ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ АГИТБРИГАД
статья по окружающему миру (старшая группа)

Симонова Алена Александровна

В настоящее время весь мир стоит на пороге глобальной экологической катастрофы. Ученые всего мира бьют тревогу по поводу загрязнения окружающей среды.

Происходит вырубка лесов, которая приводит к разрушению целостности экосистемы, исчезновению многих видов животных и растений, относящихся к незаменимым видам, являющимися источником, сырьем для лекарственных препаратов. Загрязняются водоемы, реки, моря и от этого страдают морские обитатели. Люди относятся к природе только как к источнику сырья, необходимого для их жизни.

Поэтому в наше время проблемы экологического воспитания как никогда стали актуальными, вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Важнейшей задачей педагогов в настоящее время является формирование экологического сознания и экологической культуры у детей. И начинать это делать надо как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте важно развивать  у детей понимание того, что все в природе взаимосвязано.

От того, как ребенок будет мыслить, понимать мир природы, какие чувства будут управлять им, зависит то, какие поступки он будет совершать в будущем.

Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.

Экологическое образование детей посредством практической и исследовательской деятельности намного эффективнее и результативнее, чем традиционные формы (лекции, беседы, просмотры и т.д.).

Одной из форм практической и исследовательской работы является агитбригада, где дети сами добывают информацию, а потом представляют широкому кругу других людей.

Агитбригада – это творческий коллектив детей, выступающий по определенной тематике, затрагивающей актуальные  экологические проблемы нашего времени.  Здесь раскрываются как положительные стороны, так и отрицательные.

Целью агитбригады является экологическое просвещение дошкольников с помощью театрализованных приемов наглядной агитации, позволяющих повысить уровень экологической культуры и способствующих осуществить деятельностный подход в решении экологических проблем. Главным достоинством агитбригады являются мобильность, оперативность и актуальность. Являясь нетрадиционной формой экологического образования, экологическая агитбригада обладает мощным воспитательным потенциалом. Выступая в агитбригаде, дети раскрывают проблемы окружающей среды посредством костюмированных театральных постановок, включая песни, танцы, частушки агитационного содержания, пропагандирующие природоохранную деятельность.

Задачами экологической агитбригады является активизация экологического движения в детском саду и привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды нашего города.

Экологическая агитбригада и экологическая театрализация – новые направления в работе дошкольного учреждения, помогающие открыть широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но прежде всего, новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Работа экологической агитбригады принесла свои плоды. По результатам диагностики уровней экологической воспитанности детей дошкольного возраста, для них характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

В деятельность агитбригады, как и в организацию экологического театра,  вовлекаются родители воспитанников. Но здесь  они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся  помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).

Однако агитационная деятельность экологической бригады заключается не только в теоретическом изложении проблемы, дети принимают активное участие в озеленении и уборке территории детского сада, прилегающей улицы, а зачастую еще являются и инициаторами такой работы.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологическая агитбригада - новые направления в работе детского сада,  открывающие широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся  не только новые постановки,  но,  прежде всего,  новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологической агитбригадой предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

 

Список литературы:

1. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота //Дошкольное воспитание. 2002. № 7. С. 2-5; № 11. С. 51-54.

2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей //Ребенок в детском саду. 2002. № 5. С. 80-82.

3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» – современная технология экологического образования дошкольников //Дошкольная педагогика. – 2006, – С.23.

5. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.

6. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: //Дошкольное воспитание. 2003. № 7. С. 31-34.

7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим //Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 3-9.

8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.

9. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144 с.

10. «Мы» – Программа экологического образования детей //Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство-пресс, 2003. – 240 с.

11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников //Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – СПб.: детство-пресс, 2003. – 319 с.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование художественной культуры дошкольника в детском саду гимназии при Государственном Русском музее

Презентация опыта работы в детском саду гимназии при Государственном Русском музее по программе "Мы входим в мир прекрасного"...

Инновационные технологии формирования основ культуры толерантности в детском саду

Презентация модуля инновационно-стажировочной площадки...

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.

Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности....

«ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯДЕТСКОГО САДА № 13 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА )»...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 Данная статья посвящена обобщению опыта педагогической деятельности в формировании экологической культуры детей старшего среднего возраста в дошкольных учреждениях. Цель предс...