Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Первые шаги в науку"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Белова Евгения Владимировна

Задачи занятия: закрепить понятие о воздухе, его свойствах и качествах; формировать умения понимать и осмысливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы; продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты); формировать знания о правилах защиты организма в неблагоприятные морозные дни; развивать сообразительность, смекалку, мышление; формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, обобщать, абстрагироваться; развивать связную и доказательную речь; формировать умение говорить внятно, выразительно; способствовать развитию сенсорной сферы; воспитывать коммуникативные способности; развивать уверенность в своих интеллектуальных возможностях, формировать рефлексию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-_pervye_shagi_v_nauku.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Первые шаги в науку»

Задачи:

  • закрепить понятие о воздухе, его свойствах и качествах;
  • формировать умения понимать и осмысливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать выводы;
  • продолжать формировать реалистическое понимание природных явлений через опыты (эксперименты);
  • формировать знания о правилах защиты организма в неблагоприятные морозные дни;
  • развивать сообразительность, смекалку, мышление;
  • формировать умение анализировать, сравнивать, устанавливать связи, обобщать, абстрагироваться;
  • развивать связную и доказательную речь; формировать умение говорить внятно, выразительно;
  • способствовать развитию сенсорной сферы;
  • воспитывать коммуникативные способности;
  • развивать уверенность в своих интеллектуальных возможностях, формировать рефлексию.

     Предварительная работа: проведение Опытов: «перемещение воздуха в пространстве», «Тепло ли в снежных сугробах?», «Греет ли шуба?», «Опыт с мороженым», фиксирование результатов в схемах, рисунках. диаграммах; чтение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», сказок «Лиса и Журавель», «Снегурочка» и др.; придумывание детьми коротких сказок, рассказов-небылиц; заучивание пословиц. Поговорок, стихов, загадок.

Оборудование и материалы: градусник для измерения температуры тела; схемы; рисунки; иллюстрации для решения ситуационных задач; два комнатных растения (первое – листья растения (амариллиса) покрыты пылью, земля рыхлая и влажная, второе – листья растения (герани) чистые, земля покрыта плотной коркой, засохшая); палочка для рыхления; лейка с водой; вата; пластиковые стаканчики (по количеству детей); туалетная вода; свечи (на каждом столе); фотоиллюстрации к опытам «Перемещение воздуха в пространстве». «Тепло ли в снежных сугробах?»; карточки, отображающие опыты, проводимые детьми; дипломы-сувениры; материал к игре «Птички»; звуковоспроизводящая аппаратура; аудиозаписи музыкального сопровождения.

Организация пространства. Столы стоят буквой «П», на столах свечи и другой раздаточный материал, сложенный в папку-конверт, не отвлекающий внимание детей. На ковре в центре стоит ваза с цветами. Дополнительно созданы три зоны, обозначенные цифрами. В первой зоне на столике сложен материал для проведения опытов по теме «Воздух и его свойства». Во второй зоне на столах разложены материалы для игры «Чья птичка дальше улетит?». В третьей зоне на столиках расположены два комнатных растения и предметы ухода за ними.

Ход занятия

Родители сидят за столами. На столах раздаточный материал (модели) к опыту со свечами. Дети входят под музыку; рассаживаются за столики (каждый ребенок отдельно).

Педагог. Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте. Дети! Сегодня на занятии мы будем заниматься научными экспериментами и вспоминать пословицы и поговорки. Пусть добрая пословица ко времени молвится.

Дети приветствуют гостей пословицами.

Хоть не богаты, а гостям рады.

Гостю в переднем углу место.

Гость немного гостит, но все видит.

Педагог. Всем гостям – почет, хозяевам – честь. Проведем научное совещание по защите «научных работ» по теме «Экспериментирование». Каждый участник получает диплом участника эксперимента. В жизни знания нужны как кусок хлеба на каждый день. Многие знания человек получает на основе наблюдений. Коротких или длительных экспериментов.

Загадка

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый. И все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Педагог приглашает детей подойти к первой зоне.

Педагог. Мы видим оборудование. Которое позволит провести опыты по теме «Воздух и его свойства». Что у меня в руках? (Протягивает руки ладонями вверх). (Ответы детей). Воздух. Перечислите, пожалуйста, предметы, находящиеся в групповой комнате. Которые содержат воздух. (Дети выполняют задание). В организме человека тоже содержится воздух.

Далее дети по желанию показывают опыты (с листом бумаги. резиновой медицинской грушей, трубочкой от коктейля и стаканом воды), объясняют, делают выводы.

Педагог просит детей пройти ко второй зоне и предлагает поиграть в игру.

Игра «Чья птичка дальше улетит?» (на развитие длительного плавного выдоха, активизацию мышц губ). Фигурки птичек, вырезанные из картона и раскрашенные, расставлены на столах у самого края столешницы. Каждый ребенок садится напротив фигурки и по сигналу «Полетели!» дует (на одном выдохе) на нее, пытаясь сдвинуть с места. Дуть несколько раз подряд нельзя. Выигрывает тот, чья «птичка» улетела дальше.

Педагог подводит детей к третьей зоне и показывает два растения.

Педагог. «Жили-были два комнатных растения – брат Амариллис и сестра Герань». Дружно жили. Любили свой сад и часто гуляли в нем. Но однажды налетел злой трехглавый Змей, схватил Амариллиса и Герань и полетел в свою пещеру. Поместил их в грязной, сухой, темной яме, где было много пыли и совсем не было воды.  Змей не поил. Не кормил брата сестрой. Ждал, когда они погибнут, чтобы потом их съесть. Больно уж злой и прожорливый был тот Змей. Прошло три дня. Стали задыхаться Амариллис и Герань. У них уже не было сил разговаривать между собой, они стонали и еле произносили «Я за-ды-х-а-а-а-а-а-юсь». Почему стали задыхаться растения? (Ответы детей). Чем дышат растения? (Ответы детей). Что с ними случилось? (Ответы детей). Возьмите кусочек ваты, проведите по листьям растений. На листьях этих растений есть пыль? (Ответы детей) Почему задыхается герань? (Ответы детей). Как воздух попадает к сердечку растений? (ответы детей). Проверьте, какая земля на ощупь – рыхлая, пористая или покрыта твердой корочкой у герани? (Ответы детей). Воздух не поступает к «сердечку», корню растения. Придумайте окончание сказки. (Дети высказывают свои варианты). Воздух есть везде. Но почему мы его не видим? (ответы детей). При каких ситуациях воздух может окраситься? (Ответы детей). Как нам известно, для дыхания и здоровья человека нужен чистый воздух. Но все ли присутствующие гости знают. Насколько грязный воздух в квартирах?

Ответы родителей и детей.

Педагог показывает диаграмму «Состав воздуха в комнате», поясняет обозначения.

Педагог. Что же загрязняет воздух в помещении? (Ответы детей). Какие советы вы можете дать гостям по сохранению чистоты воздуха в квартире? (Ответы детей). Как правильно поступить в следующей ситуации. Мороз. Зима. Холодно. Если закрыть нос и рот щарфом, станет теплее? (Ответы детей). Объясните свой ответ. (Ответы детей). Вспомним пословицы и поговорки о здоровье, которые мы сочинили сами.

Дети. Кто в мороз дышит открытым ртом, тот заболеет носом. В мороз в тепле сидеть – здоровье беречь.

Педагог. Для гостей мы приготовили вопросы.

Вопросы дети задают по желанию.

Вопросы:

- Как остудить кушанье? Поставить его на лед или под лед? (Поместить под лед. Охлаждение будет быстрее. Воздух охлаждается ото льда и опускается вниз. Будет охлаждать весь сосуд. Охлажденный воздух тяжелый, поэтому он опускается вниз).

- На какие ветки сядут птицы в холодный день? На верхние или нижние? (На верхние. В мороз птицам холодно. Им надо согреться. Теплый воздух легкий, он находится наверху.)

Мини-тренинг проводит педагог. «Пламя свечи – это маленькое солнышко. Вместе с воздухом пары пламени будут выходить на улицу и тянутся к солнышку. Понесут вашу любовь и мечту быть учеными к его лучам. А далее лучик заглянет в комнату, где находится ваша мама, и передаст ей вашу любовь и доброе пожелание». (Взрослые зажигают свечи. Звучит музыка.) «Смотрите на пламя. Тайно скажите вашу мечту, кем бы вы хотели стать. Пошлите пожелание здоровья маме, папе и другим родным». (Взрослые гасят свечи.)

Педагог. Спасибо. Пусть сбудутся все ваши замечательные мечты. Растите здоровыми, добрыми людьми. (Обращается к родителям.) Греет ли вас ваша одежда? (Ответы родителей.) Дети, расскажем об опыте с термометром? (Ответы детей.) Что же в результате показал опыт? (Ответы детей.) Источниками тепла являются солнце, радиаторы отопления, включенный телевизор и прочие предметы. Шапка, кофта, обувь и другие предметы одежды сами по себе не греют, они сохраняют тепло, идущее от тела человека. Если в холодный день в помещении нет отопления, но в ней собрать много людей, которые будут выдыхать теплый воздух, станет ли в комнате немного теплее? (Ответы родителей и детей.) Почему? (Ответы родителей и детей.) В морозный день вы играете на улице каждый сам с собой. Холодно. Как поступить, чтоб согреться?

Дети предлагают свои варианты.

Педагог напоминает детям, что они читали сказку В. Одоевского «Мороз Иванович». Предлагает подумать, почему зеленая трава не погибла под снежной периной. Почему Мороз Иванович так боится ветра, который может разнести снег? Что опаснее для травы: снежная перина или отсутствие ее? Просит вспомнить детей об опыте, который подтверждает явления, описанные в сказке. Затем вспоминают проводимые ранее опыты, подтверждающие, что Снегурочку из одноименной сказки можно было бы спасти от таяния весной, летом и осенью.

Заключение.

Педагог. Ум человека раскрыл много тайн природы и откроет еще больше с вашим участием. Какой опыт, проведенный нами, вам понравился больше всего? (Ответы детей.) На прощание скажем гостям пословицы, поговорки.

Пословицы и поговорки

Гость доволен, хозяин и рад.

Любишь в гости ходить, люби и к себе звать.

Как ни хорошо в гостях, а дома лучше.

Гостям дважды радуются: встречая и провожая.

Добрый конец – всему венец.

От имени гостей детям вручаются дипломы-сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Открытое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе "Шагаем по лесенке в поисках песенки"

Цель занятия: Формировать музыкально - ритмические способности детей старшего дошкольного возраста. Восприятие и различение музыкальных последовательностей. Программное содержание:...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Экскурсия в школу»

Цель: Познакомить детей с учебным заведением.Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет учатся читать, писать, рисовать и считать и учит их этому учительница.Познакомить с помещением...

Конспект занятия в подготовительной группе «Новый год шагает по планете»

Рассказ о празднике Новый год. О дед Морозах в разных странах....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Школа пешеходов»

Задачи:Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.3. Закрепить знания детей о правилах перехода...