Проект "Эх, Зимушка - Зима..."
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Леванова Светлана Дмитриевна

Проект направлен на  развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе  формирования представлений о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eh_zimushka.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Байр» с.Яшалта Республика  Калмыкия

Проект «Эх, Зимушка-Зима…»

Информационная  карта  проекта

Автор проекта: Леванова Светлана Дмитриевна

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный  руководитель, инструктор по физвоспитанию, родители.

Вид  проекта: Познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: Среднесрочный.

Актуальность проекта: Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы   дети получали удовольствие от зимы.  

Цель проекта: Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе  формирования представлений о зиме.

Задачи:

  • Конкретизировать и углублять представления детей о зиме (состояние погоды, холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
  • Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т. д. и предлагать детям передавать это в рисунках.
  • Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  • Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  • Развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  •  Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных (делать кормушки, кормить птиц и зверей)
  • Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни. Знакомить с зимними видами спорта. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (рассказать, как опасно есть снег, и сосать сосульки)
  • Формировать исследовательский и познавательный интерес вмходе экспериментирования с водой и льдом.
  • Развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
  • Добиваться активного участия большего количества детей, а также заинтересовать родителей в совместных зимних играх, опытах и забавах (лепке поделок из снега, украшении снежных построек)

 

Реализация  проекта ориентирована на получение следующих результатов:

Дети:

  • Формирование  элементарных представлений о зиме
  • Развитие  интереса к наблюдению за объектами и явлениями природы
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

Родители

  • Создание  условий для наблюдения в природе с детьми и пресечение  попыток жестокого обращения с объектами природы
  • Привлечение  детей к совместному труду в природе

Этапы проведения проекта

Этапы проекта

Участники

Подготовительный этап

1.

Формулировка цели и задач проекта.

Сбор информации и иллюстраций по теме проекта.

Изучение методической литературы.

Создание  предметно-развивающей среды.

Подбор детской художественной литературы для чтения.

Оформление выставки книг на зимнюю  тематику.

Воспитатели

2.

Подбор музыкальных произведений для разучивания, прослушивания по теме  проекта.

Муз. руководитель

3.

Составление перспективного плана работы с детьми и сотрудничества с родителями.

Воспитатели

Практический  этап

1.НОД

НОД «Растения  и животные  зимой» (познавательное развитие)

НОД «Зимние  явления  в природе» (познавательное развитие)

НОД «Зимующие  птицы» (познавательное развитие)

НОД  Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный  колобок»  (речевое развитие)

НОД  Рассказывание  по картине «Речка замерзла» (речевое развитие)

НОД  Расскаывание  на тему  из личного  опыта «Игры  зимой» (речевое развитие)

НОД Составление описательного рассказа на тему «Зима» (речевое разввитие)

НОД Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» (речевое развитие)

НОД  Чтение стихотворения А.Фета «Кот поет, глаза прищуря»

НОД лепка «Девочка  в зимней  шубке»

НОД лепка «Снегурочка»

НОД лепка «Птицы  на  кормушке»

НОД рисование  «Зима»

НОД рисование  «Большие  и маленькие  ели»

НОД рисование  «Красивое развесистое дерево зимой»

НОД  рисование «Красивый  наряд Айсы к празднику Цаган Сар»

Воспитатели, дети

2.Беседы

«Почему мне нравится зима».

«Как звери в лесу зимуют».

«Как зимуют домашние животные»

«Почему скрипит снег?»

 «Зачем зимой снег»

«Осторожно! Зимние травмы»

«Как заботиться о здоровье зимой».

«Игра в снежки без слёз»

«Когда снег и лёд бывают опасными»

«Как одеваться, чтобы не замёрзнуть»

«Внимание,  сосульки!»

«Зимние праздники»

Воспитатели, дети

3.Дидактические  игры

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)

«Кто что делает зимой»

«Найди по следу»

«Найди такую же снежинку»

«Одень куклу на прогулку»

 «Собери снеговика»

«Сложи картинку о зиме»

 «Когда это бывает»

«Угадай, на что похоже?” (узоры на окнах)

Воспитатели, дети

4. Подвижные  игры

«Мороз Красный нос»

 «Два Мороза»

«Льдинки, ветер и мороз»

«Метелица»

«Замороженные»

«Зимние забавы»: метание снежков в снежную корзину, катание на санках, спортивная игра «Хоккей»

Воспитатели, дети

5. Исследовательская деятельность

 «Превращение воды в лед»

 «Цветные льдинки»

«Заморозим»

«Разогреем»

Воспитатели, дети

6.Сюжетно-ролевые игры

«У нас гости»

 «Устроим концерт для елочки»

 «Прощание с елочкой до следующего года»

 «Цирк»

Воспитатели. дети

7.Чтение художественной литературы

В.Одоевский «Мороз Иванович»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Н.Сладков «Суд над декабрем»

К.Ушинский «Проказы старухи зимы»;

Х.К.Андерсен «Снежная королева»

Г.Х. Андерсен «Ель»

С.Я.Маршак  «12 месяцев»

Русские  народные сказки «Морозко»,  «Снегурочка»

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

 В.Даль «Девочка-Снегурочка»

Прейсен Альф «Веселый Новый год»

С. Михалков «В снегу стояла елочка», С.Маршак «Песня о елке», К.Чуковский «Елка», Е.Трутнева «С Новым годом!», Е.Тараховская «Новый год», С.Дрожжин «Дедушка Мороз», З.Александрова «Дед Мороз»,.Н.А.Некрасов«Мороз-воевода»,

Воспитатели, дети

8. Музыкальное  развитие

Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, А.Вивальди

 «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова»

Разучивание песен  по теме проекта

Муз.рук-ль, воспитатели, дети

9. Трудовая  деятельность

Расчистка участка от снега.

Катание комков для поделок из снега

«Окучивание» снегом деревьев.

Засыпание корма в птичьи кормушки.

Воспитатели, дети

10.Работа с родителями

Конкурс творческих  семейных работ «Зимняя сказка»

Папка-передвижка «Идет по миру  Новый год»

Акция «Поможем птицам зимой»

Папка-передвижка «Безопасность на зимней дороге»

Конкурс снежного творчества «Царство Снежной Королевы»

Фольклорное развлечение «Широкая Масленица»

Воспитатели, родители, дети

11.Развивающая  среда

Сюжетные картины на зимнюю тематику.

Альбомы для рассматривания «Времена года», «Зимующие птицы», «Дикие животные».

Книжки – раскраски «Дикие животные», «Зимние забавы», «Времена года»

Фотоальбомы на тему «Зимушка-зима»

Воспитатели, родители

Заключительный этап:

1.

Литературный вечер на тему «Красавица - зима»

Воспитатели, дети

2.

Зимний  спортивный  праздник

Воспитатели, дети, иструктор по физвоспитанию

3.

Вечер досуга  «Сказочная зимушка-Зима»

Муз.рук-ль, воспитатели, дети, родители

Используемая  литература

1. «От рождения  до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Затулина Г. Я.  Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная к школе группа – М., Педагогическое общество России, 2007

3. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика-Синтез, 2011

4. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников» Конспекты  занятий. –М.: Владос, 2013

5. Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа». СПб.: Детство-Пресс, 2013

6. Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая  группа». СПб.: Детство-Пресс, 2013

7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.  – Воронеж, 2002

8. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Экология. – Воронеж, 2004

9. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Развитие речи. – Воронеж, 2004.

10. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, рекомендации, конспекты, игры и упражнения. – Москва, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...