Конспект НОД Быт народа
презентация к уроку по окружающему миру ( группа) по теме

Ярахтина Алёна Юрьевна

во вторых младших и средних группах проходила неделя "От старины до наших дней". Детей знакомили с обычаями посредством русского фольклора: читали и заучивали потешки, считалки, песенки, загадки. А также прошло развлечение "В гостях у бабушки Арины", где дети играли в русско-народные игры, играли на ложках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_byt.pptx1.57 МБ
Файл muzey.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия в мини - музей русской старины

Слайд 2

Цели: 1. дать представления о том, что такое музей; 2. познакомить детей с содержанием уголка русской старины в группе ; 3 . расширять знания детей о русском быте, о том, как жили люди на Руси, чем питались, во что одевались, чем занимались (в том числе и в свободное время); 4. любовь и уважение к русским традициям. Словарная работа: деревенская изба, расписные ставни, сарафан, кокошник, порты, кушак, картуз, лапти, чугунок, ухват, кочерга.



Предварительный просмотр:

экскурсия в мини - музей русской старины

Цели:

- дать представления о том, что такое музей;

- познакомить детей с содержанием уголка русской старины в группе;

- расширять знания детей о русском быте, о том, как жили люди на Руси, чем питались, во что одевались, чем занимались (в том числе и в свободное время);

- воспитывать любовь и уважение  к русским традициям.

Словарная работа: деревенская изба, расписные ставни, сарафан, кокошник, порты, кушак, картуз, лапти, чугунок,  ухват, кочерга.

Ход беседы:

Воспитатель встречает детей со словами и поклоном:

Милости просим к нам в гости!».

Дети организовано проходят в группу и садятся на стульчики, расположенные перед музеем полукругом.

- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей).

ВоспитательМузей – это такое место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные и очень красивые предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они долго – долго собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить ценные и редкие предметы. Чтобы иметь возможность показать эту красоту многим людям. В нашей группе собран уголок русской старины. Давайте посмотрим по порядку, что находится здесь на полочках.

- Ребята, скажите, а в каких домах мы сейчас живем? Из чего они сделаны? Как они выглядят и похожи ли они на дома, в которых жили люди раньше? Воспитатель берет в руки макет деревенского дома. А вы знаете, как в старину назывался деревенский дом? (Ответы детей). Правильно, раньше называлась деревенская изба.

Воспитатель обращает внимание детей на  то, какими необычными были  окна в старину: резные, расписные ставни, короткие  с вышивкой занавески, сверху – вязаная ажурная ткань. Обратите внимание из какого материала сделана мебель и домашняя утварь. (из дерева)

Посреди избы стоит большой деревянный стол, на нем посуда: миски, ложки, половник. Все они деревянные и расписаны красивыми узорами.

Вот деревянная бочка – ушат. В таких ушатах люди запасали воду, которую приносили из родника в ведрах на вот таком коромысле.

А вот этот – валек. Им отбивали белье, чтобы оно было чистое. После чего брали в руки рубель и разглаживали сухие вещи, вот так.

Обратите внимание, как в старину украшали свой дом. Как много вещей украшено кружевом и вышивкой. А долгими зимними вечерами женщины сидели у прялки. Это очень не обычный инструмент. Сюда женщина клала овечью шерсть, нажимала на эту педаль, тянула нитку из этой шерсти, чтобы потом из полученной пряжи связать своей семье теплые вещи.

Рассматриваем посуду (какая она, из чего сделана, чем отличается от современной посуды?).

Рассматриваем старинную одежду (как называются предметы одежды, из какой ткани их шили, кто их шил, чем украшали, чем отличалась повседневная одежда от праздничной?).

Активизировать словарь детей – рубаха, порты, сарафан, кокошник, пояс-кушак.

Ну, а раз оделся ты

И в рубаху и порты –

Надо обувь одевать

И куда – то поспешать!

Обратить внимание детей на старинную обувь - лапти, валенки. Дать детям возможность рассмотреть их, взяв в руки.

Послушайте, ребята, загадку:

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печка)

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

 Подробное знакомство с печкой.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, для чего была нужна печка в каждой русской избе? (Ответы детей).

Правильно, ребята, печка нужна была для того, чтобы избу обогревать, готовить на ней еду, сушить обувь и одежду, сушить грибы и травы, самим греться. Погуляют малые детки студеной зимой на улице, намокнут, озябнут и скорее залезают на теплую печку отогреваться. Так к ним никакая хворь не приставала, погреются на печи и не страшна им зимняя стужа.                                                                                

 А из чего сделана печка? (Ответы детей). Правильно, из кирпича, а складывал печку – печник. Печника в деревне почитали. Печка должна была быть не только красивой с виду, но самое главное – долго сохранять тепло при малом количестве сожженных дров.            

  Воспитатель показывает чугунок, дает возможность детям рассмотреть его внимательнее.                                                                                            

 Дети самостоятельно ставят чугунок в печку и вынимают его ухватом. Показывая детям кочергу, воспитатель спрашивает детей, знаком ли им этот предмет. (Ответы детей).

Правильно, это кочерга, ею помешивали угли в печи.

В конце встречи воспитатель подводит итог  и спрашивает детей, что им понравилось больше всего.

Воспитатель. Наша русская печка не отпустит ребят без угощения, посмотрите, что мы испекли для вас!

Достает из печки пироги  и угощает детей. Дети благодарят за угощение  и увлекательную беседу, прощаются. Сейчас жизнь изменилась. Мы живем в больших светлых домах, обставленных современной мебелью и бытовой техникой. Но русский народ всегда любил свою Родину. Ведь не зря говорят, как бы не было, но лучше нет родной земли.

Жура-жура-журавель!

облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

-лучше нет родного края.

А чтобы любить и понимать свою Родину, мы должны знать, как жили наши предки.

Вам понравилась старинная русская изба, в которой мы сегодня побывали в гостях? Что вам показалось самым интересным из русского быта?

А теперь нам пора возвращаться в настоящее, в наш детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта "Жилища народов мира

узнать о том, какие жилища были у человека раньше...

Конспект занятия "Игры народов мира".

Конспект занятия в подготовительной группе "Игры народов мира"....

Конспект занятия "Культура народов севера ханты и манси"

Конспект занятия  "культура народов севера ханты и манси"...

Конспект НОД «Какие народы живут в России»

Данное занятие по нравственно потриотическому воспитанию....

Конспект фестиваля "Разные народы в нашем городе живут"

Цель мероприятия: расширение представлений детей о культуре народов, проживающих в родном городе, посредством ознакомления с народными песнями, танцами, подвижными играми.Задачи:1....

Конспект досуга: «Игры народов мира»

Знакомство детей с играми разных народов, развитие познавательного интереса.- Приобщение детей к народному творчеству, развитие чувства юмора, воображения, смекалки....