Формирование первичных представлений о природе родного края у дошкольников, посредством организации детской деятельности на территории экологической тропы ДОУ
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Формирование представление о мире растений у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_avramenko_no_2.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы возрастает социальная потребность в повышении качества экологического образования дошкольников. Это связано с угрозой экологического кризиса, обусловленного нарушением равновесия между обществом и природой из-за чрезмерного воздействия человека на окружающую среду.

Экологическое образование предполагает организацию познавательной деятельности дошкольников, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности.

В современных условиях актуальна задача формирования активной, инициативной позиции воспитанников в образовательном процессе, при которой ребенок не просто усваивает предлагаемый материал, но познает мир, вступая с ним в активный диалог, сам ищет ответы и не останавливается на достигнутом. Эта задача эффективно решается при использовании в обучении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Программа по экологическому воспитанию предполагает применение системно-деятельностного подхода, обеспечивающего интеграцию с современным дошкольным экологическим образованием; она направлена на формирование и развитие личности.

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает решение следующих задач:

– формирование предпосылок, определяющих возможность включения детей в процесс научного поиска по выбранной тематике;

– организация развивающей предметно-пространственной среды и педагогических условий для учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– стимулирование поисковой мотивации старших дошкольников, создание условий для развития научного образа мышления;

– формирование у старших дошкольников установки на значимость основ экологического образования.

Процесс организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников на разных этапах включает различные формы работы и типы коммуникации:

1) организационно-подготовительный (организация предметно-пространственной среды);

2) ценностно-развивающий (организация непосредственно образовательной деятельности, экологической тропы, беседы, игровые образовательные ситуации);

3) контрольно-проектировочный (итоговые мероприятия, диагностика).

Для эффективного развития самостоятельной исследовательской деятельности старших дошкольников немаловажным условием является равноправное партнерское взаимодействие дошкольников, педагогов и родителей в их совместной работе над исследовательским проектом, когда все участники заинтересованы в достижении поставленной цели.

В работе педагога это означает:

– целенаправленный отбор содержания образовательной деятельности, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога и ребенка;

– обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

– формирование адекватной самооценки ребенка;

– формирование единого исследовательского коллектива группы;

– поддержка инициативы и самостоятельности исследовательских начинаний дошкольников;

– создание благоприятного психологического микроклимата в период совместной деятельности;

– обеспечение участия в конкурсах и исследовательских проектах.

В психолого-педагогической литературе подчеркивается огромная важность для старших дошкольников наличия общественно значимой деятельности.

Ценность познавательно-исследовательских экологических проектов заключается в том, что такие проекты являются социальными, поскольку их цель – улучшение состояния социально пригодного окружения.

С результатами исследовательских работ (например, «Польза птиц в жизни человека», «Почва и ее обитатели», «Бабочки Самарской Луки», «Мхи и лишайники» и др.) стали следующие продукты:

- мультимедийные пособия;

- коллекции, коллажи, альбомы;

- выставки продуктов детского творчества.

Познавательно-исследовательская деятельность помогает изменить отношение дошкольников к природному окружению на более эмоциональное, этичное и деятельностное, позволяет эффективнее развивать у детей коммуникативные навыки, повышает качество знаний и развивает умение применять их на практике. В результате уменьшается число дошкольников, стремящихся взаимодействовать с природой только как с объектом красоты и пользы и возрастает число детей, желающих познавать природу и действовать с целью улучшения состояния природного окружения.

Таким образом, организация познавательно-исследовательской деятельности способствует:

– выявлению одаренных детей и развитию их творческих способностей;

– включению воспитанников в процесс самообразования и саморазвития;

– расширению кругозора детей в области достижений экологии;

– приобретению экологических знаний и умений;

– совершенствованию образовательного процесса и социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

«Формирование у детей младшего и среднего дошкольного возраста первичных представлений об истории родного края»

В последнее время в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах общественной жизни. В связи с этим на нас, педагогах, лежит большая ответственность за воспитание будущего граждан...

Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности

      В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описыв...

Формирование представлений о природе родного края у детей дошкольного возраста.

Цель – расширить и углубить знания детей старшего дошкольного возраста о животном и растительном мире родного края через разнообразные формы работы....

Консультация для родителей «Формирование представлений о природе родного края у детей».

Любовь к природе, сознательное и бережное отношение к ней должны воспитываться в детях, с раннего детства в семье. Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их созн...

Организация педагогического процесса по формированию первичных представлений о природе у детей младшего дошкольного возраста

        Влияние  родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостны...

НОД Проведение опытно – экспериментальной деятельности в Средней группе «Формирование первичных представлений о природе Арктики и Антарктиды»

После нашей Тематической недельки, мы с детьми провели ряд опытов связанных с природой Арктики и Антарктики....