Конспект организации непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в мир музеев» (для детей старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Микляева Ирина Сергеевна

Цель: формирование представлений о назначении и видах основных музеев Саратовской области.

Задачи:

Образовательные: учить воспитанников выделять разные виды музеев, пополнять словарный запас детей (музей, коллекция, археолог).

Развивающие: развивать воображение, зрительную память; навык в создании оттиска монеты, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь старинные ценности, расширять представления о правилах поведения в музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzei.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности

«Путешествие в мир музеев»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формирование представлений о назначении и видах основных музеев Саратовской области.

Задачи:

Образовательные: учить воспитанников выделять разные виды музеев, пополнять словарный запас детей (музей, коллекция, археолог).

Развивающие: развивать воображение, зрительную память; навык в создании оттиска монеты, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к прошлому и желание хранить и беречь старинные ценности, расширять представления о правилах поведения в музее.

Оборудование:  презентация с изображением различных музейных экспонатов; иллюстрации и фотографии, на которых отражено, как работают археологи и каким оборудованием они пользуются, мультимедийное оборудование.

Раздаточный материал: простые карандаши, мелки, пастель, фломастеры, цветные карандаши, старинные монеты, бумажные листы, ножницы.

Предварительная работа: беседа о музеях, о работе археологов,  просмотр видеороликов.

Словарная работа: коллекция, музей, исторический, краеведческий, художественный, археолог.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познавательное, социально - коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое.

Этапы

Деятельность педагога

Интеграция областей

Деятельность детей

Мотивационно-

ориентировочный

этап

Воспитатель:

- Скажите, ребята, у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните?

Воспитатель:

- У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем – то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что – то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любили живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям и внукам. Другие собирали книги, посуду, игрушки и т. д.

Воспитатель:- Кто-нибудь знает, как называется большое количество каких-то определенных предметов? Правильно это коллекция. Повторите это слово все вместе.

Показ коллекций на слайдах

Воспитатель:- Есть коллекции марок, игрушечных автомобилей, бабочек. Есть коллекции картин, монет и др.Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.

Воспитатель: - Ребята, а как называется помещение, где можно посмотреть различные древние предметы, картины?

Верно, это музей. Повторите это слово.

Воспитатель:

-Ребята, я  вас приглашаю в увлекательное путешествие в мир музеев.

Познавательное

Речевое

Познавательное

Речевое

Варианты ответов детей

Варианты ответов детей.

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

Дети рассматривают, обсуждают.

Варианты ответов детей.

Дети повторяют слово хором и индивидуально.

Основной этап

 Воспитатель:

-Ребята, сейчас мы прогуляемся с вами по музеям нашей Саратовской области.

Но перед этим я хочу узнать у вас, какие правила нужно соблюдать в музее?

Воспитатель:

- Нельзя трогать музейные экспонаты руками. Как вы думаете почему?

Воспитатель:

Перед тем как мы отправимся в путешествие, я вам предлагаю немного набраться сил. Вставайте все в круг.

Физминутка

Дружно встали - раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки.

Наклонившись влево, вправо,

Влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу!

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело.

Виртуальная экскурсия по музеям (презентация)

Воспитатель: Сейчас существует много разных музеев. Рассмотрим некоторые виды музеев.

Музеи бывают исторические.

- Расскажите, а что интересного можно узнать в Историческом музее? Можно узнать об истории страны, города, народа, о том, как создавали и заселяли города.

- Какой материал может храниться в таком музее?

Материалы и фотографии предметов, найденных во время археологических раскопок, военная техника.

В городе Саратове находится Музей боевой и трудовой славы, он расположен в одном из живописных уголков города Саратова в Парке Победы на Соколовой горе.

В этом музее хранятся знамена, награды, вооружение и техника, коллекции о саратовцах, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Можно увидеть выставку «Поезд милосердия». Выставка размещена в военно-санитарном вагоне, на ней представлены медицинские инструменты, предметы быта военного времени. Экспонаты выставки рассказывают о самоотверженном труде работников железнодорожного транспорта и медицины в годы Великой Отечественной войны.

Также в этом историческом музее работает выставка

«Парк Победы - символ славы, нам вечно о героях говорит» - это  выставка военной и гражданской техники под открытым небом. Это макет бронепоезда, вагон военно-санитарного поезда. аптека-перевязочная, полевая кухня, полевые и противотанковые пушки и др.

Воспитатель:

- Бывают краеведческие музеи.

- О чем можно узнать в Краеведческом музее? Можно узнать о каком-нибудь крае, о его жителях, как они живут, что едят, какими орудиями пользуются, что носят, какие животные и полезные ископаемые есть в этой местности.

Воспитатель:

Саратовский областной музей краеведения – один из старейших музеев России. В этом музее можно увидеть интересные выставки исторических находок, археологических коллекций, коллекций монет и предметов быта.

Выставка  «Дорога в космос».

В основу выставки «Дорога в космос» положена коллекция, которая начала формироваться буквально на следующий день после полёта первого космонавта. Посетители могут увидеть телефон, по которому герой космоса докладывал о своем благополучном приземлении правительству, первые автографы, кусочки шёлка от его парашюта, газеты, вышедшие в день полёта. Главным экспонатом выставки является самолёт ЯК-18, на котором Юрий Гагарин учился летать.

Воспитатель:

Также в этом музее представлена выставка «Природные раритеты». Выставка посвящена редким и исчезающим видам животных и растений, занесенным в Красную книгу Саратовской области. Здесь представлено около 200 экспонатов. Здесь можно увидеть, какие животные и растения не так давно были распространены в нашей области, а теперь встречаются крайне редко или существуют только в виде музейных чучел, гербариев и коллекций.

Воспитатель:

- Бывают художественные музеи.

- Что можно увидеть в художественном музее? Можно увидеть произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Воспитатель:

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России. Музей располагает коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы, скульптуры и предметы церковной утвари, старопечатные книги, коллекцией картин знаменитых художников. Также здесь представлены коллекции глиняных игрушек, народных промыслов – хохлома, гжель, городец и др.

Социально - коммуникативное

Речевое

Речевое

Физическое

Познавательное

Речевое

Познавательное

Речевое

Познавательное

Познавательное

Речевое

Познавательное

Варианты ответов детей:

В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям. В музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда ты узнаешь много интересного.

Варианты ответов детей.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Варианты ответов детей.

Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы.

Варианты ответов детей:

Варианты ответов детей.

Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы.

Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы.

Варианты ответов детей.

Дети рассматривают, обсуждают, задают вопросы.

Рефлексивно-

оценочный этап

Воспитатель:

-А сейчас, я вам предлагаю стать всем археологами.

Кто такие археологи?

Люди, которые добывают различные экспонаты для музея, называются археологами.

Воспитатель:

-Скажите, пожалуйста, а как работают археологи и какое оборудование они используют в своей работе? Давайте составим небольшой рассказ по картинам.

(Археолог занимается раскопками построек, оружий, украшений, посуды и всего того, чем пользовались древние люди. Работа у археолога важная и тяжелая)

Воспитатель:

Мы будем создавать оттиск монет для нашего музея, для того чтобы их рисунок сохранился на долгие века.

(На столе лежат заранее приготовленные на каждого воспитанника материалы: монеты, листок бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры, ластик, мелки, пастель.

Воспитатель показывает, как следует выполнить оттиск монет.

- Ребята, вы самостоятельно выбираете материал, из которого хотите сделать оттиск.

Подведение итога. Оценка деятельности детей.

Речевое

Речевое

Познавательное

Художественно - эстетическое

Варианты ответов детей

Варианты ответов детей

Дети составляют небольшой рассказ по картинам.

Дети слушают объяснение воспитателя.

Дети выполняют задание, вырезают получившиеся монеты, кладут в шкатулку, в которой они будут храниться.

Список используемой литературы:

1. Емельянов Б. В.  Экскурсоведение: Учебник - 4-е изд. - М. : Советский спорт, 2003.

2. Емельянов Б. В.  Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб.  пособие. - М. :ЦРИБ «Турист».

3. Музей и школа: Пособие для учителя. \Е. Г. Ванслова, А. К. Ламунова, Э. А. Павлюченко; Под ред. Т. А. Кудриной - М. :1985.

4. Музейные термины. /Сб. трудов Центрального музея Революции СССР: Терминологические проблемы музееведения. - М. :1986.

5. Российская музейная энциклопедия: В 2-х томах.  - М. :2001.

6. http://www.comk.ru/ Сайт Саратовского областного музея краеведения.

7. http://radmuseumart.ru/ Сайт Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.

8. http://www.sargmbs.ru/ Сайт Саратовского государственного музея боевой и трудовой славы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности ""Путешествие в цветочную страну" для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе импровизации во всех видах музыкальной деятельности. К конспекту п...

Организация непосредственно-образовательной деятельности по развитию инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для развития у дошкольников познавательного интереса к предметам и явлениям окружающего мира. Задачи приоритетной образовательной области: способствовать добровольному прис...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности на тему: «Казачий курень» для детей старшего дошкольного возраста.Цель:- приобщение дошкольников...