Тема «Комнатные растения»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Сайфутдинова Гулия

познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komn._rasten.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Комнатные растения»

(4-я неделя)

Задание 1. Родителям рекомендуется:

познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки;

объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль;

обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений;

выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений;

объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вил утром и вечером.

Задание 2. С помощью взрослого сравнить кактус и алое, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребенку несколько видов кактусов).

Задание 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).

Кактус, герань, незабудка, фикус.

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». - Кактус).

Задание 5. Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» (упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.

Задание 6. Вместе с ребенком понаблюдать и поухаживать за комнатными растениями дома.

Задание 7. Вспомнить и рассказать, какие комнатные растения есть в детском саду (дома у друзей).

Задание 8. Вырезать картинки с изображением комнатных растений и вклеить их в альбом.

Тема недели «Комнатные растения»

Ознакомление с окружающим миром.
1.Знать, какие комнатные растения есть дома.
2.Знать о пользе комнатных растений, для чего их разводят.
3.Знать о том, как надо за ними ухаживать.
4.Узнавать по внешнему виду. Различать, выделяя ярко выраженные характерные отличительные, сходные признаки.
5.Знать, что есть у каждого растения
(стебель, корень, листья, цветы.).
6.Знать, для чего растению нужны корни; что необходимо для хорошего их роста. Какие условия?
 (Горшок, вода, земля, воздух.)
7.Знать, для чего нужны растению стебель, листья? Как можно определить настроение растения?
8.Что будет с растением, если его поставить в тёмное место?
9.Знать и уметь объяснять, какое количество воды необходимо разным комнатным растениям
(если растение родом из сырых, заболотистых мест, то воды должно быть в достатке. Если растение из сухих, солнечных мест (такие растения имеют толстые стебли, мясистые, сочные листья, покрытые тонкой кожицей или вместо листьев у них колючки), то такие растениям необходимо малое количество воды).
10.Ответь на вопросы
полными предложениями.
*Если не поливать землю, что будет?
*Если не рыхлить землю, что произойдёт?
*Когда корни получают и влагу, и воздух, какое настроение бывает у растения?

11.Отгадать и
нарисовать отгадку.

На моём окошке
Поселился ёжик.
Всё глядит в окошко,
А ходить не может.
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ёжится?    
(Кактус.)

12.Выучить стихотворение «Огонёк».

Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок – огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и в правду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу.
Его подарить
Никому не могу!
Уж больно он ярок,
Уж больно хорош,
Уж больно на мамину
Сказку похож!
(Е. Благинина.)

Развитие речи.
1.Расширение словаря.
Названия. Растение, фиалка, герань, бегония, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, рассада, корм, вода, полив, свет, солнце, подоконник.
Признаки.
 Комнатный, яркий, красивый, нежный, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий.
Действия.
 Сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, распускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет.
2.Уметь использовать в своей речи названия комнатных растений.
3.Игра «Назови ласково».
Фиалка – фиалочка; герань – геранька; кактус – кактусик; корешок – корешочек;
стебель – стебелёк; лист – листок (листик); бутон – бутончик; отросток – отросточек; цветок – цветочек; земля – землица; вода – водичка (водица).

4.Игра «Посчитай».
Фиалка – две фиалки – пять фиалок. Цветок – два цветка – пять цветов.
По образцу слова: фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток, лиана, герань.
5.Учить подбирать действия (что делает?).
Цветок – распускается, пахнет, вянет… .
По образцу слова: лист, корень.
6.Игра «Один – много».
Фиалка – фиалки – фиалок. Фикус – фикусы – фикусов. Фуксия – фуксии – фуксий. Кактус – кактусы – кактусов. Папоротник – папоротники – папоротников. Подоконник – подоконники – подоконников. Свет – много света. Корень – корни – корней.
Стебель – стебли – стеблей. Лист – листья – листьев. Бутон – бутоны – бутонов.
Лепесток – лепестки – лепестков. Цветок – цветки – цветков. Рассада – много рассады. Вода – воды – много воды (вод).

7.Учить подбирать признаки (какой? Какая?).
Кактус – колючий, зелёный, круглый, полезный… .
По образцу слова: фиалка, папоротник, традесканция.
8.Учить составлять описательный рассказ о комнатном растении, которое растёт дома у ребёнка, не называя его.
1.Из каких частей оно состоит? 2.Какого цвета листья? 3.Какой они формы? 4.Какие листья по величине? 5.Количество листьев (много, мало).
9.Придумать предложения со словами
цветок, стебель, лист, корень.

Обучение грамоте.
1.Тема «Согласный звук «Ж», буква «Ж»».
2.Потешка с дифференцирующими звуками и словами с этими звуками.
Жа — за, жа — за — идет жадная коза;
Зы — жи, зы — жи — дядя делает ножи;
Зу — жу, зу — жу — молоко даем ежу.
3.Характеристика звука Ж. Это звонкий согласный, еще он называется шипящим. Всегда произносится твердо; у него нет мягкой пары,
как и у звука Ш.
4.Упражнение «Место звука Ж в словах» (в начале и середине слова; слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается).
В начале слова: ЖУК, ЖАБА, ЖЕЛУДИ, ЖАКЕТ, ЖУРАВЛЬ, ЖЕРЕБЕНОК, ЖИРАФ.
В середине слова: ФЛАЖОК, ХУДОЖНИК, МЕДВЕЖОНОК, СНЕЖИНКА, КРЫЖОВНИК, НОЖНИЦЫ, ЛЫЖИ.
5.Подобрать однокоренные слова к слову: ЁЖ
Например, ежовый, ёжичек, ежонок, ёжище, ёжиться, ежата.
6.Слуховой диктант. Взрослый говорит слова, ребёнок на слух должен их записать: ЛЫЖИ, САЖА, ЛУЖИ, ЖОРА.
7.Прочитай слова:
 
ЖИР   ЖУК    НОЖ    ЖАР    СУК    НОС     ШАР     ЛУК     НЁС

КОСА  САША  ЖАРА  КОСА  САЖА  ЖОРА  КОЗА  САМА ГОРА
8.Игра «Какая буква в начале слова?»
Дидактическая задача. Соотносить звук и букву; запоминать буквы.
Содержание. Взрослый показывает картинку (или называет слово), а ребёнок должен показать (или назвать) букву, с которой начинается название предмета, изображенного на картинке.

 ФЭМП.
1. Закреплять представление о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей. 2.Повторить приём сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
3.Упражнять в составлении задач по картинкам, записи решения
4. Игра «Что изменилось» (описание: взрослый демонстрирует рисунок из геометрических фигур. Затем на втором рисунке изменяет один элемент. Ребёнок отмечает, что изменилось в рисунке).
5.Упражнения на развитие мелкой моторики:
*моделирование цифр, геометрических фигур (лепка, выкладывание из подручного материала);
*игры с мелким конструктором, с пуговицами.
6.Дидактическая игра
 «Прогулка в сад»
Цель:
 познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.
Материал.
 Цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок (можно заменить кружочками), картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.
Содержание.
В один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок,  7 маленьких яблок. Взрослый задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Вначале ребёнок считает большие. Затем маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем просит ребёнка найти и поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. Взрослый уточняет ответ ребёнка: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.
Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. Взрослый подчёркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее взрослый показывает ребёнку способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

Тема недели "Комнатные растения"

ТЕМА НЕДЕЛИ

«Комнатные растения»

  • Предметный словарь: растения, цветы, бальзамин, фикус, фиалка, герань, бегония, корни, стебель, листья, бутон.
  • Глагольный словарь: ухаживать, поливать, рыхлить, вытирать, пересаживать, сажать, любить.
  • Словарь признаков: зеленый, желтый, красный, синий, высокий, низкий, старый, молодой, сухая, мокрая


1.Вырезать и приклеить в тетрадь изображения комнатных растений.

2. Обратить внимание ребенка на комнатные растения, на их назначение (очищают воздух, создают уют, украшают жилище). Предложите ребенку помочь в поливке, рыхлении, пересадке, опрыскивании растений. Полюбуйтесь на молодые побеги, листья, раскрывшийся новый цветок или бутончик. Учите ребенка обобщающему понятию комнатные растения.

3.. Дидактическая игра «Сосчитай (до 5)»: фиалка, фикус.

Один (на)

Две(а) ..

Три ..

Четыре ..

Пять ..

Ответ запомнить, записать. 

4. . Закрепляйте умение ребенка пользоваться уменьшительно-ласкательной формой существительного– «Скажи ласково»:

цветок --… бутон -- ….. стебель --…

лист --… земля --… вода --…

горшок --… лейка --…

Ответ запомнить, записать. 

5. Закрепляйте навык практического употребления существительного в родительном падеже – «Нет чего?». Например: Варежка -- варежки.

цветок --… бутон -- ….. стебель --…

лист --… земля --… вода --…

горшок --… лейка --…

Ответ запомнить, записать. 

6. Выполнять артикуляционные упражнения:

7. Выполнить упражнения по звукопроизношению:

8. Обратите внимание, правильно ли ваш ребенок согласует существительные с числительным один, одна.

 Сколько горшков с фикусом? (один)

 Сколько леек на подоконнике?(одна) 

Тема недели: «Обитатели уголка природы».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Физкультура».

Задачи:

1.Познание

-Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.

-Знакомить со способами вегетативного размножения растений (черенкования).

-Умение классифицировать травянистые растения распространённые в нашей местности.

-Развивать мыслительные операции.


2.Коммуникация:

-Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.


^ 3.Чтение художественной литературы:

-Пополнять литературный багаж загадками, рассказами.

-Развивать интерес к художественной литературе.


4.Труд:

-Развивать умение ухаживать за комнатными растениями (поливать, рыхлить, пересаживать).

-Воспитывать ответственность, аккуратность.


5.Физкультура:

-Укреплять мышцы спины из разных исходных положений.


Логика образовательной деятельности

Познание. «Растения, живущие рядом с нами».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Физкультура».


Деятельность воспитателя


Деятельность воспитанников


Ожидаемые результаты


1. Воспитатель загадывает загадку:

«дышит, растет, а ходить не умеет»


Дети рассуждают. Делают выводы что это растения.


Активизация речи.


2. Просит назвать какие группы растений знают дети, предлагает картинки с изображением растений.


Называют группы растений и отбирают картинки по группам (леса, сада, луга, комнатные растения).


Классификация по группам, умение распознавать и называть растения.


3. Предлагает вниманию детей загадки о комнатных растениях. (приложение)


Отгадывают загадки и находят растение в уголке природы.


Умение логически мыслить.


4. Беседа о комнатных растениях: почему группу растений выращивают в комнате, какие условия необходимы для роста и развития, подкормка растений.


Вступают в беседу, рассуждают, высказывают своё мнение о том, почему это растение комнатное, может ли оно расти на улице? Уточняют представление о зависимоcти роста растений от условий.


Ознакомление с условиями роста и развития комнатных растений и умение ухаживать за ними.


5.Физминутка «Цветы»


Действуют в соответствии с содержанием текста.


Укрепление мышц спины.


6. Читает рассказ Н.Сердюк «Сказка о доброй герани».


Внимательно слушают рассказ об истории появления герани, научное название которой –пеларгония.


Развитие интереса к художественной литературе.


7. Предлагает рассмотреть цветущую пеларгонию (герань)

разного вида, сравнить листья, цветки, понюхать.


Рассматривают пеларгонию, срвнивают разные виды, отмечают сходства и различия.


Развитие мыслительных операций, обоняния.


8. Знакомит со способом размножения пеларгонии: показывает черенки с корешками и предлагает рассадить в стаканчики с грунтом.


Надевают фартуки и занимаются пересадкой черенков пеларгонии.


Ознакомление со способом вегетативного размножения – черенкование; воспитание аккуратности, ответственности.


9. Рефлексия: предлагает полюбоваться красотой растений и раздать растения детям в младшие группы.


Любуются. Принимают решение: подарить малышам растения.


Получение удовлетворения от результата труда.


^ Загадки о комнатных растениях.

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (комнт.растения)


На окне зимой и летом,

Вечно зелен и красив.

Ярко - красным цветом

Горит нежно…(бальзамин)


Накрыт бокал с водицей

Ежовой рукавицей. (кактус)


С молоком, а не коза,

С корой, а не лоза. (фикус)


Вверх по стенке крутой,

По бетонке литой,

Многоножка ползёт

С собой листья везёт. (плющ)


Лист с горбочком , желобочком.

Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас, в любой час. (алоэ)


^ Н. Сердюк «Сказка о доброй герани».

Давным-давно жила добрая девочка Герана. Жила она сиротой у чужих людей. Однажды в холодный день Герана встретила на улице незнакомую девочку в старом линялом платье.

-Что с тобой? - спросила Герана. – Как тебя зовут?

-Зовут меня Элиза, - ответила девочка сквозь слёзы. - Я попросила у богатого садовника один цветок для своей больной мамы, чтобы она глядя на него думала о жизни, а не о смерти.

-Ну и что же?- спросила Герана. – Неужели садовник не дал?

-Он так вытолкнул меня за дверь, что я упала, ушибла руку, порвала платье, -плача ответила Элиза. –как я пойду домой?

-Не плачь, -утешила Герана девочку. –Я пойду с тобой, расскажу твоей маме, что ты упала с горы, она ничего не узнает.

Так они и сделали. Девочки рассказали маме придуманную историю, успокоили её. Герана осталась ночевать у новых друзей. Она никак не могла уснуть, все думала, как хорошо бы было, если бы у всех бедняков на окнах стояли красивые цветы и радовали бы их. Сердце Гераны горячо забилось.

-Ах, как бы я хотела превратиться в такой цветок, чтобы он веселил и радовал душу, не требуя для себя ничего особенного! Герана почувствовала, как будто её уносят мягкие волны, тихо лаская.

Наутро Элиза и её мама проснулись и увидели на своём окне в скромном глиняном горшке пламенеющий красный цветок.

-Это подарок Гераны! – воскликнула Элиза. –А сама она ушла.

-Ты знаешь, - сказала мама, - мне стало легче, я сама хочу полить этот милый цветок.

А вскоре на многих окошках появились зеленые, цветущие кустики. И никто не знал, что в них продолжает биться доброе сердце Гераны, нов память о ней люди назвали этот цветок геранью. Научное название этого цветка –пеларгония, а в народе его именуют геранью.

Пальчиковая гимнастика.

Тема: ЦВЕТЫ

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки,

    Головой качают,

    Тихо засыпают.

  Медленно разжимать пальцы из

 кулачков, покачивать кистями рук

 вправо – влево, медленно сжимать

 пальцы в кулаки, покачивать

 кулаки вперёд – назад.

АХ! Какие хризантемы!

 Мы сорвём их без проблемы.

 Ух! Охапку мы набрали,

 Эх! Прихватим и для Вали!

 Эхе – хе… цветов не стало,

 Их и раньше было мало.

 Ох, зачем мы их сгубили?

 Ведь не мы же их растили.

Пальцами показать, как цветок

 распускается.

Обеими руками срываем цветы.

 Обеими руками показать охапку.

 Махнуть рукой и рвать цветы

 дальше.

 Удивленно пожать плечами.

 Развести руки в стороны.

 Прижать к щекам обе руки и

 горестно покачать головой.

Психогимнастика «Я растение» (дети закрывают глаза): Представьте, что вы маленькие растения. Вас посадили в теплую, черную землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые и хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы корни ваши дышали. Вы начинаете расти. Ваши лепестки подросли, стебель становится крепким. Вы тянетесь к свету. Как вам хорошо и на подоконнике и на клумбе с другими красивыми цветами.

- Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (За ними ухаживают, рыхлят землю, поливают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по теме: «Комнатные растения»

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».Открытый городской просмотр логопедического занятия. Год обучения: второйВозраст: 5-6 летФорма занятия: итог...

Занятие в старшей группе Образовательная область "Познание". Тема "Комнатные растения"

Программное содержание:ü     обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;ü     закрепить знания об основных потребностях комнатных раст...

Мультимедийная презентация для НОД по теме: "Комнатные растения"

Презентация для поддержания познавательного интереса и активности дошкольников в процессе всей непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста....

Календарный план работы в старшей логопедической группе на неделю. (Лексическая тема "Комнатные растения")

В плане на нелелю представлена лексическая тема логопедической группы "Комнатные растения". Работаем по методике Гомзяк, используем Планирование образовательной деятельности «От рождения д...

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: "КВН по теме "Комнатные растения""

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей  старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)Тема: КВН по теме "Комнатные ...