НОД "Путешествие по лесной полянке"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Трубакова Елена Петровна

Закрепление знаний детей о насекомых, продолжать формировать умения отгадывать загадки, развивать активный словарь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ekskursiya_po_lesnoy_polyanke_starshaya_gruppa.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Экскурсия по лесной полянке».  Старшая группа

 Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

 Задачи:

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  •  Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
  • Познакомить детей со строением тела насекомых.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать упражнять в составлении предложений с использованием союза потому - что.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  •  Воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете.

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  •  Развивать общую моторику, координацию.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Развивать ВПФ и познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.

 ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением насекомых, игрушки насекомых, манка, рукавицы, цветы, ноутбук, лепестки цветика – семицветика (белые и цветные), увеличительные стекла.

 Предварительная работа. Заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок, наблюдения, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Счастливый жучок», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок.

Ход занятия

 Организационный момент.

 (Дети входят в группу, встают около воспитателя).

 Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на лесную полянку.

 Физкультурная минутка «Мы к лесной полянке шли»

 Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал? 

(Дети выполняют упражнение на ковре).

 Основная часть

 Дети (Подходят к ковру на котором цветы ).

 Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. (Раздается звонок телефона).

 -Ой, нам пришло СМС-сообщение. Интересно, от кого оно? Письмо от Старичка-Лесовичка.

 (Воспитатель читает письмо)

 «Здравствуйте, дорогие ребята! У меня был удивительный цветочек «Цветик-семицветик» и друзья-насекомые, но меня настигло ненастье. Лепестки цветка потеряли окраску, а насекомые все разбежались. Помогите мне, пожалуйста! Верните прежний цвет лепесткам и отыщите насекомых. А для этого надо выполнить задания, я один не справлюсь».

 Поможем Лесовичку, ребята?

 Дети: Да.

 (Воспитатель обращает внимание детей на бесцветный цветик-семицветик (на фланелеграфе), с заданием на каждом лепестке)).

 Задание 1.
«Отгадать загадки».

 (Воспитатель читает задание на первом лепестке . По мере отгадывания идет показ слайдов с изображением насекомых)

 1 Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.

2 С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу-кружу,
Мед вожу.

 3 Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.

4 Красненькие крылышки, черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?

 5 Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.

 6 На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

 7 Не летаю, не жужжу.
На малине я сижу.
Гладок я, с зеленой спинкой.
Ты не съешь меня с малинкой!

 8 В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий — весь день хлопочет,
Дом повыше построить хочет. 

9 Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?

 10 Ниток много-много,
А в клубок не смотает,
Одежды себе не шьёт,
А ткань всегда ткет.

 11 Желтая тельняшка
Летает над ромашкой.

 12 Это что за вертолет
Отправляется в полет
Над озерами, лугами,
Над цветущими полями?

 13 По дорожке лезут рожки -
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко —
Рожки спрятались опять.

 13 Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.

 14 Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь

 15 Мой хвост не отличишь от головы.
Меня всегда в земле найдете вы. 

16 Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. 

17 Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку ..

 Воспитатель: Муравей, комар, жук, пчела, кузнечик, стрекоза – как назовём общим словом?

 Дети: Насекомые.

 Молодцы, ребята, справились с первым заданием. (Меняет цвет лепестка).

 Задание 2.
Д/и «Найди насекомое».

 Воспитатель. Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

 (На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому).

 -Кого из насекомых вам удалось найти?

 Ответы детей.

 -Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла. Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.

 Воспитатель: Молодцы! Справились со вторым заданием.

 (Меняет цвет лепестка).

 Задание 3.
Д/и «Собери целое из частей»

 Воспитатель: В волшебной коробочке лежат части целой картинки. Возьмите по одной части насекомого.

 А теперь назовите, какая часть тела у вас в руках? ( Ответы детей).

 Посмотрите внимательно, и соберите картинку.

 (Дети, подходят к столу и собирают картинку).

 Какое насекомое вы собрали?

 Ответы детей.

 Правильно, кузнечик. Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?

 Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.

 Воспитатель: Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием.

 (Меняет лепесток).

 Задание 4.
 Физминутка «Сороконожка». 

Читает четвертое задание.

 «Изобрази сороконожку»

 Шла сороконожка. 
По сухой дорожке. ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

 Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
Ой, промокнут сорок лап! ( дети останавливаются и приседают.)

 Насморк мне не нужен
Обойду я лужи! ( дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

 Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу! ( дети останавливаются, трясут одной ногой),

 ( трясут другой ногой).

 И потопаю потом
- Ой, какой от лапок гром! ( дети топают ногами)

 Воспитатель: Молодцы ребята! Все правильно изобразили сороконожку.

 (Меняет цвет лепестку).

 Задание 5.
Игра «Кто лишний?».

 Составление предложений с союзом «потому что».

 Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

 Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

 Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

 Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

 Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

 Воспитатель: И с этим заданием справились.

 (Меняет лепесток).

 Задание 6.
 Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение».

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

 У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

 У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

 Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

 Пчёлы летают, а паук…(ползает).

 Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

 Пчёлы живут в ульях, а муравьи…(в муравейнике).

 Бабочка питается нектаром цветов, а паук…(мухами…).

 - Молодцы, ребята, справились с заданием.

 (Меняет лепесток).

 Задание 7.
 «Какие насекомые больше переносят пыльцу». 

Воспитатель берет следующий лепесток.

 Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Какое из насекомых больше опылит цветов? Шмель или кузнечик?

 Ответы детей.

 Давайте проведем эксперимент.

- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсянистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых, надев мохнатую превращаешься в шмеля, а надев гладкую – в кузнечика.

 - У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.

 - Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.

 - Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?

 - Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?

 - Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.

 -В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.

 Вот и последний лепесток приобрел цвет.

 (Появляется Старичок-Лесовичок).

 Лесовичок. Какие вы молодцы. Вы помогли мне справиться с заданиями и вернули прежний цвет лепесткам цветику-семицветику. И подарю я вам всем подарки.

 Итог занятия

 -Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

 Ответы детей.

 - А мне сегодня понравилось какие вы были активные, как внимательно меня слушали, старательно выполняли задания.

 -Молодцы, спасибо вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Лесная полянка"

Учить детей любить и беречь природу...

Интегрированное занятие «Мишка на лесной полянке»

Пути развития и совершенствования. “Рука является вышедшим наружуГоловным мозгом”И. Кант Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младе...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ»

Цель: Уточнять представления детей об осени, об изменениях в природе, осезонной одежде людей.Закреплять  знания  о  диких  и  домашних  животных,  о  мест...

Развлечение на свежем воздухе «На лесной полянке»

Психолого – педагогические задачи: расширять знания об окружающей природе; формировать навыки межличностного общения и коммуникативной культуры; развивать импровизационные способности детей в ...

Путешествие на лесную полянку

Цели занятия: ·        Эмоциональное раскрепощение, сближение участников тренинга;·        Развитие чувства эмпатии;·...