Конспект на тему: "Птицы средней полосы России"в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Осокина Ирина Ивановна

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ptitsy_rossii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Детский сад  № 2184

ЗАО г. Москва

Конспект

комплексного занятия

по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

в старшей группе

на тему: «Птицы средней полосы России».

Подготовила

воспитатель 1-й категории

Осокина И.И.

Москва

Тема: «Птицы средней полосы России».

Программные задачи:

  1. Образовательные.

Уточнить и расширить представление детей о птицах, об их характерных признаках, умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Расширять словарный запас, закреплять навык образования существительных с помощью суффиксов, навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

  1. Развивающие.

Развивать познавательную мотивацию, зрительную память, наглядно-образное мышление.

  1. Воспитательные.

Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение птиц.

Подготовка к занятию.

Материалы и оборудование: компьютер, диск с презентацией, мультимедийный проектор.

Предварительная работа.

Беседа о птицах, рассматривание картинок с изображение птиц, чтение рассказов и сказок В. Бианки: «Сова», «Кукушонок», «Мастера без топора», «Наши птицы»;  словарная работа.

Организация и методика проведения занятия.

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть: Вводная

Дети, сегодня мы с вами отправляемся гулять. Но сначала вы должны отгадать загадку, чтобы узнать, где мы будем гулять. Загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.                                            (Лес).

Лес.

2 часть:

Основная

Слайд 1 «Опушка леса».

Вот и опушка леса.  Опушка- это место, где начинается лес.

Слайд 2 «Лес». Звуковая запись: «Голоса птиц».

Что вы слышите? Чьи это голоса?

Верно, в лесу живет много разных птиц.

Загадка:

Всю ночь летает - мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло? (Сова).

О ком говориться в этой загадке?

Слайд 3 «Сова». Звуковая запись: «Голос совы»

Сова птица полезная. Чем она полезна для человека?

Правильно, она ловит мышей, которые едят зерно  (урожай).

Слайд 4 «Совята».

А это ее птенцы. Как их называют?

Верно, совята. Посмотрите, какие они смешные. У совят вместо перьев пух.

Слайд 5 «Совенок».

Это птенец уже подрос. Как его называют? Какие у совенка глаза?

Отгадайте еще одну загадку:

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку,

Раздалось в лесу «Ку-Ку».   (Кукушка)

Слайд 6 «Лес». Звуковая запись: «Голос кукушки».

Дети, послушайте голос кукушки. А кто знает, как выглядит кукушка? Давайте посмотрим.

Слайд 7 «Кукушка».  

Какие у кукушки крылья?

Какой хвост?

У кукушки на грудке полоски, значит какая у нее грудка?

Слайд 8 «Гнездо с яйцом кукушки».

Кукушка откладывает яйца в гнезда других птиц. Яйцо кукушки так похоже на яйца других птиц, что их трудно отличить. Скоро из этого яйца вылупиться?

Слайд 9 «Кукушонок в гнезде».

Кукушонок постоянно просит есть, быстро растет и становится больше своих новых родителей.

Какой кукушонок?

И все же кукушка – полезная птица. Она питается мохнатыми гусеницами, которые не по вкусу другим птицам. И этим кукушка спасает много деревьев.

Физкультминутка.

А теперь отгадайте еще одну загадку:

Стоит ствол, на стволе кол,

На колу дворец,

Во дворце певец.                    

                                  (Скворец)

Слайд 10 «Скворец». Звуковая запись: «Голос скворца».

Эту птицу можно найти не только в лесу, но и рядом с человеком.

Слайд 11 «Скворечник».

Люди строят домики для скворцов. Как они называются?

Как вы думаете, зачем люди вешают скворечники в лесах, в парках и садах?

А для чего нужен птицам скворечник?  Кого они там выводят?

Слайд 12 «Скворчата».

Как называются птенцы скворца?

Похожи они на совят?

Загадка:

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой!

О ком говорится в этой загадке?   (Дятел)

Слайд 13 «Кузница  дятла». Звуковая запись: «Дробь и крик дятла».

Какая птица обедала здесь?

Слайд 14 «Дятел».

Это дятел засунул шишки в щель, чтобы удобнее было доставать семена. Посмотрите, какое дупло выдолбил дятел своим клювом!

Зачем он это делает?

Да, так дятел достает насекомых и их личинок.

Слайд 15 «Соловей». Звуковая запись: «Трель соловья».

Вот на ветке сидит маленькая серенькая птичка. Оперение у нее неяркое, но это лучший певец наших лесов. Это соловей.

Давайте еще раз послушаем его песню.

Слайд 16 « Отгадки»

Вот мы опять вышли на опушку, но прежде чем уйти из леса, давайте вспомним каких птиц мы встретили.

Какая птица была первой?

Кого мы нашли потом?

Кто попался нам после?

Какую птицу мы увидели затем?

Кто лучший певец наших лесов?

Молодцы, дети, вы ответили на все вопросы.

  Голоса птиц.

О сове.

Ловит мышей.

Совята.

Совенок.

Большие, круглые, желтые, внимательные.

Кукушка.

Ответы.

Длинные, серые.

Длинный, темный.

Полосатая.

Кукушонок.

Большой, голодный, прожорливый.

Скворец.

Скворечники.

Ответы.

Птенцов.

Скворчата.

Ответы.

Дятел.

Здесь обедал дятел.

Достает насекомых.

Сова.

Кукушка.

Скворец.

Дятел.

Соловей.

3 часть:

Итоговая

Понравилось ли вам занятие?

Что больше всего запомнилось?

Что нужно делать людям для того, чтобы птицам хорошо жилось?

Ответы.

Не разорять гнезда, не пугать птиц, заботиться о них.

Список используемой литературы:

  1. «Домашние животные и птицы», Подрезова Т.И. , Айрис-Пресс,2009
  2. «Веселые загадки о птицах», М. Юрахно, 2007
  3. «Методика экологического воспитания дошкольников», Николаева С.Н.,  Академия, 2001
  4. «Перелетные и зимующие птицы  России», электронный журнал,2012
  5. «Птицы средней полосы России», Аванта+, 2002  
  6. Аудиоприложение к доп. тому "Птицы и звери" серии "Энциклопедия для детей". Компакт-диск содержит записи голосов птиц средней полосы России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование: презентация) на тему: "Дикие животные средней полосы России" в подготовительной группе.

Конспект НОД с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование: презентация) на тему: "Дикие животные средней полосы России" в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие...

Конспект ООД на тему «Птицы» по развитию связной речи в старшей группе.

Конспект решает задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи....

НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка  на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)

Конспектхудожественно-эстетическое развитие (ИЗО)лепка на тему: «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»(старшая группа)Воспитатель Ведерникова Лариса АлександровнаМБДОУ-д/с№37 «Сказка...

Конспект од по теме «День Конституции России» в старшей группе

Цели:  дать представление о Конституции как основном документе, в котором отражены права и обязанности граждан страны; дать общее представление о правах граждан России, записанных в Конституции; ...

Конспект НОД по аппликации «Государственный флаг России» в старшей группе

Конспект НОД по аппликации «Государственный флаг России» в старшей группе...

Конспект занятия на тему «Государственные символы России» в старшей группе.

Конспект занятия на тему «Государственные символы России» в старшей группе. Цель. Формировать представления детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе; подвес...