Интегрированное занятие в старшей группе "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Домникова Евгения Васильевна

 

Цель: развивать познавательную активность детей.

Задачи: обобщить представление детей об особенностях внешнего вида, строения и многообразии насекомых.

  • Упражнять в различении и названии часто встречающихся групп насекомых по издаваемым ими звукам.
  • Развивать внимание, эмоциональность речи, сообразительность, воображение, фантазию.
  • Активизировать и расширять словарный запас детей.
  • Учить изготавливать насекомое способом оригами.
  • Развивать зрительное восприятие.

Воспитывать бережное отношение к природе, видеть её красоту.

Оборудование: слайды с изображением насекомых.

Картинки с изображением цветов.

  • Картинки с изображением цветов.
  • Запись звучания насекомых.
  • Образец оригами «Цикада»

Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов, сказок о насекомых.

  • Заучивание стихотворений, потешек, загадок.
  • Рассматривание фотоиллюстраций насекомых.

Ход занятие. Ребята послушайте стихотворение.

                                             Всё белым -  бело от пуха!

                                              Нет порядка во дворе.

                                              Крутит вьюга завируха

                                              Крутит, мутит, завывает,

                                              Стонет, охает, поёт!

                                              Снег в сугробы навивает

                                              Погулять нам не даёт!

О каком времени года говорится в этом стихотворении? А какое время года у нас сейчас? Назовите приметы зимы.

(Дети перечисляют приметы зимы).

- Слышите, что-то звучит?

                                               (Пение цикады)

 Кто же издаёт эти звуки? (Насекомые).

- Могут, в это время года, насекомые находиться на улице?

- Почему?  Что насекомые делают зимой?

(Спят под листиками, корнями, в норках, ждут наступления весны)

- Какое настроение,  может быть, у насекомых зимой?  (Грустное).

Может насекомым нравится зимнее время года? Какое время года насекомым нравится больше? А какое время года самое любимое у вас? Почему?

Давайте все вместе перенесёмся в лето. Сядьте на ковёр, чтобы вам было удобно, закройте глаза, и слушайте мой голос. Представьте, что мы гуляем по зелёному лугу, тёплое солнышко согревает нас. На лугу очень весело, носятся пчёлы возле цветов, в траве стрекочут кузнечики, над нашими головами летают бабочки, стрекозы, гудят жуки, шмели.

                                      (Звуки насекомых).

Не открывая глаза ,попытайтесь поймать насекомое в ладошку.

(Дети делают вид, что пытаются поймать воображаемое насекомое. Делают хватательное движение над головой). 

А теперь тот, кого я назову, говорит какое насекомое он поймал.

Дети поочерёдно называют насекомое, и читают стихотворение.

                                               Бабочка проснётся летом

                                               Полюбуется рассветом,

                                               Вальс станцует с ветерком

                                               Танго- с белым мотыльком,

                                               Передаст привет цветочкам-

                                               Разноцветным ангелочкам.

 

                                                Лезет божия коровка

                                                По травинке очень ловко,

                                                Крылышки, как лепесточки

                                                И на них чернеют точки

                                                Спинка издали видна-                      

                                                Ярко-красная она.

                                                Муравей весь день работал,

                                                Всё проблемы, да заботы,

                                                Дом построить надо в срок

                                                Запастись на зиму впрок.

                                                Всё успеет муравей,

                                                У него ведь сто друзей!

 

                                               Что жужжишь сердито муха?                                                                                                                                  

                                              Смотришь жалобно в окно.                                                                                                                                    

                                               Не поймал тебя Ванюха?

                                               Так поймает всё равно!

                                               Ты у нас незваной гостьей,                                                                                                                                

                                               Облетела все углы…

                                              Только нам не нужно вовсе,                                                                                                                                      

                                               Чтоб у нас гостила ты.

 

                                                 Налетела Саранча

                                                 И давай рубить с плеча:

                                               - Урожаю угрожаю!

                                                 Обжираться обожаю!

                                                 Вот и всё о саранче-

                                                 Урожае палаче!

 

Кого вы поймали на полянке? Как их можно назвать, одним словом?

-Все эти насекомые есть у нас в музее. Давайте подойдём рассмотрим их.

(Рассматривают коллекцию насекомых).

На лугу мы слышали хор насекомых. У каждого насекомого своя песенка.

А какие песенки вы знаете?

(Песенку жука. «Жужжалочку». )

Все вместе читаем чисто говорку.

 

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда сижу,

      Не жужжу, когда тружусь,

   А жужжу, когда кружусь.

 

-А какая песенка у комара? «Зу-зу-зу-захочу и укушу.

-А у стрекозы?

-Стрекоталочка. «Тр-тр-тр».

Дидактическая игра «Собери букет».

 

Посмотрите ребята, на какую красивую поляну мы пришли. Какие  цветы наней растут. Назовите так, чтобы было слышно с какого звука начинается слово.   (Ромашка, роза, ирис, мак, гвоздика и т.д.)

Вот какой  красивый букет мы собрали. Что-то наши насекомые загрустили Что-же случилось? Они потеряли свои домики, а живут они на цветочках. Давайте поможем им найти домики, как это сделать ,я вам объясню.

Дидактическая игра «Кто, где живёт»

Из скольких частей состоит слово жук? (Из одной части). Для жука нужно найти цветок, название которого состоит из одной части. Какой домик подойдёт для жука? (Мак).

Где может жить куз-не-чик?(Ва-си-лёк, ро-маш-ка, гвоз-ди-ка).

Где может жить пчела? (Ро-за, си-рень, тюль- пан).

Насекомые благодарят вас и приглашают потанцевать с ними под музыку.

(Звучит музыка . Дети двигаются под музыку, как насекомые).

Ребята, а почему насекомые так по-разному двигаются?  (У них у всех разные крылья и лапки).

Какие крылья у бабочки? (Большие, округлые, поэтому бабочка порхает, двигается плавно).

Какие крылья у стрекозы? (Длинные, вытянутые. Поэтому стрекоза летает так быстро, стремительно).

А как движется кузнечик? (Он прыгает).

Почему? (У него мощные задние ноги, он ими отталкивается и передвигается).

Да, у всех насекомых по- разному устроены крылья, лапки, глаза, поэтому они передвигаются, видят и питаются по разному .

А что общее есть у насекомых? (У них у всех 6 лап).

Всюду, куда не посмотришь, живут насекомые – наши маленькие, незаметные соседи. Впрочем , такие ли они незаметные? Сегодня мы поговорим о насекомом, которое трудно не заметить. Посмотрите, какое насекомое я поймала. Это цикада.

Цикада  обитает на юге нашей страны в Крыму.  Это очень проворное и осторожное насекомое, но в период размножения все кустарники и деревья усыпаны цикадами. Самки откладывают яйца под кожицу растений. Из яиц появляются личинки , которые кормятся на стеблях растений, а когда подрастают, зарываются под землю, и питаются корнями деревьев. Цикады, так же как и личинки питаются соком растений.

Цикада имеет длинный хоботок, крылья очень плотные и прочные, прозрачные.

На голове, по бокам у цикады два крупных глаза, а в середине три простых маленьких глаза.

Цикады певчие насекомые. На задней части тела цикады находится голосовой аппарат – мембрана, которая приводится в движение и через резонатор громкость звука увеличивается.

Пение цикад во многих странах считается красивым, и поэтому цикад держат дома, в специальных клетках для услаждения слуха.

Вот какое интересное насекомое – цикада. Я думаю этим экземпляром нужно пополнить наш музей.

И сейчас мы станем волшебниками, которые умеют колдовать своими руками. Мы сделаем цикаду из бумаги , способом оригами.

Слово оригами вам знакомо. Что это? (Складывание игрушки из бумаги).

Вы готовы к выполнению поделки. Тогда подготовим пальчики к работе.

 

                           Пальчиковая гимнастика. «Насекомые».

 

Дружно пальчики считаем -                  Сжимать и разжимать пальцы.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик ,муха,                        Поочерёдно  сгибать пальцы

Это жук с зелёным брюхом                    в кулачок , начиная с большого.

Это кто же тут звенит?                             Вращать мизинцем.

Ой, сюда комар летит!                             Прячьтесь!

Чтобы получилась красивая поделка, напомню вам правила оригами: все действия надо выполнять на столе, хорошо проглаживать сгибы.

  1. Берём квадратный лист, складываем пополам по диагонали, складываем пополам, так чтобы совпали углы и стороны.
  2. Кладём широким углом к себе, и загибаем острые углы вверх к середине.
  3. Отверните острые углы вниз.
  4. Отогнуть верхний слой бумаги, углом вверх
  5. Отогнуть нижний слой, углом вверх, наложив нижний угол кончиком на верхний.
  6. Перевернуть, подогнуть  боковые стороны к середине.
  7. Цикада готова.

Посмотрите на своих цикад, чего им не хватает? (Глаз).

А теперь, ребята, закрепите своих цикад на доске (на волшебной поляне) под звуки её песенки.

Какие красивые и яркие получились цикады, и пусть сейчас зима, но при одном взгляде на наши цикады настроение становится летним.

А наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось на занятии?

Давайте отметим день рождение наших цикад.

                                            Хоровод «Каравай».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам». Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие - по сказкам».Воспитатель старшей группы: Азарнова Татьяна Борисовна...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Итоговое интегрированное занятие в старшей группе. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Поможем роботу Вектору»

Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.Задачи:Обучающие:- закреплять характерные признаки в...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...