ООД по ознакомлению с окружающим
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Белоус Юлия Владимировна

Практическое экспериментирование со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей

старших и подготовительных к школе групп

Конспект занятия

по Ознакомлению с окружающим

«Вода повсюду»

(подготовительная к школе группа)

Белоус Юлия Владимировна

воспитатель

Ермакова Любовь Владимировна

воспитатель 2 категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко»

пгт Камские Поляны

Нижнекамского муниципального

района

Республики Татарстан

2011 г.


Цель: развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы

Тип: исследовательский

Вид: ознакомление с окружающим

Тема: «Вода повсюду»

Возраст: 6-7 лет

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться;
  2. Объяснить на примере воды то, что вещество бывает в трех состояниях;

Воспитательные задачи:

  1. Формировать бережное отношение детей к окружающему миру;
  2. Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Совершенствовать речь детей;
  2. Пополнять словарный запас новыми словами;
  3. Формировать умение логически мыслить и делать выводы.

Предварительная работа с детьми: занятия по темам: «Вода вокруг нас», «Что растет в воде», «Кто живет в реке»

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: схемы строения вещества, карта-схема

Экспериментальный материал: вода, сок, лед в формочках,, термос, стеклянная пластина, сахар, речной песок, краска

Предметы для проведения дидактических игр: знакомые детям игрушки, муляжи растений, модели воды и суши из бумаги

Раздаточный материал: тканевые перчатки, пластиковые стаканчики, тарелки, ложечки, трубочки, пластиковые контейнеры, салфетки бумажные, белые халаты

Оборудование: столы, стулья, мольберт, указка, ширма, маркер, сосуд для воды, емкости для сыпучих, емкости для израсходованного материала

Методические приемы:

1.        Наглядный (использование наглядных пособий, графических моделей);

2.         Словесный (указания, напоминания, вопросы педагога, ответы детей);

  1. Игровой (дидактическая игра, физкультминутки, игровая ситуация);
  2. Практический (предметное манипулирование, экспериментирование с предложенным материалом).

Словарная работа: жидкость, газ, твердое вещество, растворять

Структура занятия:

Вводная часть

  1. Игровая ситуация: дети получают письмо – «приглашение» в школу «Всезнаек», чтоб стать настоящими учеными (1 – 1,5 мин.)

Основная часть

  1. Задания. «Дорога знаний» - на полу выложены бумажные «кирпичики» с загадками про различные состояния воды (3 – 4 мин.)
  2. Приветствие: атрибуты персонажей – переодевание в халаты ученых (2 мин.)
  3. Физминутка «Капельки» (1 – 1,5 мин.)
  4. Эксперименты. «Лаборатория» - опыты с водой:
  • Три состояния воды – жидкость, лед, пар
  • Свойства воды – прозрачность, отсутствие вкуса и запаха, проницаемость
  • Подведение итогов, обозначить мысль, что вода присутствует практически везде и участвует во всех процессах жизнедеятельности организмов (10 мин.)
  1. Физминутка: «Дождик» (1 – 1,5 мин.)
  2. Дидактическая игра: «Вода нужна всем» - отделить животных и растения морей (рек) от животных и растений суши (2 мин.)
  3. Заключительная часть. «Сюрпризный момент» - чудесный напиток: соединение воды и воздуха (лимонад). Как плавный переход к изучению свойств воздуха. (1 мин.)

Ход работы:

Вводная часть

В: Здравствуйте, гости! Ребята, сегодня мы собрались по очень важному поводу. Вы уже ходите в подготовительную группу. В этом году вы пойдете в школу. И вот нам пришло письмо из школы «Всезнаек», где учат настоящих ученых. (читает письмо):

        «Уважаемые воспитанники д/с «Солнышко»! Школа «Всезнаек» приглашает Вас посетить наши занятия и попробовать стать настоящими учеными»

В: Посетим школу «Всезнаек»?

(Д: Да!)

- Вот тут и карта пути есть.

  • Разворачивает «карту». По ней вместе с детьми изучают путь следования.

Дорога знаний (1 пункт карты)

На полу выложены «кирпичики», на каждом из которых загадки про воду и её различные состояния.

  1. В лесу – бежит,

С горы – несется,

В густой траве – спешит ползком.

И весь, до дна

Светясь от солнца,

Поет прозрачным голоском. (Ручей)

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

Но никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь)

  1. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке? (Снежинки)

  1. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце её припечет –

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

  1. Скрылась речка, скрылся луг,

И пруда не стало вдруг.

Мгла надвинулась густая,

Вот и я во мгле растаю. (Туман)

  1. Живою может быть и мертвой,

И жидкою, и очень твердой…

Таиться может в небесах

И в глубине земли скрываться,

И испаряться на глазах,

И тут же снова появляться! (Вода)

В: Ребята, в школу мы пойдем по «дорожке знаний». Смотрите – здесь и кирпичики не простые, а с заданиями… (берет кирпичик)

- О, да это загадки! Слушайте: (загадки)

- Какие интересные загадки. Подумайте: снежинки, сосульки, ручей и туман из чего состоят?

(Денис: из льда; Алина: из воды; Кирилл: а туман не из воды!)

В: Вот какая разная может быть вода! Настоящая волшебница! Интересно как это она умеет превращаться? Давай спросим это у всезнаек? А из чего состоит туман мы в школе «Всезнаек» и узнаем

.: Давайте!)

Лаборатория (2 пункт карты)

  • Подходят к ширме в виде дверей. Стучат. Дверь открывается там – ученый (др. воспитатель)

В.: Здравствуйте! Мы пришли по вашему приглашению. (Показывает письмо).

.: Здравствуйте! Верно, мы приглашаем самых умных ребят, учиться в нашей школе! Заходите!

В.: Пока мы к Вам шли, у нас с ребятами возник вопрос, как это вода умеет превращаться?

.: А вот это мы с Вами сейчас вместе и выясним. Только для этого вам нужно превратиться в настоящих ученых. Пройдите, пожалуйста, к вешалке и наденьте лабораторные халаты.

- Посмотрите на мольберт. Вода действительно волшебница. И может становиться твердой, жидкой и парообразной. Вот, посмотрите на картинку (мольберт с ватманом, на котором изображены графически три состояния вещества)– здесь нарисованы капельки. Если им тепло, они плавают свободно. И вода жидкая. А когда становится холодно, морозно капельки застывают, двигаются медленно и вода становится твердым веществом: превращается в лед, а если жарко вода превращается в пар – капли разбегаются.

Физ. минутка: «Капельки»

: Давайте поиграем в игру «Капельки». Вы сейчас все превратитесь в капельки – на сигнал «мороз», вы крепко беретесь за руки, превращаетесь в лед, на сигнал «тепло» - свободно стоите, становитесь жидкостью, на сигнал «жарко» - начинаете плавать в разные стороны, превращаетесь в пар.

Эксперименты.

.: А вот теперь давайте проверим, так ли это на самом деле. У меня тут на столе лежат льдинки. Действительно ли они состоят из воды? Сейчас проверим.

Опыт 1. «Лед – твердая вода»

.: Перед каждым из вас лежит перчатка, на одну руку наденьте перчатку. Возьмите в эту руку льдинку. Что с ней происходит?

(Милена: ничего; Ирина: тает, но медленно)

.: А теперь возьмите лед в руку без перчатки. Что теперь происходит?

(Кирилл: лед тает, превращается в воду)

.: Где льдинки тают быстрее на перчатке или на голой ладони?

(Вильдан: на ладони тает быстрее)

.: Как вы думаете, почему?

(Денис: ладонь теплая, а перчатка нет)

.: Верно, это происходит от того, что ладонь теплая. Она согревает твердые замерзшие капельки льда, они становятся жидкими. А перчатка не пропускает тепло к льдинкам, и они не тают.

Опыт 2 «Пар – тоже вода»

2В.: Когда мы играли в игру «капельки», то изображали капельками пар. Разве пар тоже вода?

(Д: да, нет)

.: Проверим? Попробуем «поймать» пар. Откроем крышку термоса, в котором содержится кипяток. Поднимается пар. Подставим над паром стеклышко. Смотрите – на стекле образуются капельки. Выходит, пар тоже вода.

Вспомните, в игре «капельки» мы изображали пар – свободно плавали, не держась друг за друга. Потому, что при нагревании капли распределяются более свободно и расходятся в стороны – получается пар. Этим же объясняются такие явления, как туман, облака.

Опыт 3 «У воды нет вкуса»

.: Туман и облака появляются, если в воздухе много свободно плавающих капелек. А если капелек в воздухе мало, то становиться сухо, душно, и хочется пить. Попьешь, и кажется – «какая вода вкусная». А как вы думаете, какой у воды вкус?

: вкусная, нет вкуса)

  • Детям раздают трубочки. Пробуют сначала воду, затем сок. Сравнивают. Вывод – у воды вкуса нет.

Опыт 4 «У воды нет запаха»

.: Скажите мне, чем пахнет вода?

: вкусно, ничем)

  • Перед каждым ребенком стоят стаканчики с водой и с соком. Сначала дать понюхать, чем пахнет вода. Затем дают понюхать стаканчики с соком. Сравнить.

(Д: ничем не пахнет вода, без запаха)

Опыт 5 «Растворимость»

.: Как вы думаете, что можно сделать, чтоб у воды появился вкус?

(Азат: добавить что-нибудь; Кирилл: смешать с чем-нибудь)

.: Перед вами на столе стоят баночки с сахаром. Попробуйте добавить сахар в стаканчик с водой. Перемешайте. Какая теперь стала вода?

(Д: сладкая, вкусная)

.: Вещества в воде растворились и перемешались.

  • Показывает графически на ватмане.

.: То есть вода растворяет некоторые вещества. А если положить речной песок?

(Денис: не растворяется, лежит на дне)

.: А если добавить в воду краску?

(Снежана: вода покрасится, станет цветной)

.: Вот какая чудесная вода: прозрачная, бесцветная, без запаха. Но может приобрести цвет, запах, вкус, если что-либо в ней растворить. Ещё волшебница вода гуляет по свету, превращаясь то в туман, то в снег, то в дождик.

Физ. Минутка «Дождик»

.: Вы, ребята, такие молодцы! Хорошо потрудились, внимательно слушали, занимались. Предлагаю немного отдохнуть. Поиграть в игру «Дождик».

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

(Прыжки)

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

(Приседания)

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

(Высоко подняться на носках)

Дидактическая игра: «Вода нужна всем» (3пункт карты)

.: Вы знаете, для чего нужен дождь?

(Элина: для цветов; Денис: для растений,чтобы они пили)

.: Кому ещё нужна вода?

(Алина: животным, людям; Ирина: всем, чтобы её пить, умываться)

.: Я предлагаю вам игру: Вспомните, какие животные, растения живут в воде, а какие на суше.

Поместите каждого туда, где они живут.

  • Дети распределяют игрушки – животных, растений на бумажной модели суши и воды.

.: Какие вы, ребята, умные. Всё знаете! За старания я вам хочу вручить чудесный напиток, в котором перемешаны вода и воздух. Сможете догадаться, что это за напиток?

(Д: лимонад)

.: Приходите ещё мы с вами будем изучать волшебство воздуха.

(Д: спасибо, до свидания, придем)


Литература:

  1. Забалуева А.А. 106 физкультминуток. – Казань, 1999г.
  2. Куликовская И.Э., Совгир И.Э. – Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
  3. Мазинин И.А. 500 загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  4. Рыжова Н.А. Волшебница вода. – М.: Линка-Пресс, 1997г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление родителей с проектной деятельностью по ознакомлению с окружающим

Данная система работы по развитию познавательной активности позволяет предоставить детям инструмент самостоятельного познания окружающего мира,  раскрыть его индивидуальные и творческие способнос...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель  Быченко  Наталья Викторов...