Программа кружковой работы по познавательному развитию "Почемучка".
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дьячкова Наталья Владимировна

Программа расчитана на 1 год обучения. Предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Соответсвует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pochemuchka_dyachkova_2015.docx106.61 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по познавательному развитию «ПОЧЕМУЧКА»

Средняя группа

Возраст детей 4 – 5 лет                                      Срок реализации 1 год

Составитель Дьячкова Н.В.

2015г.

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение № 3 «Радуга»http://i025.radikal.ru/0909/82/21d3ff83d671.jpg

ЗАТО п.Солнечный


Содержание:

  1. Пояснительная записка                                                                       3
  2. Приложение № 1                                                                                  7
  1. Диагностика                                                                               7
  2. Тематический план занятий                                                   11
  3. Календарно-тематический план                                            12
  1. Список литературы                                                                           18

Пояснительная записка.

Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

В наш век информатизации и компьютеризации человек должен не только владеть знаниями, но и уметь добывать эти знания самостоятельно.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Уже в младенческом возрасте они познают окружающий мир с помощью активной практической деятельности с разными предметами. По мнению Н.Н. Поддьякова, экспериментирование претендует на роль второй по значимости ведущей деятельности в дошкольном возрасте поле игры. В своих работах он отмечает, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментируя, ребенок моделирует в своем сознании картину мира. Кроме того, опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования позволяют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?», «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Цель данной программы: Развивать познавательный интерес к окружающему миру у детей в процессе экспериментирования.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:  

  • Способствовать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
  • Формировать умение у детей обследовать предметы и явления с разных сторон;
  • Учить детей формулировать проблемную ситуацию и анализировать ее;
  • Развивать умение планировать свою деятельность;
  • Учить выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать связную речь в процессе общения со взрослым и сверстниками.

Структура программы кружка включает в себя следующие разделы:

  • Экспериментирование с песком и глиной;
  • Наблюдение за жизнью растений;
  • Экспериментирование с водой;
  • Экспериментирование с воздухом;
  • Изучение органов чувств человека;
  • Экспериментирование с солнечным светом, экспериментирование с предметами.

Программа рассчитана на 1 год.

Программа предназначена для работы с детьми среднего возраста.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  1. Осознание того, что хочешь узнать.
  2. Формулирование задачи исследования.
  3. Продумывание методики эксперимента.
  4. Прогнозирование результатов.
  5. Выполнение работы.
  6. Наблюдение результатов.
  7. Анализ полученных данных.
  8. Формулирование выводов.

Перед проведением каждого занятия кружка закрепляются правила безопасности.

Занятия в группе проходят один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 20 минут, всего 35 занятий в год.

Занятия организуются на принципах:

• личностно-ориентированного взаимодействия и творческого сотрудничества детей и педагога;

• доступности предлагаемого материала;

• последовательности и постепенности предлагаемого детям материала;

• вариативности и проблемности;

• взаимодействия с семьей.

Основные методы: проблемный, беседа и целенаправленное наблюдение за экспериментальной деятельностью детей. Эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т. е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

Также дети могут к концу года:

  • активно использовать опыт игровой и практической деятельности. (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится);
  • группировать объекты по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется);
  • классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  • О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  • О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).

Структура занятия-экспериментирования:

  • Постановка исследовательской задачи (при помощи педагога);
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
  • Распределение детей на подгруппы, выбор капитанов, помогающих организовать работу сверстников;
  • Выполнение эксперимента (под руководством педагога);
  • Наблюдение результатов эксперимента;
  • Фиксирование результатов эксперимента;
  • Формулировка выводов.

Приложение №1.

Диагностика уровня познавательного интереса к окружающему миру.

Цель диагностики:

Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у  дошкольников 4-5.

Исследования проводятся в сентябре и в мае месяце во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.

Диагностическая методика № 1

дидактическая игра «Отгадай предмет»

Цель: выявить у детей умение задавать вопросы познавательного характера, стремление детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявление активности, стремления довести дело до конца.

Материал: предметы рукотворного мира (пылесос, фотоаппарат, троллейбус).

Ход диагностического исследования.

Ребенку предлагается отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них. Если ребенку не удается отгадать предмет, ему предлагают самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям:

Высокий уровень: 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, ребенок отгадывает предмет сразу, рассматривая его, задает не менее 4 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, выделяет его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета.

Средний уровень: 3 балла – ребенок отгадывает предмет сразу, но рассматривая его, задает не менее 2-3 вопросов познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделяет его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Низкий уровень: 2 балла – ребенок отгадывает предмет не сразу, но рассматривая его, не задает вопросы познавательного характера; рассказывая о предмете, не выделяет его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета знает.

Методика № 2

дидактическая игра «Два домика»

Цель: выявить проявление отношения ребенка к предметному миру, умение детей классифицировать предметы рукотворного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о предметном мире.

Материал: два домика, карточки с изображением различных предметов рукотворного мира (дом, холодильник, печь, стол, стул, ложка, кастрюля) и природного мира (дерево, цветок, снежинка, гора, кошка).

Ход диагностического исследования.

1 часть. Ребенку предлагается следующая инструкция: У тебя в руках карточки. На них изображены разные предметы. А перед тобой – два домика: «Рукотворный мир» и «Природный мир». Надо разложить карточки по соответствующим домикам. Затем с ребенком проводится беседа:

  • Как ты понимаешь, что такое рукотворный мир?
  • Чем отличается рукотворный мир от природного мира?
  • Для чего человек создает предметы?
  • Что было бы, если бы не было предметов рукотворного мира?

2 часть. Ребенку предлагается разделить предметы в домик «Рукотворный мир» по парам. Подходящие друг к другу картинки надо поместить на первый этаж, объяснить свой выбор, назвать каждую пару одним словом.

Выявление уровней познавательного интереса ребенка к предметному миру производится в баллах по следующим показателям:

Высокий уровень – 5 баллов – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, объяснять свои действия, опираясь на знания о мире, наблюдается проявление активности в познании, самостоятельности.

Средний уровень – 3 балла – эмоциональный отклик на познавательную задачу присутствует, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру присутствует, отмечается наличие умения детей классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но объяснять свои действия ребенок не пытается, наблюдается проявление самостоятельности.

Низкий уровень: 2 балла – отсутствует отклик на познавательную задачу, ребенок задание выполняет, подчиняясь просьбе взрослого, проявление познавательного отношения ребенка к окружающему миру четко не наблюдается, умеет классифицировать предметы рукотворного и природного мира, но свои действия не объясняет, отмечается наличие самостоятельности.

Методика № 3

«Опиши картинку»

Для работы необходима сюжетная картинка с изображением животных в типично человеческих ситуациях: «Обезьянки в школе».

Показываем ребенку картинку и просим задать как можно больше вопросов к ней, побуждая после каждого вопроса словами: «А что еще? О чем еще можно спросить?»

Во время работы подсчитываем количество вопросов, которые ребенок задает по картинке. Анализировали содержание вопросов, выделяя 4 группы:

1. Вопросы, связанные с непониманием или неприятием детьми условности изображенной ситуации, т.е. действий животных в человеческих ситуациях.

2. Описательные вопросы, которые в совокупности составили бы описание картинки.

3. Вопросы, расширяющие изображенную ситуацию.

4. Содержательные вопросы, которые направлены на раскрытие сути изображенного на картинке события.

Уровень выполнения задания определяется типом заданных вопросов и их количеством.

Высокий уровень – 9-12 баллов: с помощью задаваемых вопросов ребенок пытается выйти за пределы изображенной ситуации и понять суть и причины происходящего на картинке. Дети задают 5-6 вопросов с преобладанием вопросов третьего и четвертого типов.

Средний уровень: 5-8 баллов: большое количество вопросов (больше 4) второго типа. Возможно появление 1-2 вопросов третьего типа.

Низкий уровень– 0-4 балла: дети придумывают к каждой картинке 1-3 вопроса с преобладанием 1 и 2 типа или отказываются от выполнения задания и подменяют поставленную задачу своей (описывают события или персонажей, изображенных на картинке).

Анкета для родителей:

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

  1. Обнаруживается ли исследовательский интерес Вашего ребенка? В чем?
  2. С какими предметами и материалами обожает экспериментировать Ваш ребенок?
  3. Продолжает ли Ваш ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?
  4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то, какое?
  5. Если ребенок достигает какого-нибудь результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?


Тематический план занятий:

№п/п

Название раздела, тематика занятия

Количество часов

Диагностика

2 часа

1.

Экспериментирование с песком и глиной

2 часа

2.

Наблюдение за жизнью растений

3 часа

3.

Экспериментирование с водой

4 часа

4.

Экспериментирование с воздухом

6 часов

5.

Изучаем органы чувств человека

6 часов

6.

Экспериментирование с солнечным светом

2 часа

7.

Экспериментирование с предметами

10 часов

Диагностика

1 час

Итого:

36 часов


Календарно-тематический план

месяц

неделя

тема

задачи

материал

сентябрь

1-2

Диагностика.

Обследование детей, комплектование групп.

Дидактический материал.

3

«Где вода?»

Помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Сухой песок, сухая глина, вода, прозрачные емкости, мерные стаканчики.

4

«Волшебный материал»

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики, емкость.

октябрь

1

«Что любят растения»

Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Два – три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

2

«Где прячутся детки?»

Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.

3

«Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян.

Две баночки, палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

4

«Окрашивание воды»

Помочь выявить свойства воды.

Вода (холодная и теплая), кристаллический ароматизированный краситель, емкость, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

ноябрь

1

«Играем с красками»

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.

Прозрачная вода, краски, две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

2

«Друзья»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

Вода, стакан, бутылка, закрытая пробкой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

3

«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Вода – холодная, теплая, горячая, три кусочка льда; три стаканчика, водный термометр.

4

«Танец горошин»

Познакомить с понятием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Вода, горошины; баночка, трубочка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

декабрь

1

«Поиск воздуха»

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Вода, султанчики. Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость.

2

«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»

Показать способ, при котором можно проткнуть воздушный шарик так, чтобы он не лопнул.

Воздушный шарик, скотч, игла.

3

«Веселая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на нее воздуха; развивать любознательность.

Полоска мягкой бумаги, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

4

«Подводная лодка из винограда»

Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

Свежая газированная вода (лимонад), виноградинка, стакан.

5

«Делаем облако»

Продемонстрировать, как получаются облака, дать понять, как образуется дождь.

Горячая вода, кусочки льда, трехлитровая банка, противень.

январь

1

«Отгадай на вкус»

Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).

5-10 контрастных по вкусу продуктов.

2

«Угадай по запаху»

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.

3

«Откуда берется голос?»

Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

февраль

1

«Значение расположения ушей»

Помочь определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Вата.

2

«Ящик ощущений»

Развивать тактильную чувствительность.

Коробка, закрывающаяся со всех сторон, разнообразные предметы природного происхождения.

3

«Тайный похититель варенья»

Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

Измельченный ножом карандашный грифель.

4

«Белое и черное»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Салфетки из ткани черного и белого цвета, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

март

1

«Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность.

Вода, зеркало, баночка, пластина из нержавеющей стали (для каждого ребенка).

2

«Необычные кораблики»

Познакомить со свойствами стеклянных предметов, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Вода, две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка, салфетка, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

3

«Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Две сосновые шишки, теплая вода; ванночка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

4

«Мыло-фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Кусочек туалетного мыла, ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

апрель

1

«Как замесить тесто?»

Познакомить с составом теста.

Мука, вода, сахар, соль, яйцо, масло.

2

«Мой веселый, звонкий мяч»

Дать понятие о том, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, смекалку, наблюдательность.

Вода, ванночка, маленький резиновый мяч, салфетка, карандаши, лист бумаги (для каждого ребенка).

3

«На чем полетят человечки?»

Научить вычленять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности, сравнивать резину с тканью, доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они изготовлены.

Вода; резиновые шары, маленькие резиновые мячи по числу детей; шар, сшитый из ткани, набор резиновых предметов (игрушки, коврик, автомобильные покрышки, обувь); емкость; набивные мячи из ткани по количеству детей.

4

«Стеклянный город»

Обобщить и закрепить знания о свойствах и качествах стекла.

Краски разных цветов; стеклянные стаканчики, стеклянная трубочка, спиртовка. Предмет, изготовленный из оргстекла.

май

1

«В мире стекла»

Помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики, камешки разной формы), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан.

2

«Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Мелкие предметы из разных материалов, магнит, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

3

«Волшебные зеркала»

Познакомить со свойством зеркала.

Яблоко, два зеркала.

4

Диагностика

Обследование детей, составление рекомендаций.

Дидактический материал.


Список литературы:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. _ М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружковой работы "Разноцветный мир" по познавательному развитию детей

Предназначена для проведения кружковой работы с детьми 3-4 лет...

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

Программа кружковой работы по познавательно - исследовательской деятельности« Познавай -ка » ( старшая группа)

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что бу...

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе

Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...

Программа кружковой работы по познавательному развитию «ПОЧЕМУЧКА»

Программа кружковой работы по познавательному развитию «ПОЧЕМУЧКА»...

Программа кружковой работы. Организация познавательной деятельности по теме: «Развиваемся с конструктором Куборо. ШАРИКИ-КУБАРИКИ»

Программа предназначена для детей старшего и подготовительного возраста, с любыми личностными характеристиками, так как раскрытие личностного потенциала ребёнка реализуется путём индивидуализации зада...