Моя родина-Россия
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Качанова Татьяна Владимировна

Конспект ННОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx53.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект Непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности для детей старшей подготовительной группы

                                                               Тема: «Моя родина-Россия»

Цель: Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине.

Задачи.

Образовательная: познакомить с символами государства; расширять знание о мужестве воинов и юных героев в годы Великой Отечественной войны.

Развивающая: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей родине, к родному дому, семье, к культурному наследию своего народа.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства.

Методы: наглядный (наблюдение, рассматривание различных пейзажей (фотографии и репродукции), демонстрация видеороликов, показ изображений с применением компьютеров); словесный (проблемные вопросы, художественное слово); пояснение; беседа после чтения.

Приёмы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности), указание; пояснение; объяснение; педагогическая оценка, беседа после чтения рассказа.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Технология: здоровье сберегающая, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная.

Оборудование: карта России, изображение герба и флага России, различные пейзажи (фотографии, репродукции); книги Л. Кассиля «Твои защитники», «Главное войско», видеопроектор, экран, ноутбук, видеоролик «Гимн России»

Предварительная работа: Слушание и обсуждение песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера, М. Матусовского)

Рассматривание географической карты, рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края». Слушание гимна России. Чтение художественной литературы («Наше Отечество» К.Д.Уминский), разучивание стихотворений «Песня о Родине» (И. Садофеев)

Ход

  1. Мотивационная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем разговаривать о нашей стране, как она называется?

Ответы детей: Наша страна называется – Россия.

Воспитатель: Правильно, Россия (Показывает карту России и иллюстрации). А какая она, наша Россия?

Ответы детей: Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.

  1. Основная часть.
  1. Вводная беседа.

Воспитатель: В России живет очень, много родов людей. Все они очень разные, но объединяет их одна Родина. Вы любите своих родственников, родных вам людей, бережете их и заботитесь о них, так же вы должны относится и к своей Родине.

Родина- страна, в которой человек родился и живет. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (музыка В. Баснера, М. Матусовского)

Воспитатель: С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?

Ответы детей: Родина начинается с родного дома, где живет моя семья. С любимого уголка природы, где мы отдыхаем - это тоже Родина, с детского сада- куда мы приходим каждый день, со своей улицы, двора, где мы играем с друзьями. Можно сказать, о своем селе, городе, о Москве. Все это - Родина.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

  1. Рассказывание стихотворения ребенком Татьяна Бокова «Родина»

               Родина слово большое, большое!
               Пусть не бывает на свете чудес,
               Если сказать это слово с душою,
               Глубже морей оно, выше небес!

              В нем умещается ровно полмира:
              Мама и папа, соседи, друзья.
              Город родимый, родная квартира,
              Бабушка, школа, котенок … и я.

             Зайчик солнечный в ладошке,
             Куст сирени за окошком
             И на щечке родинка –
             Это тоже Родина.

      Воспитатель: Родина – это отечество, отчизна.

  1. Чтение рассказа «Наше Отечество» К.Д. Уминский.

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него Родина»

  1. Физминутка: 
    Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).
Мы по улице шагаем (маршируют),
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

  1. Беседа по тексту рассказа.

Воспитатель: Как ласково называют Россию русские люди?

Ответы детей: Россия – матушка.

Воспитатель: А почему?

Ответы детей: Она для нас как мать. А маму все любят, она нас кормит, поит, защищает, бережет от врагов.

Воспитатель: А как еще можно назвать Россию? Какая она?

Ответы детей: Дорогая, любимая, единственная, родная.

  1. Упражнение «Скажи другим словом» (синонимы).

 Воспитатель: Ребята, подберите к слову «родная» слова, близкие по значению.

Ответы детей: Родимая, близкая, отеческая, кровная, своя.

  1. Упражнение «Объясни пословицу».

Воспитатель: Чужбина – чужая страна, чужая земля. Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните их.

«Родина любимая – мать родная». Как вы понимаете смысл этой фразы?

Ответы детей: Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережем, любим, жалеем и так же относимся к Родине.

Воспитатель: «Человек без Родины – что соловей без песни», как вы объясните смысл этой пословицы?

Ответы детей: Если человек забывает свои корни, дом, свою родину – значит он не любит свою маму, Родину, так же и у птицы нет своей песни.

Воспитатель: «Одна у человека мать, одна у него Родина», «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».

Ответы детей: Родина красивая, как наша мама.

Воспитатель: ребята, повторите пословицы, которые вы запомнили.

  1. Символы России.

Воспитатель: У каждой страны есть свои символы: свой герб, флаг, гимн. Показывает герб России.

Чтение стихотворения ребенком В. Степанова «Герб России»

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель показывает флаг России. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трёх горизонтальных полос. Белый, синий и красный цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет – березка, синий – неба цвет. Красная полоска – солнечный рассвет

Чтение стихотворения ребенком В. Степанов «Флаг России»

Воспитатель: А сейчас послушайте……(кто знает что звучит?)

ответы детей: гимн России.

Воспитатель: Гимн – торжественная песня, символ государства, она исполняется в торжественных случаях. В его словах прославляется наша Родина. Когда исполняется гимн, люди встают, а мужчины должны снять головные уборы. (Звучит гимн России).

Чтение стихотворения ребенком  П. Воронько «Лучше нет родного края»
             Жура-жура-журавель!
          Облетал он сто земель.
         Облетал, обходил,
         Крылья, ноги натрудил.
        Мы спросили журавля:
       — Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая:
     — Лучше нет родного края!

 Воспитатель: А теперь давайте с вами вместе нарисуем нашу с вами родину, как называется родина……..

  1. Рефлексивная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Что сегодня на занятии для вас оказалось новым?

Ответы детей: О нашей стране России, о символах нашего государства, слушали гимн, стихотворения о гербе, флаге, пословицы о Родине, отвечали на вопросы, играли в игры «Сажи наоборот», «Объясни пословицу» ...Рисовали свою родину (село Новомихайловка)

Оригинальность состоит в тщательно продуманной интеграции в системе воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

Приложение

Диагностическая карта обследования детей старшей, подготовительной группы

                                                                         раздел «Формирование целостной картины мира».

п/п

Фамилия, имя ребенка

Знания и представления о государственной символике

Итоговый

результат

1.Знание о том, как выглядит государственный герб России

2.Знание о том, как выглядит государственный флаг России

3.Представление о функциональном назначении государственных символик

4.Элементарные представления о цветах российского флага, о символическом значении изображений на гербе России

5.Знания и представления о государственном гимне России

6.Название поселка(села)

В котором живет ребенок.

д

п

д

п

д

п

д

п

д

п

д

п

д

п

1

Артём Б

1

3

3

3

2

3

1

3

1

2

3

3

11

17

2

Коля Б.

2

3

3

3

2

3

2

3

1

2

3

3

13

17

3

Дима Г.

1

3

3

3

1

3

1

3

1

2

3

3

10

17

4

Ваня Д.

2

3

3

3

2

3

1

3

2

3

3

3

13

18

5

Алёна В.

2

3

2

3

1

3

0

2

1

2

3

3

9

16

6

Маша А.

2

3

3

3

1

3

1

3

1

2

3

3

11

17

7

Соня Л.

2

3

3

3

1

3

1

3

1

2

3

3

11

17

8

Слава С.

2

3

3

3

1

3

1

3

1

3

3

3

11

18

9

Даша Б.

1

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

3

6

12

10

Вика Б.

1

3

1

3

1

2

0

2

1

2

2

3

6

15

11

Миша Т.

1

3

1

3

0

2

0

2

1

2

3

3

6

15

12

Дима К.

1

3

1

3

1

2

1

2

0

2

2

3

6

15

13

Алина М.

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

2

1

7

14

Ксеня Л.

1

2

1

3

1

1

1

2

1

1

1

2

6

11

15

Артём Е.

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

6

10

16

Полина К.

1

2

1

3

1

1

1

2

1

2

1

3

6

13

17

Ваня Н.

1

2

1

3

0

1

0

2

1

2

3

3

6

13

18

Олег Ц.

1

2

1

3

1

1

1

2

1

2

1

3

6

13

19

Женя Т.

1

2

1

3

1

2

1

1

1

2

1

3

6

13

*д- до  начало занятия

**п- после пройденного материала

Высокий уровень (16–18 баллов).

Средний уровень (10–15 баллов).

Низкий уровень (6–9 баллов).

1.По результатам  диагностики  до объяснения нового материала, детей с высоким уровнем развития не было.

2.По результатам  диагностики до объяснения нового материала, детей со средним  уровнем развития 7 детей,  

что составляет- 37%

3. По результатам  диагностики до объяснения нового материала, детей с низким уровнем развития 13 детей,  

что составляет- 63%

1.По результатам  диагностики  после пройденного материала, детей с высоким уровнем развития  8 ,что составляет 42%.

2.По результатам  диагностики после пройденного материала, детей со средним  уровнем развития  10,  что составляет- 53%

3. По результатам  диагностики после пройденного материала, детей с низким уровнем развития 1,  что составляет- 5%

                                                      Достигнутые результаты

Анализ результатов по выявлению патриотических  знаний   показал, что у детей в группе знания качественно выросли. Если до начала занятия к низкому уровню относилось 63% детей, то после проведения специальной работы, детей с низким уровнем осталось     5  %, из-за  того, что ребенок отказался отвечать на вопросы. Значительно увеличилось количество детей, отнесенных к среднему уровню (37%-до и        53     % - после). Нужно отметить, что у детей в группе изменился характер познавательной деятельности. Это проявилось в их более активном, инициативном поведении, улучшении качества знаний, появлении интереса к собственному селу, что выражалось в вопросах   к педагогу, желании сообщить дополнительные сведения, поделиться собственным опытом.  Дети старшего возраста, отнесенные к высокому уровню (0%-до и    42  % - после), не просто отвечали на вопросы, а по собственной инициативе развернуто поясняли, что белый цвет полоски означает берёзка, синий- неба цвет, красный –солнечный рассвет. Дети  объясняли  о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей живущих в ней, поэтому в праздники на зданиях вывешивают флаги России, а также для того,  чтобы можно было отличить моменты нашей страны, машины, самолеты принадлежащие нашей стране. Дети  объясняли различие, от других стран  и ответы были более убедительны, эмоциональны.

Дальнейшая моя работа так же будет заключаться в воспитании патриотических чувств к своей стране, родине России.

                                                           Тестовые вопросы

                                  1.Знание о том, как выглядит государственный герб России

  • Узнает государственный герб России, уверенно, правильно и сразу выбирает его изображение среди изображений гербов других стран. Может рассказать о том, что изображено на гербе нашей страны(двуглавый орел, всадник)-3балла

  • Правильно выбирает изображение государственного герба. Может рассказать о том, что изображено(двуглавый орел, всадник)при помощи наводящих вопросов  взрослого-2 балла

  • Испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах взрослого, но выбирает изображение государственного герба России верно-1балл

  • Не знает, как выглядит герб России-0баллов

2. Знание о том, как выглядит государственный флаг России

  • Узнает государственный флаг России, уверенно, правильно и сразу выбирает его изображение среди изображений флагов других стран. -3балла
  • Правильно, но не сразу выбирает изображение государственного флага России. -2 балла
  • Испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах взрослого, но выбирает изображение государственного флага России верно-1балл
  • Не знает, как выглядит флаг России-0баллов

3. Представление о функциональном назначении государственных символик

  • Имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей живущих в ней, поэтому в праздники на зданиях вывешивают флаги России, а также для того,  чтобы можно было отличить моменты нашей страны, машины, самолеты принадлежащие нашей стране-3балла
  • Отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов-2балла
  • Не знает, но пытается предложить свой ответ-1балл
  • Не имеет представлений о функциональном назначении государственных символик-0 баллов

4. Элементарные представления о цветах российского флага, о символическом значении изображений на гербе России

  • Знает цвета флага, герба знает, что всадник на гербе олицетворяет победу добра над злом-3балла
  • Знает цвета флага, герба значение изображений-2 балла
  • Не знает, но пытается предложить свой ответ-1балл
  • Не имеет представлений о символическом значении государственных символик-0баллов

5.Знания и представления о государственном гимне России

  • Узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимна как величественный и торжественный, знает, как нужно вести, когда исполняется гимн-3балла
  • Узнает и называет гимн России-2балла
  • Узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого-1балл
  • Не имеет представлений о государственном гимне России-0 баллов.

6 .Название поселка(села), котором живет ребенок.

  • Уверенно,правильно и сразу отвечает на вопрос-3балла
  • Отвечает правильно,но при помощи наводящих вопросов-2балла
  • Не знает,но пытается предложить свой ответ-1балл
  • Не знает-0 баллов

                                                   Высокий уровень (16–18 баллов).

  • Ребенок узнает и называет герб и флаг России. Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней, поэтому в праздники на зданиях вывешивают флаги России. Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы можно было отличить монеты нашей страны (для этого на них изображен герб), машины, самолеты, принадлежащие нашей стране, гражданам России (на них изображен флаг). Знает цвета флага. Знает, что изображение всадника означает победу добра над злом. Проявляет интерес к российской государственной символике, который, в частности, отражается в изображении ее элементов в изобразительной деятельности. Узнает и называет гимн России. Определяет характер музыки гимна России как величественный и торжественный. Знает, как нужно себя вести, когда исполняется гимн (нужно встать, а мужчинам и мальчикам снять головные уборы).

Средний уровень (10–15 баллов).

  • Узнает и называет герб и флаг России. Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в ней, поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаги России. Имеет представления о том герб и флаг нужны стране, чтобы можно было отличить монеты нашей страны (для этого на них изображен герб), машины, самолеты, принадлежащие нашей стране (на них изображен флаг). Узнает и называет гимн России. Знает, как нужно себя вести, когда исполняется гимн.

  • Низкий уровень (6–9 баллов).

Узнает и называет герб и флаг России. Узнает и называет гимн России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Праздник. Фестиваль патриотической песни, стихов о Родине «Россия – родина моя»

Воспитание чувств патриотизма и любви к своей Родине; приобщение обучающихся к песням, поэзии, наполненными идеями гражданственности, чувством любви к Отечеству, родному краю....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...