ООД по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей
старших и подготовительных к школе групп
Конспект занятия
по Ознакомлению с окружающим
«Вода повсюду»
(подготовительная к школе группа)
Белоус Юлия Владимировна
воспитатель
Ермакова Любовь Владимировна
воспитатель 2 категории
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»
пгт Камские Поляны
Нижнекамского муниципального
района
Республики Татарстан
2011 г.
Цель: развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы
Тип: исследовательский
Вид: ознакомление с окружающим
Тема: «Вода повсюду»
Возраст: 6-7 лет
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;
- Объяснить на примере воды то, что вещество бывает в трех состояниях;
Воспитательные задачи:
- Формировать бережное отношение детей к окружающему миру;
- Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования
Коррекционно-развивающие задачи:
- Совершенствовать речь детей;
- Пополнять словарный запас новыми словами;
- Формировать умение логически мыслить и делать выводы.
Предварительная работа с детьми: занятия по темам: «Вода вокруг нас», «Что растет в воде», «Кто живет в реке»
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: схемы строения вещества, карта-схема
Экспериментальный материал: вода, сок, лед в формочках,, термос, стеклянная пластина, сахар, речной песок, краска
Предметы для проведения дидактических игр: знакомые детям игрушки, муляжи растений, модели воды и суши из бумаги
Раздаточный материал: тканевые перчатки, пластиковые стаканчики, тарелки, ложечки, трубочки, пластиковые контейнеры, салфетки бумажные, белые халаты
Оборудование: столы, стулья, мольберт, указка, ширма, маркер, сосуд для воды, емкости для сыпучих, емкости для израсходованного материала
Методические приемы:
1. Наглядный (использование наглядных пособий, графических моделей);
2. Словесный (указания, напоминания, вопросы педагога, ответы детей);
- Игровой (дидактическая игра, физкультминутки, игровая ситуация);
- Практический (предметное манипулирование, экспериментирование с предложенным материалом).
Словарная работа: жидкость, газ, твердое вещество, растворять
Структура занятия:
Вводная часть
- Игровая ситуация: дети получают письмо – «приглашение» в школу «Всезнаек», чтоб стать настоящими учеными (1 – 1,5 мин.)
Основная часть
- Задания. «Дорога знаний» - на полу выложены бумажные «кирпичики» с загадками про различные состояния воды (3 – 4 мин.)
- Приветствие: атрибуты персонажей – переодевание в халаты ученых (2 мин.)
- Физминутка «Капельки» (1 – 1,5 мин.)
- Эксперименты. «Лаборатория» - опыты с водой:
- Три состояния воды – жидкость, лед, пар
- Свойства воды – прозрачность, отсутствие вкуса и запаха, проницаемость
- Подведение итогов, обозначить мысль, что вода присутствует практически везде и участвует во всех процессах жизнедеятельности организмов (10 мин.)
- Физминутка: «Дождик» (1 – 1,5 мин.)
- Дидактическая игра: «Вода нужна всем» - отделить животных и растения морей (рек) от животных и растений суши (2 мин.)
- Заключительная часть. «Сюрпризный момент» - чудесный напиток: соединение воды и воздуха (лимонад). Как плавный переход к изучению свойств воздуха. (1 мин.)
Ход работы:
Вводная часть
В: Здравствуйте, гости! Ребята, сегодня мы собрались по очень важному поводу. Вы уже ходите в подготовительную группу. В этом году вы пойдете в школу. И вот нам пришло письмо из школы «Всезнаек», где учат настоящих ученых. (читает письмо):
«Уважаемые воспитанники д/с «Солнышко»! Школа «Всезнаек» приглашает Вас посетить наши занятия и попробовать стать настоящими учеными»
В: Посетим школу «Всезнаек»?
(Д: Да!)
- Вот тут и карта пути есть.
- Разворачивает «карту». По ней вместе с детьми изучают путь следования.
Дорога знаний (1 пункт карты)
На полу выложены «кирпичики», на каждом из которых загадки про воду и её различные состояния.
- В лесу – бежит,
С горы – несется,
В густой траве – спешит ползком.
И весь, до дна
Светясь от солнца,
Поет прозрачным голоском. (Ручей)
- Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
Но никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь)
- Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке? (Снежинки)
- Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце её припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
- Скрылась речка, скрылся луг,
И пруда не стало вдруг.
Мгла надвинулась густая,
Вот и я во мгле растаю. (Туман)
- Живою может быть и мертвой,
И жидкою, и очень твердой…
Таиться может в небесах
И в глубине земли скрываться,
И испаряться на глазах,
И тут же снова появляться! (Вода)
В: Ребята, в школу мы пойдем по «дорожке знаний». Смотрите – здесь и кирпичики не простые, а с заданиями… (берет кирпичик)
- О, да это загадки! Слушайте: (загадки)
- Какие интересные загадки. Подумайте: снежинки, сосульки, ручей и туман из чего состоят?
(Денис: из льда; Алина: из воды; Кирилл: а туман не из воды!)
В: Вот какая разная может быть вода! Настоящая волшебница! Интересно как это она умеет превращаться? Давай спросим это у всезнаек? А из чего состоит туман мы в школе «Всезнаек» и узнаем
(Д.: Давайте!)
Лаборатория (2 пункт карты)
- Подходят к ширме в виде дверей. Стучат. Дверь открывается там – ученый (др. воспитатель)
В.: Здравствуйте! Мы пришли по вашему приглашению. (Показывает письмо).
2В.: Здравствуйте! Верно, мы приглашаем самых умных ребят, учиться в нашей школе! Заходите!
В.: Пока мы к Вам шли, у нас с ребятами возник вопрос, как это вода умеет превращаться?
2В.: А вот это мы с Вами сейчас вместе и выясним. Только для этого вам нужно превратиться в настоящих ученых. Пройдите, пожалуйста, к вешалке и наденьте лабораторные халаты.
- Посмотрите на мольберт. Вода действительно волшебница. И может становиться твердой, жидкой и парообразной. Вот, посмотрите на картинку (мольберт с ватманом, на котором изображены графически три состояния вещества)– здесь нарисованы капельки. Если им тепло, они плавают свободно. И вода жидкая. А когда становится холодно, морозно капельки застывают, двигаются медленно и вода становится твердым веществом: превращается в лед, а если жарко вода превращается в пар – капли разбегаются.
Физ. минутка: «Капельки»
2В: Давайте поиграем в игру «Капельки». Вы сейчас все превратитесь в капельки – на сигнал «мороз», вы крепко беретесь за руки, превращаетесь в лед, на сигнал «тепло» - свободно стоите, становитесь жидкостью, на сигнал «жарко» - начинаете плавать в разные стороны, превращаетесь в пар.
Эксперименты.
2В.: А вот теперь давайте проверим, так ли это на самом деле. У меня тут на столе лежат льдинки. Действительно ли они состоят из воды? Сейчас проверим.
Опыт 1. «Лед – твердая вода»
2В.: Перед каждым из вас лежит перчатка, на одну руку наденьте перчатку. Возьмите в эту руку льдинку. Что с ней происходит?
(Милена: ничего; Ирина: тает, но медленно)
2В.: А теперь возьмите лед в руку без перчатки. Что теперь происходит?
(Кирилл: лед тает, превращается в воду)
2В.: Где льдинки тают быстрее на перчатке или на голой ладони?
(Вильдан: на ладони тает быстрее)
2В.: Как вы думаете, почему?
(Денис: ладонь теплая, а перчатка нет)
2В.: Верно, это происходит от того, что ладонь теплая. Она согревает твердые замерзшие капельки льда, они становятся жидкими. А перчатка не пропускает тепло к льдинкам, и они не тают.
Опыт 2 «Пар – тоже вода»
2В.: Когда мы играли в игру «капельки», то изображали капельками пар. Разве пар тоже вода?
(Д: да, нет)
2В.: Проверим? Попробуем «поймать» пар. Откроем крышку термоса, в котором содержится кипяток. Поднимается пар. Подставим над паром стеклышко. Смотрите – на стекле образуются капельки. Выходит, пар тоже вода.
Вспомните, в игре «капельки» мы изображали пар – свободно плавали, не держась друг за друга. Потому, что при нагревании капли распределяются более свободно и расходятся в стороны – получается пар. Этим же объясняются такие явления, как туман, облака.
Опыт 3 «У воды нет вкуса»
2В.: Туман и облака появляются, если в воздухе много свободно плавающих капелек. А если капелек в воздухе мало, то становиться сухо, душно, и хочется пить. Попьешь, и кажется – «какая вода вкусная». А как вы думаете, какой у воды вкус?
(Д: вкусная, нет вкуса)
- Детям раздают трубочки. Пробуют сначала воду, затем сок. Сравнивают. Вывод – у воды вкуса нет.
Опыт 4 «У воды нет запаха»
2В.: Скажите мне, чем пахнет вода?
(Д: вкусно, ничем)
- Перед каждым ребенком стоят стаканчики с водой и с соком. Сначала дать понюхать, чем пахнет вода. Затем дают понюхать стаканчики с соком. Сравнить.
(Д: ничем не пахнет вода, без запаха)
Опыт 5 «Растворимость»
2В.: Как вы думаете, что можно сделать, чтоб у воды появился вкус?
(Азат: добавить что-нибудь; Кирилл: смешать с чем-нибудь)
2В.: Перед вами на столе стоят баночки с сахаром. Попробуйте добавить сахар в стаканчик с водой. Перемешайте. Какая теперь стала вода?
(Д: сладкая, вкусная)
2В.: Вещества в воде растворились и перемешались.
- Показывает графически на ватмане.
2В.: То есть вода растворяет некоторые вещества. А если положить речной песок?
(Денис: не растворяется, лежит на дне)
2В.: А если добавить в воду краску?
(Снежана: вода покрасится, станет цветной)
2В.: Вот какая чудесная вода: прозрачная, бесцветная, без запаха. Но может приобрести цвет, запах, вкус, если что-либо в ней растворить. Ещё волшебница вода гуляет по свету, превращаясь то в туман, то в снег, то в дождик.
Физ. Минутка «Дождик»
2В.: Вы, ребята, такие молодцы! Хорошо потрудились, внимательно слушали, занимались. Предлагаю немного отдохнуть. Поиграть в игру «Дождик».
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
(Прыжки)
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
(Приседания)
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
(Высоко подняться на носках)
Дидактическая игра: «Вода нужна всем» (3пункт карты)
2В.: Вы знаете, для чего нужен дождь?
(Элина: для цветов; Денис: для растений,чтобы они пили)
2В.: Кому ещё нужна вода?
(Алина: животным, людям; Ирина: всем, чтобы её пить, умываться)
2В.: Я предлагаю вам игру: Вспомните, какие животные, растения живут в воде, а какие на суше.
Поместите каждого туда, где они живут.
- Дети распределяют игрушки – животных, растений на бумажной модели суши и воды.
2В.: Какие вы, ребята, умные. Всё знаете! За старания я вам хочу вручить чудесный напиток, в котором перемешаны вода и воздух. Сможете догадаться, что это за напиток?
(Д: лимонад)
2В.: Приходите ещё мы с вами будем изучать волшебство воздуха.
(Д: спасибо, до свидания, придем)
Литература:
- Забалуева А.А. 106 физкультминуток. – Казань, 1999г.
- Куликовская И.Э., Совгир И.Э. – Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
- Мазинин И.А. 500 загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Рыжова Н.А. Волшебница вода. – М.: Линка-Пресс, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-12563-1365266234.jpg)
Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим
Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира, раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...
УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-145208-1391014536.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-162405-1360503615.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310865-1381167875.jpg)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-480669-1484388574.jpg)
Конспект занятия по методике развития речи и ознакомления с окружающим в средней группе "Ознакомление с различными породами собак"
Знакомство детей с породами таких собак, как: овчарка, такса, далматин....