Конспект опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

"Увлекательное путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_101.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе "Увлекательное путешествие"


        Конспект НОД построен как процесс продуктивной деятельности: 
• с использованием игрового метода обучения, способствующего заинтересованной, непринужденной обстановке на занятии; 
• проблемного метода, содействующего развитию интеллекта ребенка. 
Планируемый результат: 
• Актуализация знаний из жизненного опыта детей о том, где встречается вода, кому и зачем она необходима; правила безопасного поведения на воде и с водой. 
• Открытие нового знания о свойствах воды посредством экспериментирования, анализа собственных действий и осмысления полученного результата. 

Задачи: 

Образовательные задачи: 
• Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачная, не имеет вкуса, запаха и цвета, растворяет и отражает.? 
• Овладение детьми действием замещения. 
• Освоение экспериментирования. 

Развивающие задачи: 
• Развитие и закрепление представлений о свойствах воды, её использовании. 
• Поощрять и стимулировать проявление речевой активности каждого ребенка; развитие умения анализировать и самостоятельно делать выводы. 
• Развитие познавательной активности. 

Воспитательные задачи: 
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и экспериментированию. 
• Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, доброжелательного отношения друг к другу. 
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды. 

Материал и оборудование: 
Картинки морской бури, наводнений, паводков, стаканчики, сахар, сок, трубочки, лимон, ракушки, молоко, крышки от бутылок, ложечки. 
Текст физкультминутки, аудиозапись звука дождя. 
Поощрение: кулончики-капельки. 

Предварительная работа: 
• Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде». 
• Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, загадывание загадок. Обсуждение с детьми, что они знают о воде. 

Методические приёмы: 
Мотивационно-побудительный этап: 
• Упражнение на эмоциональный заряд перед занятием. 
• Введение в игровую ситуацию (сюрпризный момент); создание ситуации занимательности. 
Организационно – поисковый этап: 
• Актуализация знания: познавательная и практическая мотивация. 
• Затруднение в игровой ситуации: постановка проблемы. 
• Открытие нового знания: наглядный (показ образца, демонстрация), практический (эксперименты, игровые упражнения, сравнение), словесный (напоминание, беседа, рассказ, вопросы поискового характера, пояснение, индивидуальные ответы детей). 
Рефлексивно – корригирующий этап: 
• Включение нового знания в систему знаний. 
• Осмысление: анализ занятия. 
• Поощрение. 

Ход занятия: 

Мотивационно-побудительный этап: 
Упражнение «Эмоциональная буря» (дети стоят в кругу). 
В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Эмоциональная буря»: будем мимикой, жестами показывать наши эмоции: «Радость», «Грусть», «Злость», «Испуг», «Веселье». 
В: Приободрились, и теперь отправимся в путешествие с моей подружкой, которую зовут Капелька. Но пока она находится в пути и вот, вот постучится в дверь, мы с вами… 
Послушайте…что-то шумит. Так это наша подружка уже у нас в гостях (в умывальной включен кран, на нём знак капли). 
Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь Капельке? А как мы это сделаем? (ответы детей) 

Организационно – поисковый этап: 
Из чего состоит капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей) 
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. 
Путешествие по группе (обозначение капельками тех мест, где нужна вода): 
В: Ребята, давайте покажем Капельке, где живут её сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками . 
В уголке природы: возле растений. Дети: да нужно они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку) 
У аквариума: Дети: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку) 
Около раковины (мойки): да, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают большую капельку) 
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают большую капельку) 
У стола, на котором стоит бутылка с водой: вода нужна, чтобы мы могли её попить. (Приклеивают большую капельку) 
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы могли мыть руки и лицо. (Приклеивают большую капельку) 
В: Вот Капелька, сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу. Ребята, но вода не всегда бывает полезной, а бывает даже опасной. (Показ картинок бурь, наводнений, паводков). 
Рассказ о правилах безопасности с водой и на воде: 
В: Горячей водой можно обжечься, лёд опасен травмами, в водоёмах можно утонуть. Ребята, можно ли дома самостоятельно наливать чай? 
Включать горячую воду? Что мы делаем, когда выходим на прогулку, а там с гололёд? Можно ли ходить к водоёмам одному без взрослых?). 

Физминутка: 
А вы знаете в какие игры любит играть наша Капелька? (ответы детей). Сейчас поиграем. 
Превратились детки в капельки. Пора им отправляться в путь. 
(звучит аудиозапись со звуками дождя) 
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. 
(дети прыгают) 
Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки. 
(дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки) 
Встретились ручейки и стали большой рекой. 
(дети объединяются в одну цепочку) 
А из реки попали в большой океан. 
(дети перестраиваются в хоровод) 
Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке. 
(дети рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя) 
Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами. А капелька сможет узнать намного больше о себе. 

Опыт № 1 . Определение цвета воды. 
В: Посмотрите, что у нас на столах. Предлагаю вам сейчас налить в один стакан воду, а в другой молочко. Определите, в каком стакане вода. Как вы догадались и как определили? (Вода прозрачная, а молоко нет). 
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы) 
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные крышки. Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом). 
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет) 
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому. 

Опыт № 2 . Определение вкуса воды. 
В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. А какой у него вкус? (вкусный, сладкий). 
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная.У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная. 

Опыт № 3. Определение запаха воды. 
В: Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон. 
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть) 
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили. 

Опыт № 4. Определение возможности воды растворять. 
В: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? (он исчез, растворился). Где в жизни мы можем наблюдать? (когда мы кладём кусочек сахара в чай, он растворяется и становится сладким). Вывод: вода растворитель, может растворять различные вещества. 
Выводы: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, может растворять различные вещества. 

Рефлексивно – корригирующий этап: 
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька) 
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. 
Ребята, а чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось ли у нас это сделать? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»

Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...