»,

Рассматривание репродукций картин К.Ф.Юона «Мартовское солнце»                  Чтение худ. литературы И.Акимушкин «Жил-был медведь», П.Воронько «Берёзка», Шорыгина «Мурзик, иди сюда», Н.Сладков «Лесные шорохи», В.Даль «Старик-Годовик», М.Пришвин «Земля показалась»  Беседа «Пробуждение природы»

2 неделя марта

«Береги здоровье смолоду»

Беседа 

 «Подарок дорогому человеку». Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких.

НОД «Как люди заботятся о своём здоровье весной?»

Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении органов. 

Разбрасывание песка на скользкие дорожки. Подкормка птиц.

Рисование  

«Букет для мамы»

Аппликация «Поздравительная открытка для бабушки»

Конструирование из бумаги

«Тюльпаны»

Дидактическая игра

«Хорошо-плохо», «Да-нет», «Что подсказала природа», «А что потом»

Подвижная игра

«Ловишки», «Гуси-лебеди»»

Отгадывание загадок об органах человека и о предметах гигиены. Рассматривание репродукций картин В.Г.Перова «Охотники на привале»                 Чтение худ. литературы     В.Бианки Синичкин календарь «Март» К.Чуковский «Айболит», Б.Рябинина «Рассказы о верном друге»

3 неделя

марта

«Вода и её роль в жизни человека и растений»

Экспериментальная деятельность «Свойства воды

.Наблюдения  за дождём. Отметить характерные особенности этого явления весной.

НОД «Кому нужна вода?». Формировать знания детей о роли воды в природе, познакомить с круговоротом воды

Работа по уходу за комнатными растениями.

Подкормка птиц.

Рисование

«Водный транспорт»

Конструирование из бумаги «Кораблик»

Лепка

«Подводные обитатели»

Дидактическая игра

 «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Столовая речных обитателей», «Где живёт вода»

Подвижная игра

«Море волнуется…»,

«Рыбак и рыбки», «Ходят капельки по кругу»

Рассматривание репродукций картин И.И.Левитана «Март» Чтение худ. литературы  М.Пластов «Капля в море», К.Чуковский «Мойдодыр», М.Д.Корноухов «Зачем вода?»,      Т. А. Шорыгина «Родник», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде? », Е. Серов «Град», А. Барто «Дождь», Г. Ладонщиков «Лёд»,  Н. Некрасов «Мороз», Я. Аким «Облака», Н. Михайлова «Пар», Заучивание стихотворения Ф.Тютчев «Весенние воды»

1 неделя апреля

«Перелётные птицы»

НОД

«Возвращаются грачи». Рассказать о жизнедеятельности перелётных птиц весной, послушать о чём они «говорят»

Наблюдение за птицами. Учить детей сравнивать и различать окраску оперения птиц, их поведение в разное время года.

Подкормка птиц.

Уборка снега, скалывание льда

Рисование «Грачи прилетели»

Аппликация «Проталинки»

Конструирование из бумаги «Журавлик»

Дидактическая игра

 «Отгадай мой домик», «Кто как кричит», «Перелетные-зимующие», «Что перепутал художник?», «Летает – не летает»,  лото «Птицы»

Подвижная игра

 «Совушка», «Воробушки и автомобиль»

Рассматривание репродукций картин

А.К.Саврасов «Грачи прилетели»

Пословицы и поговорки о птицах.

Чтение худ. литературы

Г. Снегирёв «Про птиц», С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Л. Толстой «Птичка»,  В.Бианки «Лесной оркестр», М.Пришвин «Разговор птиц и цверей», С.Михалков «Аисты и лягушки»

2 неделя

апреля

«Земновод-ные и рыбы»

Наблюдение за состоянием погоды.  Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения НОД «Жители водоёмов». Углублять у детей знания и представления о земноводных животных.

Работа в природном уголке, уход за аквариумными рыбами.

Окапывание кустарников.

Рисование

«И на суше и в воде»

Аппликация «Причудливые формы»

Конструирование из бумаги «Лягушка»

Дидактическая игра  

«Разрезная картинка», «Времена года»

«Что можно, что нельзя», «Хорошо -плохо», «Сложи картинку»

Подвижная игра

 «Бабочки, лягушки, цапли», «Рыбак и рыбки»

Рассматривание репродукций картин И.И.Левитана «Весна. Большая вода»       Чтение худ. литературы                Н. Сладков «Разноцветная земля», В.Бианки «Приспособился», К.Д.Бальмонт «Золотая рыбка», А.Барто «Любитель-рыболов», О.Марычева «Апрель-водолей»             Подбор загадок   Беседа «И на суше, и в воде»           

3 неделя апреля

«Космос»

 

НОД  «Земля – наш общий дом» Сформировать представление о том, что на жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. 

Наблюдение  за небом. Предложить описать небо весной, рассказать о взаимосвязи вида неба и погоды, найти схожесть облаков с другими объектами.

Уборка территории от зимнего мусора. Окапывание кустарников.

Рисование «На ракете полетим»

Лепка «Звёздное небо» (барельеф)

Аппликация

«Земля – голубая планета»

Дидактическая игра

 «Кто чем питается», «Кто как передвигается« «Что перепутал художник?», «Летает – не летает»,  лото «Космос»

Подвижная игра

«Перехватчики»,  «Море волнуется..»

Рассматривание плакатов о космосе.

Просмотр видео «Солнечная система»

Чтение худ. литературы

В.П.Лепилов «Космическая сказка», Я.Аким «Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!», Р.Алдонина «Комета», «Сатурн»,»Млечный путь», «Звезда», Н.Цветкова «Космос», О.Ахметова «В космосе так здорово»

4 неделя апреля

«Насекомые»

 

НОД

 «Наши шестиногие друзья».

Рассказать об особенностях их жизни весной, об их роли в природе.  

Экскурсия в берёзовую рощу. Познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу

Перекопка земли в цветнике. Подготовка земли для посадок растений

Рисование

«Бабочки летают над лугом»

 

Создание макета «Луг»

Конструирование из природного материала

«Божья коровка»

Дидактическая игра  

 «Кто больше назовет», «Хорошо – плохо»,  «Подбери картинку», «Кто как спасается»

Подвижная игра

«Третий лишний», «Не попадись»

Рассказ-беседа «Где можно встретить насекомых»

Чтение худ. литературы Н.А.Гурьева «Знакомство с природой России. Времена года»

В.Касаткин «Родная природа», Л.П.Анастасова «Растения и окружающая среда», А.Фет «Бабочка»,

1-2  неделя

мая

«Садовые цветы»

НОД

 «Букет для ветеранов». Конкретизировать, уточнять, расширять и обобщать представлениядетей о садовых растениях. Развивать познавательный интерес к миру цветов.

Наблюдение «Первоцветы». Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Посадка рассады цветковых растений на клумбу. Полив растений.

Рисование

«Тюльпаны»

Лепка «Красная Шапочка несёт бабушке гостинцы»

Аппликация «Первоцветы»

Дидактическая игра

 «Кто лишний», «Кто где растёт», «Подбери картинку», «В лесу, на поле, на лугу», «Узнай цветок»

Подвижная игра

«Садовник», «Третий лишний», «Краски»

Чтение худ. литературы В.Рождественский «Берёзка», А.П.Платонов «Неизвестный цветок», В.Катаев «Цветик-семицветик», Х.К.ААндерсен «Дюймовочка», Е.Серов «Фиалка», Г.Паустовский «Заботливый цветок»

Беседа «Мои любимые цветы»    

Рассматривание иллюстраций, фото по теме «Цветы»

3 неделя

мая

«Лекарственные растения» 

Наблюдения  хвойными деревьями. Уточнить с детьми лечебные свойства смолы

НОД

«Бережно относимся к растениям». Познакомить детей с лекарственными растениями, о том, что они необходимы для изготовления лекарств.

Оказание помощи дворнику (побелка стволов деревьев)

Работа на огороде.

Рисование

«Шиповник»

Аппликация

«Одуванчик»

Лепка

 «Кувшинчик»

Дидактическая игра

 «Да – нет», «А если бы…», «Что общего», «Что где растёт», «Ботаническое лото»

Подвижная игра

 «Мышеловка», «Найди своё растение»

Рассматривание  иллюстраций «Сохраним природу», «Красная книга»

Чтение худ. литературы

Е.Благинина «Одуванчик», А.Блок «На лугу», С.Городецкий «Весенняя песенка», Г.Скребицкий «Раненые деревья»

Беседа «Моё любимое время года-весна»

4 неделя

мая

«Весна кончается – лето начинается»

Наблюдения  «Как одуванчики ложатсяспать?». Обратить внимание детей на интересное явление – цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

НОД

 «Правила поведения в природе». Дать детям представления о том, как люди заботятся о природе, хотят её сохранить.

Очистить грядку от упавших сухих веток, прошлогодних листьев, перекопать её.

Полив растений в сухую погоду.

Рисование

«Цветные страницы»

Аппликация

«Загадки»

Лепка

«Зоопарк для кукол»

Дидактическая игра

 «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Времена года», «Да-нет», «Когда это бывает»

Подвижная игра

«Али - Баба…»,

«Рыбак и рыбки», «Бездомный заяц»

Рассматривание репродукций картин С.В.Герасимова «Лёд прошёл»,  «Красная книга»

Чтение худ. литературы  И.С.Соколов-микитов «Звуки весны!», М.М.Пришвин »Весенние миниатюры», К.Ушинский «Весна», Д. Н. Садовникова «Весенняя сказка», Н.Сладков «Весенние радости»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию детей в старшей группе.

              Старшая группа.                      ...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей в подготовительной группе

Подготовительная группа.                 Сентябрь.Тема:...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по экологическому воспитанию пождготовительная группа...

2018-2019г. Перспективный план по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в подготовительной группе.

Цель:Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы....

Перспективный план по экологическому воспитанию детей средней группы

В своей работе по экологическому воспитанию используем образы Эколят. Постоянно обновляем наш стенд "Эколята-дошколята" коллективными работами ребят. Формы и методы работы с детьми разнообра...

Перспективный план по экологическому воспитанию детей раннего возраста

Цель: расширять представления детей об окружающем мире...