Программа кружковой работы. Организация познавательной деятельности по теме: «Развиваемся с конструктором Куборо. ШАРИКИ-КУБАРИКИ»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Минченко Марина Викторовна

Программа предназначена для детей старшего и подготовительного возраста, с любыми личностными характеристиками, так как раскрытие личностного потенциала ребёнка реализуется путём индивидуализации заданий, проектной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_6-7_let_minchenko_m.v.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №332» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЕ №4 ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИВАЕМСЯ

С КОНСТРУКТОРОМ

КУБОРО:

ШАРИКИ-КУБАРИКИ»

ВОСПИТАТЕЛЬ: МИНЧЕНКО М.В

УЧЕБНЫЙ ГОД 2023 – 2024

«РАЗВИВАЕМСЯ С КОНСТРУКТОРОМ КУБОРО»

Актуальность выбранной темы

Куборо – это игра многих поколений. В современном образовании возрастает роль практической познавательной активности ребенка, умения учиться, умения находить новые конструкторские решения и воплощать их в жизнь. Игра с конструктором предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, логики, формирование устойчивого интереса к конструированию. Конструирование - это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом. Ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Дети, которые едва могут сосредоточиться в течении пяти минут на занятии, играют в «Куборо» больше часа. Очень хорошо использовать Куборо и для адаптации новых детей, у которых есть сложности с вхождением в новый коллектив, они могут заинтересоваться совместной с другими детьми работой над строительством больших фигур. Очевидно, что ориентация в пространстве, воображение и логическое мышление взаимосвязаны между собой и могут быть улучшены с помощью игры. Конструктор «CUBORO» дает вам возможности для развития этих навыков.

Задачи: Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей.  Куборо развивает пространственное воображение, логическое мышление, концентрацию внимания и творческие способности. Создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей. B процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

Отличительные особенности Программы

«CUBORO» - деревянный конструктор-игра, состоящая из деревянных кубиков одинаковых по размеру (5х5х5 см), из которых может быть создан путь, который приведет шарик от начала до конца маршрута. Куборо способствует развитию пространственного воображения, творческих навыков, формированию у обучающихся умения конструировать и моделировать, развитию мелкой моторики рук, речи, логического мышления. Куборо имеет тесную связь математикой и информатикой и способствует формированию следующих результатов:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного

- воображения и математической речи, измерения;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач;

- умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать со схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

        Технологии прочно входят в наш мир к чему детей необходимо готовить. Куборо является одним из средств подготовки к жизни в информационном обществе. При целенаправленном решении заданий конструктор «CUBORO» обеспечивает образовательную поддержку в развитии детей и позволяет вырастить из обычных малышей одаренных детей. Выполнение заданий с разными уровнями сложности позволяет развить интеллектуальные способности. Поэтому помимо прочего работа с конструктором может помочь: - в оценке пространственного и логического мышления, развлечение, творческое времяпрепровождение. Многие задания являются стимулом к созданию сложных фигур, разгадыванию головоломок и соперничеству.

Уникальной особенностью данной Программы является то, что она обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Направление воспитательной работы - воспитание положительного отношения к труду и творчеству, интеллектуальное воспитание.

Конструирование Куборо является одним из видов продуктивной деятельности, которое позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки. Но вместе с тем конструирование, как продуктивный вид деятельности, Исходя из этого, Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.

Адресат Программы

Программа предназначена для детей старшего и подготовительного возраста, с любыми личностными характеристиками, так как раскрытие личностного потенциала ребёнка реализуется путём индивидуализации заданий, проектной деятельности.

Наполняемость группы от 12 до 15 человек.

Сроки реализации учебный год (9 месяцев).

Режим занятий 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуально-групповая.

Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж); наглядные (демонстрация); репродуктивные (применение полученных знаний на практике); практические (конструирование, моделирование); поисковые (поиск способов решений поставленных задач и проблем).

Основные приёмы работы: беседа, рассказ, задания по образцу, творческие задания.

Уровень усвоения программы стартовый.

Учебный план

N

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Введение в Программу (3 часа)

1.1.

Вводное занятие. История возникновения конструктора Куборо. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

1

Рассказ, беседа, инструктаж. Работа по схемам.

1.2.

Конструктор и его детали. Спонтанная индивидуальная игра детей в «Куборо».

2

0

2

Работа по схемам, игра.

Раздел 2. Куборо - спорт молодых инженеров (60 часов)

2.1.

Знакомство с графическим изображением кубиков «Куборо» на бумаге.

4

0

4

Беседа, занятие с элементами игры.

Мониторинг по оценке ключевых компетенций

2.2.

Игра «Определи на ощупь номер кубика».

4

0

4

Работа по схемам

Задания на установления соответствия

2.3.

Обучение построению дорожек и подсчёту очков при построении.

4

0

4

Беседа, практическое задание

Практическое задание 1

2.4.

Изображение фигуры на координатной сетке.

4

0

4

Творческое задание. Работа по схемам

2.5.

Построение фигур по графическому изображению кубиков «Куборо».

4

0

4

Творческое задание. Работа по схемам

Практическое задание 2

2.6.

Построение простых фигур без образца

4

0

4

Творческое задание. Познавательные игры

2.7.

Знакомство с уровнями. Построение фигур с несколькими уровнями по карточкам.

4

0

4

Беседа. Практическое задание

2.8.

Построение конструкций с использованием определённых кубиков.

4

0

4

Беседа. Практическое задание

2.9.

Прохождение по туннелям. Решение задач.

4

0

4

Беседа. Практическое задание. Решение задач

2.10

Конструирование с большим количеством касаний.

4

0

4

Творческие задания. Составление отчетов.

2.11.

Построение фигур с двумя дорожками

4

0

4

Творческие задания. Составление отчетов.

2.12.

Фигуры с симметричными уровнями и контуром. Повторяемость и подобие в фигурах.

4

0

4

Творческие задания. Работа по схемам. Задания по образцу.

Практическое задание 3

2.13.

Знакомство с сайтом www.webkit https://cuboro-webkit.ru/

4

0

4

Беседа, практическое задание.

2.14.

Правила на соревнованиях, отработка умений, необходимых на соревнованиях.

4

0

4

Беседа, практическое задание.

2.15.

Проведение соревнования.

4

0

4

3.0 Повторение (9 часов)

3.1

Построение фигур с двумя дорожками

Творческие задания. Составление отчетов.

3.2

Прохождение по туннелям. Решение задач.

Творческие задания. Работа по схемам

3.3

Знакомство с уровнями. Построение фигур с несколькими уровнями по карточкам.

Творческие задания. Работа по схемам

Содержание Программы

Раздел 1. Введение в Программу (3 часа)

Тема 1.1. Вводное занятие. История возникновения конструктора «Куборо».

Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Знакомство учащихся с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение плана работы творческого объединения. Вводный инструктаж.

Тема 1.2. Конструктор и его детали. Спонтанная индивидуальная игра детей «Куборо». Практика: Знакомство с конструктором. Изучение деталей, состава наборов. Построение различных произвольных фигур.

Раздел 2. Куборо - спорт молодых инженеров (60 часов)

Тема 2.1. Знакомство с графическим изображением кубиков «Куборо» на бумаге.

Практика: Знакомство с графическим изображением кубиков «Куборо» на бумаге. Соотношение графического изображения с кубиком из наборов.

Тема 2.2. Игра «Определи на ощупь номер кубика»

Практика: Определение на ощупь кубика в «черном ящике». Тренировка с учетом времени.

Тема 2.3. Обучение построению дорожек и подсчёту очков при построении.

Практика: Соединение кубиков. Построение простых дорожек. Подсчёт очков при построении.

Тема 2.4. Изображение фигуры на координатной сетке.

Практика: Построение простых фигур по картинкам. Построение простых фигур по изображению на координатной сетке.

Тема 2.5. Построение фигур по графическому изображению кубиков «Куборо».

Практика: Построение фигур по графическому изображению кубиков. Составление плана по построению фигуры. Плавное и неплавное движение шарика по дорожке.

Тема 2.6. Построение простых фигур без образца

Практика: Построение простых фигур без образца. Изменение фигур с увеличением подсчета

Тема 2.7. Знакомство с уровнями. Построение фигур с несколькими уровнями по карточкам.

Практика: Построение фигур с несколькими уровнями по карточкам. Строительство уровня из заданного набора кубиков. Комбинации.

Тема 2.8. Построение конструкций с использованием определённых кубиков.

Практика: Увеличение количества касаний при минимальном числе кубиков. Увеличение (уменьшение) числа кубиков на следующем уровне. Построение конструкции с определёнными номерами кубиков.

Тема 2.9. Прохождение по туннелям. Решение задач.

Практика: Построение конструкции с прохождением шарика по тоннелям. Подходящее ускорение.

Тема 2.10. Конструирование с большим количеством касаний.

Практика: Построение фигур с большим количеством касаний. Увеличение количества касаний при минимальном числе кубиков.

Тема 2.11. Построение фигур с двумя дорожками

Практика: Создание дорожек с помощью кубиков при условии использования кубиков несколько раз. Составление отчета.

Тема 2.12. Фигуры с симметричными уровнями и контуром. Повторяемость и подобие в фигурах Практика: Создание фигур по геометрическим параметрам. Построение симметричных дорожек и фигур.

Тема 2.13. Знакомство с сайтом www.webkit https://cuboro-webkit.ru/

Построение фигур онлайн в личном кабинете сайта.

Теория: Решение разного рода задач. Выявление ошибок в графических изображениях и построениях. Ошибки в построении, 6 из 20

Тема 2.14. Правила на соревнованиях, отработка умений, необходимых на соревнованиях.

Практика: Построение фигур онлайн в личном кабинете сайта. Построение фигур с ошибками и их коррекция. Выполнение задач. Составление отчета онлайн.

Тема 2.15. Проведение соревнования.

Практика: Участие в соревнованиях с заполнением отчета о прохождении этапов. Выявление заинтересованных учащихся для дальнейшего обучения.

Тема: 3.1 Построение фигур с двумя дорожками

Тема: 3.2 Прохождение по туннелям. Решение задач.

Тема: 3.3 Знакомство с уровнями. Построение фигур с несколькими уровнями по карточкам.

Планируемые результаты

По окончании обучения, учащиеся творческого объединения должны

знать:

  • номера кубиков
  • графическое изображение кубиков Куборо
  • понятия: уровень, симметрия, тоннель, дорожка.
  • уметь:
  • называть номер кубика
  • графически изображать кубики Куборо с подсказкой подсчитывать количество баллов, согласно критериям
  • по образцу (шаблону) строить фигуры разной сложности решать задачи по Куборо
  • строить простые компьютерные модели;

Характеристика творческого объединения

Воспитанники творческого объединения объединены сходными интересами в области конструирования. У них развито логическое, творческое мышление, легко видят образ фигуры. Дети легко идут на контакт. В деятельности любят соревновательный эффект.

Цель - создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор, саморазвитие в социуме.

Задачи:

- привлечение общественности к движению Куборо;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию труда, через инженерные представления;

- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации.

Результат воспитательной работы

При реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:

увеличение количества детей и родителей, имеющих представление о конструкторе «CUBORO»;

- повышение мотивации учащихся к получению результата деятельности;

- увеличение детей - наставников, экспертов, способных помочь и поделиться опытом.

Список литературы -

1. Методическое пособие «Cuboro Думай креативно», включает в себя компакт-диск с электронными версиями дополнительных материалов издание cuboro/Art. 0521; 1-е издание на русском языке 2016

2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - - М.: Просвещение, 1991 Электронные образовательные ресурсы

1. Сайт «Куборо» www.webkit https://cuboro-webkit.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...

Программа кружковой работы по познавательному развитию "Почемучка".

Программа расчитана на 1 год обучения. Предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Соответсвует ФГОС....

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

Программа кружковой работы по познавательно - исследовательской деятельности« Познавай -ка » ( старшая группа)

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что бу...

Программа кружковой работы по познавательному развитию «Юные гении» (блоки Дьенеша) в подготовительной группе

Пояснительная запискаВ Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания образования, является гуманистическая направле...

«Знакомство с конструктором-лабиринтом Шарики-Кубарики»

Знакомство с конструктором - лабиринтом " Шарики-Кубарики"....