Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Капцова Фаина Ивановна

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе  «Птицы зимой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_gorod1.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29

Конспект по познавательно-речевому развитию в  старшей группе

на тему: «Птицы зимой»

                                                                               Провела:

                                                                               Воспитатель

                                                                               Капцова Фаина Ивановна

г. Арзамас

Программное содержание:

Цель: Расширять представление детей о птицах.

Задачи: Закреплять понятие «зимующая» и «перелетная» птица, о среде обитания птиц, о пользе птиц в природе.  Развивать умение дифференцировать слова различной лексической направленности. Показать взаимозависимость живой и неживой природы; совершенствовать связную речь; развивать мышление, память, любознательность; активизировать словарный запас; воспитывать умение внимательно слушать сверстников, доброе и заботливое отношение к природе.

Учить решать логические задачи.  Закреплять умение сопоставлять цифру с количеством.

Воспитывать чувство доброты, отзывчивости,  желания помочь другим; наблюдать за окружающим миром.

Развивать двигательные навыки, внимание, сообразительность через игру.

Предварительная работа: Беседа о зимующих и перелётных птицах.

 Во время прогулки наблюдение и рассматривание птиц, составление описательных рассказов,  проведение подвижных и дидактических игр; разучивание стихов, пословиц, отгадывание загадок. Изготовление кормушек, скворечников вместе с  родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание (сенсорное развитие; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.), физическая культура, музыка

Материалы и оборудование:

Экран, ноутбук, проектор, картинки с изображением перелетных   птиц (совы, ястреба, цапли), зимующих (синица, дятел, грач, сорока, воробей и т. д.),картинки с кормом для птиц,  схемы поведения в лесу, видео изображения из мультфильма, музыкальное сопровождение Вивальди «Зима»

Приветствие

Воспитатель: ребята, какое время года заканчивается?

Дети: Зима

Воспитатель: А что вы знаете о зиме? Расскажите, пожалуйста!

- дети рассказывают по мнемотаблице

Воспитатель: Ребята, а вы любите Зиму? А за, что?

Дети: Я не люблю зиму, потому что приходиться одевать много одежды, на улице рано темнеет и для игр и забав остается мало времени.

 Видео № 1  Воспитатель: Ой, ребята, наш Кеша кажется, заскучал

Видео № 2 Воспитатель: Кеша, успокойся, пожалуйста.

Видео № 3

Видео № 4 Дети зовут Кешу.

Воспитатель: Ребята, наш Кеша кажется заскучал и решил, что на улице ему будет лучше.  Ребята, Кеша птица каких стран, а чем он питается как вы думаете сможет ли он сейчас выжить на улице?

Дети: Нет. Поедем его спасать.

На автобусе  едем в сказочный лес.  

Воспитатель: Как надо себя вести в лесу?

Дети: не шуметь,  мусор не бросать, большие сугробы обходить, идти друг за другом  след в след.

«Зимний лес стоит печальный

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите, тайны леса не будите».

 Воспитатель: Вот мы и приехали в  лес.  В лесу еще очень много снега, дальше пойдем пешком.

Ребята, здесь низкие ветки, наклоняемся. А теперь перешагиваем через сугробы, перепрыгнем через проталинки.

Воспитатель: Зеленый лес стоит печальный

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно  в лес входите, тайны леса не будите.

Звучит музыка.

Появляется старичок – лесовичок.

Лесовичок: здравствуй – те ребята, с чем пожаловали в мои владения?

Дети: У нас улетел попугай. Ты его не видел?

Лесовичек:  А это кто?

Дети:  Это птица.

Лесовичек: Я не кого чужого в своем лесу не встречал. Даже что-то такого названия не знаю. Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы».  Я буду называть птиц, а вы слушаете, если я назову что- то другое вы хлопайте в ладоши.

Лесовичек: Во время игры я вашего попугая не называл? Тогда нет такого.

Воспитатель: Дедушка, ну и запутал ты наших деток. Где птицы, где не птицы. Давай-ка  они теперь тебе будут загадывать загадки, а ты отгадывать. Может так лучше получиться.

Дети загадывают загадки про птиц.  (синичка, воробей, ворона, сорока, снегирь)

Воспитатель: Мы еще можем показать тебе птиц, чтобы было понятней.

Физкультминутка  «Синица»

Лесовичек:  Ой, как много Вы про птиц знаете. Но не видел я ни какого  попугая. Ничем не  могу Вам помочь.

Видео № 5 Да, это же не Таити.

Дети:  вон, Кеша.

Воспитатель:  Зачем ты Кеша улетел? Ведь ты мог замерзнуть. Пойдем назад  в группу мы тебе расскажем,  какие птицы зимуют, что едят и почему не мерзнут.

Занимаем свои места в автобусе и побыстрее едем в группу.

«Вьется речка под сосной

К ней бежит дорожка

Стой автобус голубой,

Отдохни немножко».

Воспитатель: ребята, давайте вспомним о каких птицах мы с вами говорили с лесовиком.

Дети: Зимующие

Воспитатель: Почему вы так их назвали?

Дети: Они остаются зимовать в наших краях, могут найти себе пропитание.

Воспитатель: А каких еще зимующих птиц вы знаете?

Дети: свиристели  клесты. Клесты зимой выводят птенцов. Для этих птиц холод не страшен, главное чтобы достаточно было пищи.

Воспитатель:

 Молодцы: А сейчас покажем Кеше как из двух слов мы составляем одно описывая птиц.

 Игра «Скажи одним словом»

Видео № 6

Воспитатель: наш Кеша кажется проголодался. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Во время метели и сильных морозов птицы голодают и могут погибнуть. Поэтому пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей. Как мы сожжем помочь птицам пережить тяжелую зиму.

Дети: смастерить кормушки и насыпать туда корм.

Ребята давайте покажем Кеше, чем питаются птицы в зимнее время года. Но перед этим проведем пальчиковую гимнастику.

«Прилетели птички».

Прилетайте птички / зовущие движения пальцев

Сала дам синичке/ режущие движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки – хлеба дам немножко/ пальцы щепоткой – крошим хлеб

Эти крошки – голубям/вытянуть вперед правую руку

Эти крошки – воробьям /то же левой рукой

Галки  да вороны / тереть ладонь о ладонь

Ешьте макароны / катаем из хлеба макароны

Игра «Кто что есть?»

Воспитатель: ребята, вы закончили?

Дети: да.

Видео № 7 – доверяй, но поверяй

Дети: воробьи питаются: зернышками, крошками. Синицы: семенами, крошками, очень любят несоленое сало. Снегири: едят семена, любят клевать ягоды рябины. Вороны: питаются остатками пищи, любят хлеб, мясо. Дятел: семенами еловых деревьев.

Воспитатель:  кто-нибудь из детей выбрал конфеты?

Дети: Нет

Воспитатель: ребята, а какие народные приметы, связанные с поведением птиц вы знаете?

Игра «Я начну, а ты закончи»

  1. Если воробьи сидят, распушивши перышки и нахохлившись, значит на улице мороз, надо теплее одеваться
  2. Вороны в небе устроили хоровод – к снегопаду.
  3. Воробьи громко чирикают к оттепели.
  4. Ворона сидит на верхушке дерева – к морозу.
  5. Ворона ходит по дороге – к теплу.

Игра «Путаница» - (отличительные признаки птиц)

Воспитатель:  покажите, как ворона прыгает на двух ногах

Дети: нет, это воробей

Воспитатель:  воробей, это тот, что с красной грудкой

Дети: нет, это снегирь … и.т.д.

Игра «Вьюга волнуется раз, Вьюга волнуется два, Вьюга волнуется три на месте птичкой замри …»

Воспитатель: Ребята, а вы заметили приход весны? По каким признакам?

Дети: Солнце стало светить ярче, свисают с крыш сосульки, прилетают птицы и приносят тепло на своих крыльях.

Воспитатель: а какая из птиц прилетает первой? А как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края, а весной  возвращаются на родину.

Дети: перелетные

Воспитатель: каких перелетных птиц вы знаете?

Дети: скворец, соловей, ласточки, грач, кукушка

Игра «Найди свой домик»

Воспитатель: А как мы с вами можем помочь птицам весной?

Дети: Сделать скворечники и развесить по кустам  вату, лоскутки для гнезд.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие  не гибли зря

Всегда в любое время года,

Берегите всяких птиц друзья.

Видео № 8

Рефлексия: дети встают в круг.  Обняв друг друга за плечи.

Воспитатель: ребята, расскажите, что вам запомнилось во время нашего мероприятия.

Дети высказывают свое мнение. Воспитатель подводит итог и благодарит.

Воспитатель: как много вы сегодня рассказали о птицах, зимой им помогли, будем с вами продолжать весной помогать.  Я сегодня хочу вам и Кеше вручить медаль «Знатоки птиц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"

В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному - речевому направлению в средней группе на тему: «Маленькой елочке хорошо в лесу»

Цели:·        Уточнить и расширить представление детей о лесе. В лесу растет много разных деревьев. Лес – это общий дом для растений и животных. Учить различать хвой...

Конспект организации совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному - речевому направлению в старшей группе на тему: «Живые яблочки на ветке»

Цели:1.     Расширить представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в теплые края, об условиях их обитания, о роли че­ловека в жизни птиц.  2....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Птицы зимой»

Конспект НОД образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему "Птицы зимой"...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Птицы зимой» с использованием здоровьесберегающих технологий

Цели: закрепить представление воспитанников о птицах. Задачи: Образовательные: - научить воспитанников внимательно слушать и наблюдать; - формировать способность к диалогической речи; - учить отв...

Конспект занятия в старшей группе на тему "Птицы зимой"

Занятие направлено на воспитание у детей интереса и бережного отношения к пернатым. Актуализацию, систематизацию и дополнение знаний детей о зимующих птицах, помощь в использовании освоенных ранее зна...