"Волшебные стаканчики" игровое эксперементирование
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Татьяна Чалышева

Задачи:

-          расширить представления детей  о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть, злость);

-          учить различать и называть пиктограммы эмоций;

-          активизировать в речи прилагательные; расширят словарный запас (восторженное, ликующее, счастливое, унылое, безрадостное, гневное, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое);

-          развивать внимание к эмоциональным переживаниям, творческие способности;

-          учить определять настроение музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chalysheva_t.s._emotsii_igrovoy_eksperiment.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ИГРОВОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ СТАКАНЧИКИ»

Чалышева Татьяна Сергеевна

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49», г. Новокузнецк

Задачи:

  • расширить представления детей  о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть, злость);
  • учить различать и называть пиктограммы эмоций;
  • активизировать в речи прилагательные; расширят словарный запас (восторженное, ликующее, счастливое, унылое, безрадостное, гневное, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое);
  • развивать внимание к эмоциональным переживаниям, творческие способности;
  • учить определять настроение музыки.

Материалы и оборудование:

Пластиковые прозрачные стаканы с чистой водой, трубочки для коктейля, гуашь красная, желтая и черная, кисточки, блестящие мелкие звездочки-палетки или блестки, пиктограммы базовых эмоций (удивление, радость, грусть, злость, страх), фонограммы музыкальных произведений (Фредерик Шопен «Нежность», И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Осенняя песня», И. Брамс «Венгерский танец», Э. Григ «В пещере горного короля», Р. Шуман «Веселый крестьянин»).

Ход эксперимента:

На столах для каждого ребенка приготовлен набор для экспериментирования: прозрачный стаканчик, трубочка, блестки, кисточка, желтая и красная гуашь, пиктограммы эмоций.

Воспитатель предлагает детям превратиться в волшебников: «Дети, вы хотите превратиться в волшебников? Каждому из вас я дам набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка».

Звучит спокойная музыка (Фредерик Шопен «Нежность»)

Воспитатель: Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Прислушайтесь, и вы услышите музыку…

– Какое настроение вызывает эта музыка? (спокойное) Посмотрите друг на друга, загляните в глаза. Вы спокойны и вам хорошо.

– Но сегодня мы с вами волшебники и от того нам особенно радостно. Послушайте музыку…(Звучит радостная музыка И.С. Баха «Шутка»)

– Какое настроение у вас возникает, когда вы слушаете эту музыку? (радостное, веселое, смешное) Когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Воспитатель бросает блестки в стакан и трубочкой размешивает их.) Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Берите немного звездочек и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. (Дети выполняют задание) Смотрите, как весело сверкают звездочки! Понюхайте, может водичка пахнет радостью? У вас получились замечательные салюты! Найдите карточку с тем настроением, которое у вас сейчас, покажите всем. (Спросить нескольких детей, чтобы они с помощью прилагательного назвали свое настроение: прекрасное, радостное, восторженное, ликующее, счастливое и пр.)

– Но бывает, ребята, и так что кто-то или что-то может испортить нам настроение (Звучит печальная музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня»), и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, и наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Воспитатель опускает  немного черной краски в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Настроение стало печальным, грустным, унылым, безрадостным. Покажите с помощью карточки, какое настроение сейчас в моем волшебном стакане. (По аналогии попросить нескольких, но уже желательно других детей назвать это настроение.)

– Как вернуть веселье? Пусть каждый придумает свой способ. (Дети называют способ, бросая в стаканчик ведущего немного блёсток, например, похвалить человека, подарить что-то, обнять и пр.).

(Звучит радостная музыка И. Брамса «Венгерский танец»)

– Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям. Послушайте, какая звучит музыка, какое у нее настроение? Эта та же радостная музыка, что мы уже слушали или другая? Как радость бывает разная, так и радостная музыка может быть разной.

– А случается и такое: кто то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? (Красная) Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злостью. (Воспитатель показывает, как сделать водоворот: мешает трубочкой или выдувает воздух в воду, образуя пузыри.)

  Гнев, злость и ярость можно передать и с помощью музыки. Послушайте… (Гневная музыка Э. Грига «В пещере горного короля») (Дети тоже создают в своих стаканчиках гневное настроение).  

– Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? (Дети высказываются). Каждый человек когда-нибудь злится. Какую картинку мы подберем к этому настроению? Назовите его (гневное, злое, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое, недоброе).

– Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства?

(Звучит радостная мелодия Р. Шумана «Веселый крестьянин»)

Воспитатель показывает детям, как усмирить гнев в волшебном стаканчике, добавив желтой краски, можно получить теплое радостное солнечное настроение. Предлагая свой способ, дети опускают в стакан кисточку с желтой краской, символизирующей приятные эмоции. Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике.

Итак, сегодня мы с вами были волшебниками. Мы побывали в мире волшебных эмоций. У нас менялось настроение. Какое настроение мы с вами сегодня создавали? (спокойное, печальное и грустное, радостное и веселое, гневное и злое)

Литература

  1. Пазухина, И. А. Маленькие экспериментаторы в детском саду [Текст] / И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика . – 2012. – № 10. – с. 52-56.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД эксперементирование "Волшебное электричество"

Занятие по позновательному развитию...

Конспект открытого занятия по эксперементированию Тема: «Волшебные превращения капельки».

Конспект открытого занятия по экспериментированию Тема: «Волшебные превращения капельки». Старшая группа...

Конспект занятия по эксперементированию в средней группе "Волшебная лаборатория"

Дать представления освойствах магнита,о его особенности притягивать металлические предметы....

Волшебное эксперементирование!

В нашей группе создана мини-лаборатория для проведения экспериментов и опытов. Экспериментальная деятельность начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с оборудованием и правилами повед...

НОД по эксперементированию "Встреча с феей и Громушкой в волшебном городе"

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 5-6 лет. ...

Эксперементирование в старшей группе детского сада конспект занятия "Три волшебные краски"

Конспект занятия для старшей группы детского сада по эксперементирванию....