"Как считают и измеряют время" (интегрированное занятие по познавательному развитию)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Щербинина Татьяна Александровна

   НОД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста представления о времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_schitayut_i_izmeryayut_vremya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     «Как считают и измеряют время»

(интегрированное занятие по познавательному развитию

                           для детей старшей группы)

     Цель: создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста представления о времени.

     Задачи:

  1. Вызвать интерес к понятию «время» через сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени.
  2. Закрепить счет в пределах второго десятка, названия и последовательность дней недели.
  3. Активизировать словарь по теме (циферблат, солнечные, водяные, песочные, огненные часы).
  4. Развивать творчество детей через составление фантастических рассказов.
  5. Развивать логическое мышление, память, воображение.

     Материалы: часы настенные, песочные, будильник, наручные, модель солнечных часов, водяных, циферблат с подвижными стрелками.

     Вводная часть:

Педагог: Дети, отгадайте загадку:

                Нет ног, а хожу,

                Рта нет, а скажу –

                Когда спать, когда вставать,

                Когда работу начинать.

- Что это?

Дети: Часы.

- Хорошо. А вот еще одна.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим.

- А это что?

Дети: Тоже часы.

     Основная часть.

Педагог: Как вы думаете, зачем людям нужны часы?

     Дети отвечают.

- Что делают часы, для чего их создали?

- А что это такое, время?

     Дети отвечают.

- Как вы думаете, когда появилось время?

- Время было всегда. Не было нас, людей, а время было и бежало вперед.

Само слова «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его.

      Дети выполняют.

- В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит осень. И эта осень – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. А день сегодня тот же, что был вчера? Нет, конечно. Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний: какой был день недели вчера, что читали перед сном вчера, и что будем делать сегодня…

       Дети отвечают.

- Время не возвращается, а идет вперед и только вперед. Давайте поиграем в словесную игру «Назови соседей». Я буду называть день недели, а вы его соседей. Например, понедельник, его соседи: воскресенье и вторник.

   Организуется игра.

- Сейчас мы с вами поиграем в подвижную игру и будем часами. Руки на поясе, наклоняемся в стороны и произносим: «тик-так». А сейчас наши руки-стрелки сломались. Покажем, что они нуждаются в ремонте. (Дети делают произвольные движения руками). Нас отремонтировали.  Мы снова – часы. (Дети наклоняются и произносят: «тик-так»). Посмотрите на циферблат и покажите руками, как стрелками: левая – минутная, правая – часовая. Который сейчас час. (Педагог переводит стрелки на 3, 6, 9, 12 часов, следит, чтобы движения рук были только по часовой стрелке). Люди всегда хотели как можно точнее измерять время. Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает нам точное время. Что это за предмет?

    Дети: Часы.

Педагог: Правильно, но часы не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. А какие же они были, ребята?

    Дети отвечают.

- Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу.  Это вы знаете: вставало солнышко – значит пора вставать, и так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на то, что тень движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вместо циферблата расчерченная круглая площадка под открытым небом с 12 делениями, каждое деление – 1 час. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонна. Вместо самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, как часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

Дети: Нет солнца – нет тени.

Педагог: Правильно. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро!» Но хотя и кричит петух в одно и тоже время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жердочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать.

- А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой поднимался. На стенках сосуда были сделаны  черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Но водяные часы также оказались неудобными – требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Как вы думаете, работали ли водяные часы ночью или в ненастный день?

     Дети отвечают.

- Да, такие часы работали не только в солнечные день, но и в ненастье, и ночью.

     Педагог проводит вместе с детьми опыт с водяными часами.

- «Течет время» и в песочных часах. Вернее не  время течет, а песок, по которым его измеряют. Сделаны песочные часы из стекла (показывает детям). Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок, значит прошло 3 или 10 минут. Часы переворачивают, и счет времени продолжается (педагог показывает). Песочными часами люди пользуются и теперь, например, врачи в поликлиниках и санаториях. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

     Дети рассматривают песочные часы.

- Восковая свечка – это тоже часы, древние огненные часы. Свечка сверху до низу разрисована, как зебра, черно-белыми полосочками. Сколько полосок исчезло, столько значит прошло и часов, потому что каждую свечу делили на 24 части. Выходит время не только течет, но еще и «сгорает».

     Педагог демонстрирует горящую свечу.

- А какие часы существуют сейчас?

   Дети отвечают, например: часы, показывающие только время; часы, дающие и сигнал – это часы с боем, будильники и даже говорящие; электронные, работающие  без пружинки (на батарейках), и даже без стрелок – светящиеся цифры в окошке сами вспыхивают.

    Рассматривают настенные часы, будильник, наручные часы и т.д.

- Пофантазируйте и придумайте рассказ о том, какие часы изобретут люди в будущем. Из какого материала их сделают? Какой формы? При помощи чего они будут работать? (Солнечные элементы, батарейки, другие механизмы).

    Дети отвечают, составляют свои рассказы.

    Заключительная часть. Рефлексия.

- Что интересного вы узнали о времени?

- Ребята, а вам какие часы больше понравились? Объясните свой выбор.

Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Невидимка – воздух»

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.  Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий ветер – это движение воздуха). Способст...

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) ТЕМА: «Фиксик Нолик ищет воздух»

Актуальность темы непосредственно образовательной деятельности.Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усв...

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»

Конспект занятия по познавательному развитию ( развитие познавательно-исследовательской деятельности) в первой младшей группе «Рыбы»...

Тема представленного опыта: «Мини-музей как средство развития  познавательной активности детей  дошкольного возраста» (открытый показ занятия по «Познавательному развитию» (ознакомление с окружающим миром) «В гостях у сказок»).

Вся образовательная  деятельность этого занятия  была построена на игровой технологии, а также я использовала элементы  музейной технологии(т.к. у каждого из нас в группе находится...