Конспект НОД в старшей группе на тему "Звери и птицы зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Птицы и звери зимой»

Цель:

Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.

Задачи:

закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов

проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

воспитывать любовь к родной природе.

воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;

развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование, запись с звуками диких животных ,маски  зверей, конверты с заданиями «Собери животного»

Ход мероприятия

Приветствие.

Дети, скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие… а к кому, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Ребята, какие приметы зимы вы знаете?

Зима - не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы - шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.

В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Много снега – много хлеба.)

На какой тройке прилетела зима? ( 3 месяца) Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (Январь)

Наша русская зима, словно сказочное царство.

- Декабрь - первый месяц зимы. Про него  говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

- Январь –  середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

- Февраль -  злой, холодный, ветреный месяц, не хочет  уступать свои права. Он последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают  подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки.

– Ребята, а как вы думаете, куда нам надо отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и птицы. (В зимний лес.)

Ребята, Зима приглашает нас пройтись  по лесным полянам и посмотреть её владения.

– Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? Но для этого нам нужно одеться.

Динамическая пауза (имитация)

Действия выполняются в соответствии с текстом

В лес мы собираемся

Вот так одеваемся:

На голову – шапку,

На ножки – сапожки,

Шубку застегнем,

В зимнюю сказку войдем.

– Вот мы и добрались до леса.

– Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.

– Наша с вами задача – отгадать загадки :

Она спряталась в дупло

В нем и сухо и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Дети в масках лесных зверей рассказывают о себе.

Белка. На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло. У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом. В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.

– Ребята, как белки приспособились к зиме?

Ответы детей: делают большие запасы еды

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Заяц. Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза «косые» – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы. На бегу ставлю задние ноги впереди передних.

– Ребята, а как заяц приспособился к зиме?

Ответы детей: заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги. Заяц ест ветки и кору деревьев.

 

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Медведь. Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.

– А как медведь приспособился?

Ответы детей: медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы.

– А ещё какие животные поступают также, как медведь? Впадают в спячку? (В спячку зимой впадают летучие мыши, ежи, суслики, хомяки)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

Лиса.

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.

– Как лисы приспособились к зиме?

Ответы детей: лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье.

Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный?.

Волк . Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.

Как волки приспособились к зиме?

Ответы детей: Волки питаются мясом животных, у них теплые шубы.

Молодцы, ребята.

А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.

Как подготовились к зиме звери в лесу мы выяснили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)

Назовите зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона, грач, голубь)

– Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)

– А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)

– Зимушка-зима предлагает вам игру «НАКОРМИМ ПТИЦ»

ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли здесь верно? (Медведь– животное,  аиста зимой у нас нет.)

УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.

– На кормушке остались птицы. Как их можно назвать, одним словом? (Зимующие)

– Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой. (Стихотворение Яшина «Покормите птиц»)

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одно задание. (в конвертах части тела животных. Нужно правильно собрать и назвать животного)

Сложи пазлы  и посмотри, что получилось.

Наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_novym_godom.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Птицы и звери зимой»

Цель:

Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах  зимой.

Задачи:

закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов

проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

воспитывать любовь к родной природе.

воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;

развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование, запись с звуками диких животных ,маски  зверей, конверты с заданиями «Собери животного»

Ход мероприятия

Приветствие.

Дети, скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие… а к кому, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Ребята, какие приметы зимы вы знаете?

Зима - не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы - шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.

В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Много снега – много хлеба.)

На какой тройке прилетела зима? ( 3 месяца) Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (Январь)

Наша русская зима, словно сказочное царство.

- Декабрь - первый месяц зимы. Про него  говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

- Январь –  середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

- Февраль -  злой, холодный, ветреный месяц, не хочет  уступать свои права. Он последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают  подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки.

– Ребята, а как вы думаете, куда нам надо отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и птицы. (В зимний лес.)

Ребята, Зима приглашает нас пройтись  по лесным полянам и посмотреть её владения.

– Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? Но для этого нам нужно одеться.

Динамическая пауза (имитация)

Действия выполняются в соответствии с текстом

В лес мы собираемся

Вот так одеваемся:

На голову – шапку,

На ножки – сапожки,

Шубку застегнем,

В зимнюю сказку войдем.

– Вот мы и добрались до леса.

– Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.

– Наша с вами задача – отгадать загадки :

Она спряталась в дупло

В нем и сухо и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Дети в масках лесных зверей рассказывают о себе.

Белка. На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло. У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом. В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.

– Ребята, как белки приспособились к зиме?

Ответы детей: делают большие запасы еды

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Заяц. Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка. Глаза «косые» – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы. На бегу ставлю задние ноги впереди передних.

– Ребята, а как заяц приспособился к зиме?

Ответы детей: заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги. Заяц ест ветки и кору деревьев.

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Медведь. Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.

– А как медведь приспособился?

Ответы детей: медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы.

– А ещё какие животные поступают также, как медведь? Впадают в спячку? (В спячку зимой впадают летучие мыши, ежи, суслики, хомяки)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

Лиса.

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё. А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно. Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.

– Как лисы приспособились к зиме?

Ответы детей: лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье.

Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный?.

Волк . Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.

Как волки приспособились к зиме?

Ответы детей: Волки питаются мясом животных, у них теплые шубы.

Молодцы, ребята.

А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.

Как подготовились к зиме звери в лесу мы выяснили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)

Назовите зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона, грач, голубь)

– Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)

– А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)

– Зимушка-зима предлагает вам игру «НАКОРМИМ ПТИЦ»

ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли здесь верно? (Медведь– животное,  аиста зимой у нас нет.)

УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.

– На кормушке остались птицы. Как их можно назвать, одним словом? (Зимующие)

– Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой. (Стихотворение Яшина «Покормите птиц»)

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одно задание. (в конвертах части тела животных. Нужно правильно собрать и назвать животного)

Сложи пазлы  и посмотри, что получилось.

Наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»...

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на в...

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Птицы зимой»

Конспект НОД образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы зимой"...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Птицы зимой"

Занятие направлено на воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализацию, систематизацию и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее зна...