Конспект НОД "Знакомьтесь, Воронежский заповедник!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Азарова Инна Петровна
  • Закрепить  представление детей о том, что такое заповедник и для чего их создают. Познакомить детей с Воронежским биосферным заповедником, с историей его создания, с животными и птицами, обитающими в заповеднике нашего края.
  • Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять; закрепить знания о Красной книге.
  • Развивать познавательный интерес, память, мышление, умение рассуждать и делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и внешним видом животного.
  • Расширение лексического запаса, совершенствование общей моторики, выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Закрепить представление детей о безопасном поведении в природе, о соблюдении мер предосторожности и умении избегать опасностей.
  • Воспитывать бережное  отношение к себе и другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya_2.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 95»

«Знакомьтесь, Воронежский заповедник!»

/Конспект  по познавательной деятельности

для  детей подготовительной  группы/

Подготовила:

 воспитатель ВКК  - Азарова И.П.

Воронеж-2016г.

ТЕМА: « ЗНАКОМЬТЕСЬ, ВОРОНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК! »

ЦЕЛИ:

Закрепить  представление детей о том, что такое заповедник и для чего их создают. Познакомить детей с Воронежским биосферным заповедником, с историей его создания, с животными и птицами, обитающими в заповеднике нашего края.

Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь и охранять; закрепить знания о Красной книге.

Развивать познавательный интерес, память, мышление, умение рассуждать и делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и внешним видом животного.

Расширение лексического запаса, совершенствование общей моторики, выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Закрепить представление детей о безопасном поведении в природе, о соблюдении мер предосторожности и умении избегать опасностей.

Воспитывать бережное  отношение к себе и другим.

МАТЕРИАЛЫ:презентация « Знакомьтесь, Воронежский заповедник», Красная книга, методическое пособие « Сигнальные знаки», д/игра «Собери пазл», «Найди зимующих птиц», «Соедини по точкам»,  перфокарты «Распутай следы», «Что поможет перезимовать?», мнемотаблица «Поведение в заповеднике», музыка Е. Железновой «Мы идём по кругу».

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадку:

Глазам нужна пробежка,

И безо всякой спешки,                                                                                                                                                                  

А этот умный тренажёр

Известен людям с давних пор.

Держи его почаще,

Для пользы настоящей,

Шуршащие страницы

Заставят  удивиться.                                              (Книга)

-Книги,  ребята, очень нужны. А как вы думаете, зачем нам книги?  Да, из книг мы узнаём много нового, интересного, книги помогают нам стать умными, мудрыми, добрыми и т.д.

-Книги бывают разные. Какие вы знаете книги?  Обращаю внимание детей на то, что книги бывают художественные, научные, учебные. Есть книги сказок, стихов, рассказов и загадок, детская и взрослая литература.

- Сегодня почтальон принёс в детский сад почту и в нашу группу посылку. Да вот только я не пойму, почему  посылку запечатали в красную коробку. Может, вместе посмотрим, что внутри и, возможно, нам всё потом  станет понятно. (На столе стоит красная коробка,  внутри которой лежит Красная книга и картинки, изображающие красные сигнальные знаки.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что Книга и знаки имеют красный цвет, потому что это цвет тревоги, опасности, особого внимания. В Красную книгу занесены редкие и исчезающие животные, растения, птицы. А красные сигнальные знаки предупреждают всех об опасности, на них  нужно всегда обращать особое внимание!

Задание №1«Объясни знак».  (Дети прикрепляют карточки на магнитную доску, объясняя,  что на ней изображено: пожарная машина, светофор, пожарный щит, знаки на спецмашинах и т.д.)

-Молодцы, про знаки вы мне всё хорошо рассказали, а как вы думаете, что же в Красной  книге написано? (про животных, птиц, растения, которые нужно охранять.)

-Мы с вами много читали и вы знаете, что  на Земле постоянно исчезают некоторые особи животных, птиц, растений, кто помнит и расскажет почему же это происходит? (Люди истребляют животных из-за ценного меха, шкуры, вкусного мяса, вырубает лес, безмерно охотиться.Человек занимает всё больше места на Земле, а животным его остаётся всё меньше.)

-Да, ребята, многие уже исчезли совсем,  их нет, и никогда уже не будет в природе.

СЛАЙД 2(Исчезнувшие животные)

-Но есть такие, которых осталось немного, но их ещё можно спасти. Что же мы можем сделать, чтобы сохранить животных и не дать их в обиду? ( Мы можем оберегать их, защищать, создавая заповедники.)

Природа в России — роскошна, прекрасна,

Красив заповедник, хоть в песнях спою.

Чудесные парки живут не напрасно

Они украшают природу мою!

-А что же такое заповедник? (Ответы детей)

Да, в заповеднике животные – полные хозяева, их жизни ничего не угрожает. Заповедник – это дом не для человека, а для животных, птиц, растений. Заповедники находятся под охраной государства. А кто же следит за порядком в заповеднике? (Лесники, егеря, экологи, биологи, государственные инспекторы.)

А как же нужно вести себя в заповеднике?

Задание №2 для детей «Поведение в заповеднике»

И сегодня, ребята, я хочу вас пригласить в удивительное место, в один из старейших заповедников – Воронежский биосферный заповедник. Хотите отправиться туда на зимнюю экскурсию?

СЛАЙД 3 (слайд-шоу «Зимний лес»; музыка Железновой «Мы идём по кругу» - дети выполняют логоритмические упражнения)

СЛАЙД 4 (заповедник, эмблема заповедника)

-Вот, ребята, мы и добрались до заповедника, смотрите и первой нас встречает эмблема Воронежского заповедника. Кто же изображён на эмблеме заповедника? ( Бобр и олень). А как вы думаете, почему именно этих животных поместили на эмблему? Своим созданием Воронежский  заповедник обязан именно бобрам. Причиной их исчезновения была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного и дорогого меха. Учёные на реке Усманке обнаружили несколько уцелевших семей бобров и решили организовать питомник, чтобы сохранить и развести их. И вскоре на месте питомника открыли заповедник, и ещё долгое время его называли «бобровым».

Задание №3 «Собери пазлы». (Дети собирают эмблему из пазлов бобра и оленя)

Воспитатель предлагает отправиться  погулять по заповеднику.

-Посмотрите, как красиво в заповеднике, тишина.

-Ой, ребята, смотрите, сколько снега насыпало, нам придётся идти по глубокому снегу.       Чтобы было легче идти по снегу, мы будем высоко поднимать ноги. Ребята, а какой снег? (Белый, мягкий, пушистый, холодный, серебристый.) Снежинка какая? Какие деревья зимой? Как выглядит лес зимой? Снег такой красивый, белый и пушистый. Так  и хочется его попробовать на вкус! ( Нет, снег - холодный и грязный, можно заболеть)

СЛАЙД 5 (Следы животных на снегу)

-Посмотрите, ребята, что же это за узоры на снегу? (Это следы животных.)

-А почему же они остались на снегу? (Потому, что снег пушистый, мягкий, лёгкий и животные своими лапами слегка его приминают и остаётся след.) А на льду могут оставаться следы? ( Нет потому, что лёд-твёрдый, скользкий, похожий на стекло.) А вы знаете, что такое наст? (Это твёрдая корка на поверхности снега.) А как вы думаете, где легче пробежать животному по пушистому  снегу или насту? (Небольшим и лёгким животным по насту бежать легко, а вот крупные животные- лось, олень проваливаются и ранят свои ноги до крови.)

Задание №4 «Распутай следы»- работа с перфокартой. Воспитатель предлагает детям найти и определить,  чьи следы.

- Какие же животные пробегали здесь?  (Ответы детей)

- А чтобы убедиться в правильности ваших ответов, я предлагаю вам посмотреть сюжет про животных нашего заповедника.

СЛАЙД 6 (Видео - животные в зимнем лесу.)

 - Ребята, обратите внимание на то, что в заповеднике очень много кабанов, они ищут жёлуди  под снегом, следы у них глубокие, да и кабаны тоже не безопасные животные. С ними лучше не встречаться.

- Как вы думаете, почему лиса не живет в своей норе зимой?  ( От дыхания лисы в норе становится влажно и её шубка делается сырой и если она выйдет из норы, то тут же замёрзнет.) Обратите внимание на зимние танцы лисы. Вы думаете, что она танцует? Нет, это она ищет мышей под снегом. Красивая лиса, пушистая,  но   она тоже небезопасна. Лисы являются основными переносчиками бешенства. Их тоже надо остерегаться.

- А как же лось питается зимой? Вспоминаем с детьми, что лоси-травоядные животные, кушают в основном лесную растительность: кустарники, кору деревьев, молодые ветки, хвою. Но лосям нужна ещё и соль и были случаи, когда лоси зимой слизывали соль с шоссейных дорог. Поэтому, в заповеднике лесники специально раскладывают соль. Зимой лоси кормятся днём, а ночь проводят на своих лежаках, а летом - наоборот. Лоси очень осторожные, боязливые животные. Увидев людей, они сами прячутся от них. А вот  если лоси вышли нечаянно на автомобильную дорогу, то они идут смело на свет фар, что приводит очень часто к автомобильным катастрофам.

- Как же зайцы проводят зиму? Вспоминаем с детьми, что заяц сменил свою шубку, чтобы лучше спрятаться от своих врагов-хищников. На зиму он ничего не запасал, поэтому он всю зиму бегает в поисках еды. Питается он молодыми ветками деревьев и грызёт кору.

- Вот, ребята, мы и встретили главного животного, благодаря которому и основали Воронежский заповедник.

- Бобры- удивительные животные, отличные строители. Хатку они строят из палок, а вход в неё делают под водой, чтобы враги не смогли добраться. Живут бобры семьями. Каждое лето в заповеднике отлавливают бобров и переселяют в другие заповедники по всей России.

- Следы животных мы все узнали, а тут у нас новое задание.  Надо помочь животным и птицам разобраться, кому, что помогает перезимовать. Вы согласны помочь?

Задание №5  - «Что поможет перезимовать?» - работа с перфокартами  (под музыку и видео « Зимний лес»)

СЛАЙД 7 (Видео – «Птицы»)

Задание №6  «Найди зимующих птиц»

- Ребята, посмотрите, и у нас в заповеднике много птиц, каких вы птиц знаете? Почему одни птицы зимуют у нас, а другие нет? ( Среди зимующих птиц дети находят ласточку и объясняют, что это перелётная птица, которая питается насекомыми, а зимой их нет и птицы улетают в тёплые края.)

- Ласточка, наверное, отстала от своей стаи, как же нам ей помочь? ( Дети предлагают варианты: отнести в зоопарк или заповедник, вернуть её в сказку Г. Х. Андерсена «Дюймовочка».

СЛАЙД 8  (Видео « Зимний лес»)

-Время в заповеднике так быстро пробежало, что мы и не заметили, как нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше  путешествие?

Зимой в лесу - такая красота!

Стоят деревья в белом пухе нежном,

И манит взор берёзок береста...

И душу радует - теплом волшебным!

Не хочется ни сколько уходить,

Совсем не холодно - напротив: "ЗДЕСЬ ТАК ЧУДНО!"

РУКАМИ ВСЁ ОХОТО ОБХВАТИТЬ!

И ВЫПЛЕСНУТЬ ЭМОЦИИ ПОВСЮДУ...

И громко, громко крикнуть: "КРАСОТА!"

Люблю вас всех - мои лесные сёстры, братья!

Как жаль, что ничего домой не взять,

Не захватить берёзок чудных платья...

Давайте закроем глаза и скажем: Вокруг себя обернись, в детском саду окажись.

-Вот мы в своём родном детском саду. Вы сегодня так много увидели и услышали про наших животных, и я не сомневаюсь, что вы легко справитесь и со следующим заданием. Найдите животных, которые у вас спрятались.

Задание №7 «Соедини по точкам».

- У нас на территории детского сада животных таких как лось, лиса и кабан нет, но вот птиц у нас много. Зимой они  летят поближе к человеку, кормятся ягодами рябины, калины, боярышника,  семенами с кустов и деревьев, а некоторые ищут крошки и остатки пищи на земле. Но бывают времена, когда птицам становится очень голодно.
- А мы можем как- то  помочь им?  

- А хотите мы с вами сделаем кормушки для птиц и развесим их на участке детского сада?

Практическая часть.

Изготовление кормушки для птиц из смеси желатина и птичьего корма.

-Посмотрите, какие кормушки для птиц  у нас получились, мы сейчас пойдём на прогулку и развесим их на нашем участке, порадуем всех птиц!

Дерево, трава, цветок и птица -

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Знай, люби и сохраняй" ( Воронежский заповедник)

познакомить детей с Воронежским  заповедником нашей страны; форми­ровать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди ...

презентация Воронежский заповедник

Разрабатывалась  для участия в акции...

презентация занятия по экологии "Знакомьтесь, Воронежский заповедник".

Эта презентация расчитана на то, чтобы дети ближе познакомились с животными и растениями, которые находятся в заповеднике нашего края, а так же бережному отношению живой природы....

Конспект ОД по познавательному развитию "Путешествие в Воронежский заповедник"

Цель:- познакомить детей с Воронежским заповедником;- расширять и систематизировать представление детей о растениях и животных  Воронежского заповедника, учить узнавать и различать их по внешнему...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста « Воронежский заповедник и его обитатели».

Данный конспект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с Воронежским государственным природным биосферным заповедником имени В.М.  Пескова и его обитателями...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Тайны Воронежского заповедника"

Представленный конспект в виде квест-игры – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (заняти...