Организованная образовательная деятельность "Зимующие и перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ОО "Познавательное развитие"  Занятие разработано в игровой форме с использованием здоровьесберегающих технологий и социоигровых с использованием ТРИЗ, познавательно - исследовательской деятельности и эксперементирования. В начале ООД вводится сюрпризный момент,  проблемная ситуация, направленные на заинтересованность детей к предстоящей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»

Тема «Зимующие и перелетные птицы».

Возрастная группа: подготовительная к школе

Место проведения: МБДОУ № 15 «Ромашка»

Дата проведения: 27.01.2015 г.

Длительность НОД – 30 минут

                                                                                                 

                                                                                             

Подготовила:

Андрюшина Л.М.

Воспитатель    первой квалификационной категории  

                                                                                       

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих и перелётных птицах и их значении  в природе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская,  двигательная, чтение (восприятие).

Задачи: Образовательные:

- Расширять представления у детей о зимующих и перелётных птицах.

- Закреплять знания о классификации птиц.

- Формировать знания у детей о значении птиц в природе и взаимосвязи экологических цепочек.

- Учить  детей познавательно – исследовательской работе с использованием схем.

- Учить презентовать свою работу.

Развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

- Развивать воображение.

- Развивать у детей познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные:

- Воспитывать коммуникативные качества и любовь к природе.

Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания ОД, деление на компании).
  • Личностно-ориентированная.
  • Игровая (сюрпризный момент, д/и,  )
  • Здоровье – сберегающие технологии. (Физминутка. Релаксация. Смена деятельности во время ОД)
  • Триз («Хорошо – плохо»)

Материалы и оборудование: сова – игрушка, карточки Д/и «Покорми птиц», картинки: лес, насекомые, птицы, летняя природа, кормушка, полоски разной длины, з схем, перья, мольберт.

Методы и  приёмы

  • наглядный (иллюстрации, схемы)
  • словесный (загадывание загадок, вопросы и ответы, указания, пояснения, беседа);
  • практический (упражнения)
  • игровой (сюрпризный момент, дидактическая игра, создание игровой ситуации (помощь сове)

Предварительная работа: загадывание и отгадывание загадок, чтение произведений про птиц, заучивание стихов, потешек, беседы по теме,  д/ игры «Где живет?», «Чей детеныш?» и др.

Ход Од

1. Ритуал

Солнышко проснулось

Всем  улыбнулось.

Сказало нам:

 «вставай, игру начинай»!

2. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Угадайте  из загадки про кого мы будем говорить? 

Снится ночью червяку

Чудо – юдо  на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

Угадали? Это….(птицы).

Воспитатель: Кто знает загадки про птиц?

Загадывание загадок детьми:

Воспитатель: Включается фонограмма звукоподражание совы. Ребята, угадайте по голосу, кто к нам летит?

Дети: Сова.

Воспитатель:

К  нам в гости прилетела мудрая сова.

Заколдовала её злая Баба Яга.

Видите ли, птичьи трели ей надоели.

Говорит: «Бесполезные вы существа

С вами природе морока одна».

 И решила всех птиц извести.

 Сову памяти лишила,

вот она и начудила.

Перепутала всё сова

Зимующих птиц отправила в тёплые края.

Оставшиеся, зимовать, начинают погибать.

Умоляет нас сова: «Помогите, детвора,

Память мне верните, птиц не погубите»!

Поможем ребята?

Дети: Поможем.

3. Воспитатель: Ты, сова, посиди на ребят посмотри. Они помогут восстановить тебе память.

Игра в кругу с пером

Кто перо возьмёт

Тот ответ на вопрос даёт.

1.Назови, кто рождается дважды.

2. Перелётную.

3. Зимующую.

4. Хищную птицу.

5. Какая птица высиживает яйца зимой?

6. Птицу севера.

7. Птицу, обитающую на водоёме.

8. Птицу, не умеющую летать.

9. Птицу мира.

10. Птицу, которая не высиживает яйца.

11. Птицу доктора.

12. Птицу, приносящую детей.

4. Воспитатель: Ребята, что страшней для птиц: холод или голод.

5. Голод.

6. Воспитатель: Так давайте покормим зимующих птиц. (Дети делятся на парочки по карточкам: птица – корм и проговаривают).

Каждая парочка выбирает посыльного по росту, собирают карточки и приходят за заданием.

1. Изображают ворону, синицу, воробья, пингвина, цаплю, голубя по повадкам и    звукоподражанию, дети отгадывают.

Дети садятся на стульчики.

7. Воспитатель: Баба Яга сказала, что птицы бесполезные существа.  Поможем разобраться сове с вопросом о значении птиц в природе. Может ли природа существовать без птиц?

Обоснованные ответы детей:

Воспитатель: Правильно, без  птиц природа не может существовать. Наибольшую взаимосвязь с птицами составляют: насекомые и растения. В сообществе эти 3группы неразделимы. Одна группа не может существовать без другой. Гибель одной группы ведёт к гибели другой. На мольберте закрепляю три полоски разной длины.

- ребята, какая группа, должна быть самая большая? Какая средняя? Какая самая маленькая?

Обоснованные ответы детей: 1. Растения. 2. Насекомые. 3. Птицы.

8. Физминутка. «Птичка и ветерок».

Маленькие птички, Птички – невелички,

По лесу летают,

Песни распевают. (махи руками)

Буйный ветер налетел (руки вверх

Птичек унести хотел. раскачивание)

Птички спрятались в дупло

Там не тронет их никто. (присесть, закрыв голову)

9. Воспитатель: Напомним сове о перелётных и зимующих птицах, для этого разделимся на 2 компании. Дети с карточками зимующих птиц подойдут к картинке с кормушкой, а дети с перелётными птицами подойдут к картинке с летней природой. Каждая компания назовёт птиц. Выберут посыльного  по считалке и подойдут  за заданием.

10. Экспериментальная деятельность. Одна компания получает пуховые перья и схему. Вторая компания получает маховые перья и схему. По схемам воспитанники определяют цвет пера, длину, вес, мягкость или твёрдость и значение его для птиц. Посыльный с компании по заданной схеме возле мольберта рассказывает о своём пёрышке.

Воспитатель: Ребята, большое перо с длинными перьями называется маховое и служит для полёта. Маленькое перо с коротким пухом называется пуховое перо и служит для согревания тела птиц.

11. Игра в кругу ТРИЗ игра «Хорошо - плохо».

Ответы детей: 

12. Презентация (Денис рассказывает информацию о птице – клест, подготовленную дома с родителями, используя иллюстрации).

12. Релаксация:  Звучит фонограмма «Звуки птиц» 

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и послушайте, как сова и птицы благодарят вас. Вы расколдовали мудрую сову и помогли вспомнить, то, что она забыла. Она  обещает быстро всё исправить и спасти птиц.

13. Итог: Воспитатель: Я узнал…….. я запомнил…………я научился………. я удивился…………

Мы растём, растём, растём, всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек, гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним, ручеёк не замутим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности "Весна идет, птиц зовет"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "Весна идет, птиц зовет"...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Перелётные птицы». Для детей среднего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Перелётные птицы».Для детей среднего дошкольного возраста.                        ...

Конспект организованной образовательной деятельности "На помощь птицам "

ОО Познание"На помощь птицам"Цель занятия: формирование целостной картины мира....

Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе. Тема: «Перелётные птицы».

Презентация для закрепления знаний воспитанников о птицах.- Учить называть птиц.- Формировать умение сравнивать.- Развивать мышление, память, речь....

Конспект организованной образовательной деятельности по тестопластике "Птицы на ветке" в старшей группе.

Познакомить с историей возникновения тестопластики, ее возможностями; обучить приемам раскатывания, познакомить детей с оборудованием рабочего стола, материалами и инструментами, необходимые для занят...