Конструкт совместной деятельности. Экологическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Валентина Анатольевна
Группа: старшая Образовательная область: «Познавательное развитие», «художественно- эстетическое» Тема: «В гости к сосне» Форма НОД: экскурсия Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы. Планируемый результат: • Дети обладают развитым воображением. • Обладают установкой положительного отношения к окружающему миру. • Проявляют любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями. • Пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. • Склонен наблюдать. Цель: Закреплять знания детей о сосне в зимнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать доброжелательные отношения детей  друг к другу.
  • Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.

Развивающие

  • Сформировать представления об объектах окружающего мира -  деревьях, в зимний период.
  • Развивать любознательность, воображение, наблюдательность.
  • Сформировать представления о свойствах объектов окружающего мира и причинно- следственной связи.
  • Развивать память, мышление, логику.

Обучающие

  • Учить детей наблюдать и обобщать представления о сезонных  явлениях природы.
  • Учить правилам поведения в природе.
  • Обогащать словарь детей.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): содействие и сотрудничество детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и     атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип природосообразности, целостности, научности.

Методы: беседа, наблюдения, игровая ситуация.

Средства воспитания и обучения: лупа, фотоаппарат, украшения для сосны.

Предварительная работа:

  • заучивание стихотворения В. Волдина «Я люблю сосновый бор»,
  • рассматривание иллюстраций и открыток с изображением елей в естественных условиях (зимой, летом).

Ход экскурсии:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация на совместную деятельность

- Я хочу пригласить вас в уголок такого леса, где растут удивительные деревья с необыкновенными листьями, в которых спрятано много тайн. Хотите открыть тайны этих необыкновенных листьев? Тогда отправляемся.

-Но прежде чем мы пойдём в лес, давайте подумаем, как дойти туда (Воспитатель предлагает составить маршрут, подумать,  что возьмём с собой). А для чего мы это всё возьмём?

И повторим правила поведения на улице и правила дорожного движения.

Согласие детей.

Лупу, фотоаппарат, корзинку.

Объяснения детей.

Повторяют правила.

Беседа по содержанию.

- Полюбуйтесь зимним лесом, его красотой.

Что за чудо зимний лес, сколько сказочных чудес!

В сказке этой я лесной, сон иль явь передо мной.

Вот берез роскошный ряд, шали белые горят серебром-

А вот в сторонке в шубах елочки-девчонки,

А какая тишина, Бело-белая страна!

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на снег, на нем есть много знаков. Давайте поиграем в игру «Следопыт» и попробуем отгадать, что же это за знаки.

- А сейчас угадайте мою тайну. Вот в этой коробочке (показывает) и находятся чудо листья, о которых я вам говорила. Открыв ее, вы должны найти дерево, у которого такие удивительные листья (хвоинки сосны).

Чтение стихотворения «Я люблю сосновый бор».

- Кто из вас догадался, почему я сосну назвала необыкновенным деревом? Можно ли назвать сосну лиственным древесным  растением? Почему сосну называют хвойными деревьями? Что такое хвоя? Правильно, хвоя – это видоизмененные листья сосны. Как можно ласково назвать хвою? (хвоинка, хвоиночка, хвоинушка).  Понюхайте душистые листья-иголки.

- Скажите, сбрасывает ли сосна листья-иголки на зиму? Да, листья-иголки у сосны научились защищаться от холодов. Предлагаю вам при помощи «волшебных стекол» (луп) рассмотреть хвоинку сосны, Что вы можете сказать про хвоинки? Поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. Этот защитный слой сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высохнет, так она сразу же погибает. С помощью чего дышат деревья? Вспомните, где у листьев находятся дыхательные «окошечки» листьев – устьица. А вот у хвоинок эти невидимые дыхательные  окошечки-устьица разбросаны по всей поверхности листьев-иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания, окошечки-устьица плотно запечатываются воском. Как вы думаете, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья стоят зелеными? Обратите внимание на приспособление древесных растений к среде обитания: хвоя сосны живет на дереве 2 – 3 года, постепенно заменяется новыми хвоинками.  Так кто догадался, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными?  

Дети слушают стихотворение, оглядывают лес.

Дети находят следы птиц, шишки, чешуйки шишек, сломанные веточки и т. д.

Рассматривают и отвечают.

Читают стихотворение.

Рассказывают, отвечают на вопросы, рассуждают.

Рассматривают, делятся впечатлениям.

Слушают воспитателя.

Физминутка «Сосна»

- Давайте поиграем в игру «Сосна».

Мы посадим сосну –
(Все ходят по кругу вокруг «сосны»)

Вот, вот!
(Присесть)

Пускай наша сосна
(Медленно встать)

Растет, растет!
Вырастай ты, сосна,
(Поднять руки вверх)

Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна,
(Развести руки в стороны)

Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна,
(Делают «пружинку»)

В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего),
(Хлопают в ладоши)

Покружись для нас!
(Ведущий танцует, кружится)

А мы с этой сосны
Шишки срывать будем.
(Приближаются к ведущему)

От нашего Сережи
(Стараются дотронуться до ведущего)

Убегать будем!
(Дети убегают, ведущий их ловит)

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

- Знаете ли вы, как определить возраст сосны?  Можно определить по количеству веток, расположенных кольцом вокруг ствола сосны. Давайте проверим.

Практическая работа.

- Вы знаете, когда перед Новым годом по улицам мчатся машины с соснами, мне всегда почему-то становится очень грустно. Как вы думаете, почему? Да потому, что я сразу же представляю себе их родной дом – лес, где они жили дружной семьей. Страшно мне становится, когда я представляю этот «дом» пустым, с торчащими пеньками… Мне даже кажется, что я вижу, как обрубленные стволы колючих красавиц, словно обиженные люди, начинают «плакать» смолистыми слезами. О чем они плачут? А отчего может плакать человек? Кем для нас, людей, являются деревья? (кормилицами, защитниками, лекарями, друзьями). Значит, сосна – наш друг? А разве можно своего друга губить, лишать его жизни, даже ради праздника?

- Послушайте стихотворение о том, как сосна росла в лесу:

… Звездного неба пространство безбрежное

Там возвышалось над ней,

Стлались под нею ковры белоснежные

С синим узором теней.

Ветер ей пел свои песни свободные,

Сказки ей лес говорил,

Щедрый мороз ее в ночи холодные

В жемчуг, алмазы рядил…

- Вот какими красивыми словами можно назвать обыкновенное дерево в снегу. Как вы думаете, можно ли устроить праздник, не срубая дерева? Как?

Выполняют практическую работу

Участвуют в беседе-рассуждении. Ищут выход из ситуации.

Украшение дерева.

Хоровод вокруг дерева.

Подведение итогов

- Понравилось вам в лесу?

- Какие тайны узнали о сосне?

- Давайте попрощаемся с колючими красавицами и скажем: «Желанные гостьи, живите в лесу! Несите нам здоровье и радуйте наш глаз!»

В дальнейшем дети, совместно с воспитателем, оформляют фотовыставку «В гостях у сосны», рисуют на тему «Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна».

(Во время экскурсии воспитатель фотографирует детей и их деятельность).

Продуктивная деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

«Берегите природу» Проектная деятельность совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников.

Дерево, цветок, трава и птица -       Не всегда умеют защититься.  Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни....

Проектная деятельность совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников.

Методичсекая разработка по совместной деятельности совместно с  родителями в экологическом воспитании дошкольников....

План по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через совместную деятельность" старшая группа

План по самообразованию на тему экологического воспитания, включающий в себя работу с детьми, родителями и педагогами...

 Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".

Рабочая программа по самообразовательной деятельности  в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....

Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.

Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...