Развития познавательной активности у дошкольников средствами коллекционирования объектов природы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Павлова Елена Владимировна

Коллекционирование одно из древнейших увлечений человека. Коллекционирование имеет огромное значение для развития познавательной активности дошкольников. Главное дети должны усвоить правило "Не навреди". В процессе коллекционирование происходит не только накопления знаний, но и ихсистематизация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv_kolekts.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Развития познавательной активности у дошкольников средствами коллекционирования объектов природы»

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись, “мерседесы”. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману. Коллекционеров всегда называли чудаками…Но ведь и Эйнштейн, и Павлов были коллекционерами. Потому что коллекционирование-это увлекательный процесс, который характерен для творческих людей. Давайте обратимся к истории. Известно, что:

  • собирание незнакомых слов, выражений, пословиц превратило мичмана Владимира Ивановича Даль в крупнейшего ученого-знатока русского языка;
  • собранная коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым картинная галерея стала известной всему миру;
  • академик Сергей Павлович Королев всю жизнь собирал все, что связано с                      освоением космоса;

В настоящее время многие люди возвращаются к этому увлечению, так как оно носит не только познавательный характер, но и оказывает терапевтическое влияние (человек пытается найти, уточнить, осознать себя, свою особенность благодаря близким душе предметам). Например:

  • Петр Вельяминов, народный артист России коллекционирует кошачьи фигурки;
  • Игорь Христенко, юморист- кружки с рыбацкой тематикой;
  • Андрей Малахов, ведущий телешоу- марки с новогодней тематикой;
  • Ирина Аллегрова, певица- колокольчики, туфли;
  • Юлия Рутберг, актриса - верблюдов;

        •    Валдис Пельш, ведущий телешоу- военные каски;

Что же лучше всего коллекционировать в детском саду?

Сделать выбор не всегда просто, главное, чтобы союзниками в выборе были дети. Проектный метод, по которому не первый год работает наш детский сад, привел нас к использованию музейной педагогики в работе с детьми. Мы с интересом разрабатываем проекты, которые знакомят детей с природой. При прохождении проекта "Почему замолчали камни", мы с детьми единодушно решили его презентовать в форме создания музея "Камня". Это стало поводом создания разнообразных коллекций в нашем мини-музее. Какие объекты природы можно использовать как коллекционный материал?

  • ракушки;
  • шишки;
  • кора деревьев;
  • семена;
  • листья;
  • корни;
  • мхи, лишайники;
  • птичьи перья;

Параллельно, при выборе какого-либо природного объекта, как основного предмета вашей коллекции, необходимо учитывать экологический аспект. Дети должны усвоить основной девиз своего увлечения: "Не навреди природе!".

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Участие в проектной деятельности педагогов ДОУ, психолога, музыкального работника, инструктора по физкультуре, родителей,  музейных-работников позволяет детям ощутить значимость своего начатого дела. Воспитатели и дети других групп приходят на экскурсии музей, помогают в пополнении коллекций, сборе материала. Психолог использует камни из наших коллекций для игр по укреплению положительного психо - эмоционального состояния детей. Инструктор по физкультуре использует стоунтерапию в оздоровлении детей. Использование музыкального "бряканья" камнями позволяет развивать у детей чувство темпо - ритма.

Родители, семья являются неотъемлемой частью большой цепи под названием проектная деятельность. Интеграция как форма взаимосвязи всех участников воспитательно-образовательного процесса является основой реализации проектной деятельности.

Предложите малышу пригласить на экскурсию в свой мини-музей и выступить в роли экскурсовода. Только представьте, сколько полезных навыков приобретет юный экскурсовод. Ведь ему нужно будет не просто назвать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а, значит, подготовиться к такому рассказу заранее. Возможно, кто-то из друзей малыша тоже захочет собрать свою коллекцию.

Как собрать коллекцию

Предложите детям во время прогулки найти как можно больше разных камешков отличающихся по цвету, форме, размеру. Можно представить, что вы ищете остатки старинного клада. Любой камень может стать для ребенка драгоценным, стоит лишь разбудить его воображение. Вместе с родителями они могут поискать камни вдоль дорог, по берегам рек, озер, в горах, на морском пляже. Во время поисков находятся не только природные, но и искусственные камешки: керамзит, бетон, кирпич, асфальт. Кто-то может найти окатанный кусочек стекла, который больше походит на камешек. Они могут составить основу коллекции искусственных камней. Для экспериментирования лучше подойдут камешки, которые свободно помещаются в ладошке ребенка.

Как оформить коллекцию

Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок или в прозрачные пластмассовые баночки небольшого размера. Если названия камней известно можно на каждый образец приклеить бумажку с номером. Пронумерованный список камней разместить на внутренней стороне крышки или коробки. "Безымянным"камням ребенок может дать свое название в зависимости от особенностей цвета, формы ит.д. В отдельную коробку можно разместить камни для игр.

Мини-музей "Волшебный мир камней"

Мини- музей "Волшебный мир камней" создан детьми, воспитателями и родителями после изучения проекта "Почему замолчали камни?". Экспозиция располагается в доступном месте для детей и взрослых. Коллекция разделена на несколько зон, каждая из которых помогает ребенку освоить и закрепить пройденный материал. Благодаря удачно подобранной мебели (секционная полочка и столик), мы смогли распределить собранный материал по вертикали и горизонтали.

Зона "Происхождение камней".

В этой группе собраны камни вулканического происхождения (базальт, пемза, обсидиан, туф) и породы, которые вышли на поверхность в результате мощных землетрясений (гранит, сланец). Центром зоны является макет целого вулкана, изготовленный с участием детей (из пластилина и бросового материала)

Зона "Жизнь камня".

Эта коллекция позволяет детям получить дополнительные знания о "жизненном пути "камня (от рождения до смерти). Если камень сравнить с любым объектом живой природы, то можно утверждать, что в жизни камня все происходит наоборот. Дети уже знают, что одним из признаков живой природы является то, что все растет, т.е. увеличивается в размере. Камень же, наоборот, может появиться на свет в виде огромной скалы. Время, вода и ветер, долгие годы разрушают его, превращая в обломки. Из больших камней получаются небольшие, которые превращаются, в свою очередь, в камушки и, наконец, в песок. В банках или коробках располагаем камни разного размера- от больших до песка, глины. Фоном может послужить фотография или картина горного пейзажа.

Зона "Камни моря"

Это самая красивая и привлекающая внимание детей зона, она рассказывает об истории камней, рожденных морем. Оформлена в виде панорамы морского дна, усеяна морскими камешками, ракушками, здесь "растут"кораллы, "ползают"крабы, лежат морские звезды. Здесь можно узнать, что из останков некоторых морских существ в течении миллионов лет сформировываются такие породы как мел, мергель(изготавливают цемент).Имеются образцы морской соли.

Зона "Камни-строители"

В этой зоне собраны книги, иллюстрации о людях строительных профессий, врачах, художниках, поварах, так или иначе связанных с камнями. Фотографии замков, башен, мостовых, помогают закрепить знания дошкольников о практическом применении камней в жизни человека. Коллекцию составляют "искусственные камни", которые служат человеку в строительстве: кирпич, бетон, известняк, керамзит, асфальт. Небольшая подколлекция камней, которые входят в состав различных строительных материалов представлена в форме превращений камня-мергеля (осадочная порода): сам камень, пакетик с цементом, кусочек бетона.

Зона "Камни-помощники"

Взрослыми и детьми создан альбом в котором рассказывается о роли камней для человека.

-Каменная пещера, надежное жилище человека в доисторический период.

-Каменное оружие (каменные наконечники для копья и стрел)

-Каменный быт (топор, скребок, жернова, рубило и т.д.)

-Камни-витамины (значение минералов для организма человека)

-Экспонаты металлической посуды и образцы руды из которой добывают металл.

-Экспонаты стеклянной посуды и образец из которого ее изготавливают- кварцев. песок.

-Экспонаты грифеля простого карандаша и образец графита, мел.

Зона "Камни-самоцветы"

Эта зона представлена в виде временной выставки. Родители, воспитатели приносят изделия ("каменные картины", шкатулки и т.д.), украшения из камней-самоцветов. Альбом с иллюстрациями и фотографиями камней-самоцветов показывает удивительную красоту природы и возможностей использования человеком.

Коллекционирование, как средство личностного развития ребенка, можно применять независимо от реализуемой в группе базисной программы воспитания, развития и обучения. Как часто проводить занятия с использованием коллекции? Ответ на этот вопрос вам поможет собственная интуиция, ваше понимание детей, устойчивость их интересов. Наблюдая за деятельностью детей, вы почувствуете, когда следует временно убрать коллекцию из поля зрения детей, а когда наоборот, привлечь внимание.

А. Эйнштейн «Коллекционируйте - это особенно полезно для тех, кто занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно приходится сосредоточиваться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.    ...

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской   деятельности у детей дошкольного возраста   является  коллекционирование.      С...

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментальной деятельности»Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интере...

Доклад "Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности."

Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности....