Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Ведерникова Лариса Александровна

Конспект

художественно-эстетическое развитие (ИЗО)

лепка на тему: «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»

(старшая группа)

Воспитатель Ведерникова Лариса Александровна

МБДОУ-д/с№37 «Сказка»

Цель. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц; учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста; развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Изобразительные задачи:

 - Учить детей лепить птиц: воробья и голубя;

- передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет;

Технические задачи: 

- Закреплять знакомые приемы лепки;

- лепить птиц конструктивным способом;

- сглаживать места скрепления пальцами;

 Воспитательные задачи:

- Воспитывать стремление добиваться нужного результата;

- продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином;

- самостоятельность в передаче движений в лепке; 

Предварительная работа: Наблюдения птиц на прогулках и из окна, рассматривание их на картинках. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о птицах. Изучение строения, формы птицы.  Беседы о зиме и зимующих птиц. Пение песен о птицах на музыкальных занятиях.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин коричневого серого, голубого цвета, стеки, доска для лепки, стека (на каждого ребенка), салфетки бумажные и матерчатые; «кормушки» как основа для коллективных композиций, две-три крышки от картонных коробок (разного размера, с низкими бортиками, например, из-под обуви или кондитерских изделий) с верёвочками или тесьмой для подвески.

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Плакаты «Зима. Что мы делали зимой», «Времена года», «Цветные пейзажи».

Технологическая карта по лепке «Птицы на кормушке».

Содержание занятия.

I часть - организационная часть

Воспитатель вывешивает плакат «Зима» и читает детям загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

-про что загадка? (ответы детей)

- правильно, о зиме.

Зима - это время года, пора, когда выпадает снег, на улице все белым – бело, все деревья стоят в снегу. Дни зимой коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. Зимой многие птицы улетают в теплые края, потому что наступают холода и почти нечего кушать. В такое время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.

- Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, ласточка, скворец, жаворонок, …)

- Молодцы! А какие же птицы зимующие? (снегирь, синица, воробей, голубь,)

- Напомните мне, кто такие зимующие птицы? (птицы, которые остаются на зиму и не улетают в теплые края)

- Что мы должны сделать для тех птиц, которые остаются на зиму, чтобы они смогли перезимовать? (ответы детей)

 - Подкармливать, построить кормушку.

II часть – подготовительная часть

Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Е. Благининой:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!

Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке, и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее две-три кормушки из картонных коробок (крышек с низкими бортиками) с верёвочками для подвески. Предлагает угадать загадки, о птицах, которые будут лепить сегодня на занятие.

Загадывает загадку:

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).

- Голубь по размеру меньше или больше воробья?

- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).

- Могут ли голуби передавать письма?

Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрый воробей, (прыжки на месте на двух ногах)

Ему на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелся как волчок (кружимся на месте)

Вот присел он на минутку, (присели)

Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

Полетел наш воробей! (делаем движения руками вверх-вниз.)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, 

Не орёл, а всё же птица

- Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.

Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?

(Показ туловища головы хвоста и лап).

- Какой формы туловище и голова?

- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.

- Что еще есть у воробья?

- Клюв, глаза и крылья.

- Когда у воробья видны крылья?

- В полете.

- Какие у воробья глаза по цвету и величине?

- Маленькие и черные.

- А какой клюв?

- Маленький, желтовато-коричневый.

- Какого цвета сам воробей?

- Коричневого цвета, а крылья серого цвета.

- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?

- Как воробей летит, стоит или клюёт.

III часть – показ последовательности выполнения работы, самостоятельная деятельность детей.

Мы с вами рассмотрели наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек н

 примере воробья. А вы слепите любую птичку.

Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом:

  • берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьёв);
  • делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку ещё раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка - один большой и два поменьше;
  •  из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как цепочка или лопатка для сковороды;
  • у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;
  • этот кусочек делим на голову и подставку для йог; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место прикрепления); для ног берём спичку или зубочистку, ломаем её пополам, вставляем в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-лепёшке;
  • а крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам - получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;
  • проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспитатель проверяет устойчивость поделки);
  • оформляем голову воробышка: клюв делаем из жёлтого пластилина или просто вставляем семечку - одну, если клюв закрыт, и две, если клювик открыт; блестящие круглые глазки хорошо получатся из бусин, бисера или мелких пуговиц;
  •  воробышек готов лететь на кормушку.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на неё (крылья опускаются) и начинает клевать зёрнышки (опускает голову вниз).

Воспитатель выставляет технологическую карту «Воробышки на кормушке», выбирают материал.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

 Начинают лепить воробышков и голубей и по мере изготовления переносят на кормушки.

 IV часть- анализ работы

- Какие замечательные и красивые воробьи, голуби у нас получились. 
- Давайте полюбуемся на наших птичек.

- Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта голубь клюёт, а вот этот воробей стоит.

- Ребята найдите мне самого красивого воробья.

- Самого большого голубя.

- Воробья, который клюёт.

- Птиц, которые летят.

- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.

V часть – Итог

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения 3. Александровой «Птичья ёлка»:

Прилетают птичьи стаи

На кормушку в зимний сад,

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

После занятия.

Дети дополняют по своему желанию композицию «Птицы на кормушке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rnnnrvnrke.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

художественно-эстетическое развитие (ИЗО)

лепка на тему: «Птицы на кормушке (воробьи и голуби)»

(старшая группа)

Воспитатель Ведерникова Лариса Александровна

МБДОУ-д/с№37 «Сказка»

Цель. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства птиц (форма, величина, расположение частей тела); сравнивать птиц; учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, различие в величине птиц разных пород; правильное положение головы, крыльев, хвоста; развивать умение оценивать результаты лепки, радоваться созданным изображениям; воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

Изобразительные задачи:

 - Учить детей лепить птиц: воробья и голубя;

- передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет;

Технические задачи: 

- Закреплять знакомые приемы лепки;

- лепить птиц конструктивным способом;

- сглаживать места скрепления пальцами;

 Воспитательные задачи:

- Воспитывать стремление добиваться нужного результата;

- продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином;

- самостоятельность в передаче движений в лепке; 

Предварительная работа: Наблюдения птиц на прогулках и из окна, рассматривание их на картинках. Чтение рассказов, сказок, стихотворений о птицах. Изучение строения, формы птицы.  Беседы о зиме и зимующих птиц. Пение песен о птицах на музыкальных занятиях.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин коричневого серого, голубого цвета, стеки, доска для лепки, стека (на каждого ребенка), салфетки бумажные и матерчатые; «кормушки» как основа для коллективных композиций, две-три крышки от картонных коробок (разного размера, с низкими бортиками, например, из-под обуви или кондитерских изделий) с верёвочками или тесьмой для подвески.

Рекомендуемые учебно-методические пособия, наглядность.

Плакаты «Зима. Что мы делали зимой», «Времена года», «Цветные пейзажи».

Технологическая карта по лепке «Птицы на кормушке».

Содержание занятия.

I часть - организационная часть

Воспитатель вывешивает плакат «Зима» и читает детям загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

-про что загадка? (ответы детей)

- правильно, о зиме.

Зима - это время года, пора, когда выпадает снег, на улице все белым – бело, все деревья стоят в снегу. Дни зимой коротки, редко выглядывает солнце, а ночи длинные и морозные. Зимой многие птицы улетают в теплые края, потому что наступают холода и почти нечего кушать. В такое время года птицы всегда страдают от голода и холода. Люди проявляют заботу о них и помогают перезимовать.

- Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (соловей, ласточка, скворец, жаворонок, …)

- Молодцы! А какие же птицы зимующие? (снегирь, синица, воробей, голубь,)

- Напомните мне, кто такие зимующие птицы? (птицы, которые остаются на зиму и не улетают в теплые края)

- Что мы должны сделать для тех птиц, которые остаются на зиму, чтобы они смогли перезимовать? (ответы детей)

 - Подкармливать, построить кормушку.

II часть – подготовительная часть

Воспитатель вывешивает плакат «Птицы на кормушке» и читает детям стихотворение Е. Благининой:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи?

Голодно, голуби,

Гуленьки мои?

Прилетайте в гости,

Полны у нас горсти!

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

Гуль-гуль-гуль!

Воспитатель напоминает детям о том, как они во время прогулки наблюдали за птицами на кормушке, и сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками. Затем показывает подготовленные заранее две-три кормушки из картонных коробок (крышек с низкими бортиками) с верёвочками для подвески. Предлагает угадать загадки, о птицах, которые будут лепить сегодня на занятие.

Загадывает загадку:

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

- Какой окрас у голубя? (Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой), сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).

- Голубь по размеру меньше или больше воробья?

- Чем питаются голуби? (Питается семенами растений, зерновыми культурами).

- Могут ли голуби передавать письма?

Обобщение ответов детей: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрый воробей, (прыжки на месте на двух ногах)

Ему на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелся как волчок (кружимся на месте)

Вот присел он на минутку, (присели)

Почесал он клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

Полетел наш воробей! (делаем движения руками вверх-вниз.)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Загадывает загадку:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится, 

Не орёл, а всё же птица

- Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.

Посмотрите на этого воробья. Из каких частей состоит воробей?

(Показ туловища головы хвоста и лап).

- Какой формы туловище и голова?

- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.

- Что еще есть у воробья?

- Клюв, глаза и крылья.

- Когда у воробья видны крылья?

- В полете.

- Какие у воробья глаза по цвету и величине?

- Маленькие и черные.

- А какой клюв?

- Маленький, желтовато-коричневый.

- Какого цвета сам воробей?

- Коричневого цвета, а крылья серого цвета.

- Ребята, а в какой позе можно изобразить воробья?

- Как воробей летит, стоит или клюёт.

III часть – показ последовательности выполнения работы, самостоятельная деятельность детей.

Мы с вами рассмотрели наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек н

 примере воробья. А вы слепите любую птичку.

Показывает способ лепки воробышка конструктивным способом:

  • берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем их в один комок, чтобы получился цвет, похожий на окраску перьев воробышков (воспитатель вновь обращает внимание детей на изображение воробьёв);
  • делим коричнево-серый комок пополам и одну половинку ещё раз пополам, чтобы из него получилось три кусочка - один большой и два поменьше;
  •  из большого кусочка лепим туловище в форме яичка и сзади оттягиваем хвостик, сплющиваем пальчиками, чтобы получился воробьиный хвост, как цепочка или лопатка для сковороды;
  • у нас осталось два одинаковых кусочка пластилина: из одного сделаем голову и подставку для ножек, а из второго - крылышки;
  • этот кусочек делим на голову и подставку для йог; катаем круглую голову, прикрепляем к туловищу (показывает место прикрепления); для ног берём спичку или зубочистку, ломаем её пополам, вставляем в нижнюю часть туловища (животик) и укрепляем на подставке-лепёшке;
  • а крылышки делаем так: раскатываем шар, сплющиваем, разрезаем стекой пополам - получаем два одинаковых крылышка, прикрепляем их по бокам туловища;
  • проверяем, будет ли наш воробышек стоять на ножках (воспитатель проверяет устойчивость поделки);
  • оформляем голову воробышка: клюв делаем из жёлтого пластилина или просто вставляем семечку - одну, если клюв закрыт, и две, если клювик открыт; блестящие круглые глазки хорошо получатся из бусин, бисера или мелких пуговиц;
  •  воробышек готов лететь на кормушку.

Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения лепной фигурки: приподнимает крылья и показывает, будто воробышек летит к кормушке, садится на неё (крылья опускаются) и начинает клевать зёрнышки (опускает голову вниз).

Воспитатель выставляет технологическую карту «Воробышки на кормушке», выбирают материал.

Прежде чем приступить к выполнению задания, сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

 Начинают лепить воробышков и голубей и по мере изготовления переносят на кормушки.

 IV часть- анализ работы

- Какие замечательные и красивые воробьи, голуби у нас получились. 
- Давайте полюбуемся на наших птичек.

- Ой, смотрите этот воробей у нас в полете, а эта голубь клюёт, а вот этот воробей стоит.

- Ребята найдите мне самого красивого воробья.

- Самого большого голубя.

- Воробья, который клюёт.

- Птиц, которые летят.

- Ребята, вы все у меня молодцы. Все старались, отлично работали.

V часть – Итог

В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения 3. Александровой «Птичья ёлка»:

Прилетают птичьи стаи

На кормушку в зимний сад,

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

После занятия.

Дети дополняют по своему желанию композицию «Птицы на кормушке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста Тема: «Птицы на нашей кормушке»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей группы раннего возраста тема: «Птицы на на...

Конспект итогового занятия для детей средней группы (ОО ФЦКМ, лепка) Тема: «Птицы на кормушке»

Программное содержание:- Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах.- Закрепить у детей знания о характерных признаках птиц.- Учить лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти...

НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка  на тему:" Птицы на кормушке (воробьи и голуби)" (старшая группа)...

КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ( РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ». (СТАРШАЯ ГРУППА)

КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ( РИСОВАНИЕ). ТЕМА: «ПТИЦЫ СИНИЕ И КРАСНЫЕ».                          ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....

Конспект нод художественно-эстетическое развитие (ИЗО) лепка на тему: «Птицы на кормушке» (старшая группа)

Конспект непрерывной образовательной деятельностихудожественно-эстетическое развитие (ИЗО)лепка на тему: «Птицы на кормушке»(старшая группа)...

План - конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) Тема: "Птицы на кормушке (Воробей, синица, снегирь)"

Цель занятия: учить детей передавать образ птицы путем использования разнообразных способов лепки.Задачи:1. Образовательные: учить лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину тул...