"Хлеб - всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Козакова Екатерина Игоревна

Цели:

·        познакомить с особенностями выращивания пшеницы, сравнить с тем, как это делалось в старину;

·        воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей;

·        познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-hleb.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД №122 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

ТЕМА:  «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»

Составила:

воспитатель Козакова Е.И.

Санкт-Петербург

2016

Предварительная работа: чтение и разучивание поговорок о хлебе, экскурсия на кухню – наблюдение как пекут булочки к полднику, рисование хлебобулочных изделий.

Цели:

  • познакомить с особенностями выращивания пшеницы, сравнить с тем, как это делалось в старину;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей;
  • познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

 Познание. Дать представление о том, как выпекают хлеб. Расширять осведомленность детей о сфере человеческой деятельности - сельское хозяйство. Закреплять представление о растениях; последовательности их развития. Формировать представление о видах специального сельскохозяйственного транспорта облегчающего труд людей. Развивать интерес к различным профессиям. Воспитывать уважение к труду земледельцев; к хлебу.

Развитие речи.  Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Элеватор» «Времена года». Развивать грамматический строй речи.

Программные задачи . Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

Оборудование:  проектор для мульти медиа презентации, презентация «Хлеб», персональный компьютер, аудио записи песен о хлебе, булочки-угощения для детей.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель читает стихотворение:

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

- Ребята, а вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

- О хлебе!

А теперь, ребята, отгадайте загадку (1 слайд).

«Вырос в поле колоском, на столе лежит куском».

Отгадать легко и быстро; мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.) (Ответы детей)

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот про это и будет наше занятие. Про то, как хлеб попал к нам на стол. (2 слайд)

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят:

"Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (Ответы детей) (Слайд 3)

"Хлеб - всему голова".

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

Без хлеба – нет обеда.

Хлеб бросать - силу терять.

Береги хлеб-это наше богатство.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

        «Хлеб всему голова! » Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб?

       Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей) (4 слайд)  Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

     Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. Трактор (5 слайд). На тракторах работают трактористы. Что делает трактор?  Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.

     Выйдут сеялки потом. Засевать поля зерном. И черны как из печи, Провожают их грачи. (6 слайд). Ребята, а кто знает, как сеяли хлеб в древности?(примерные ответы детей – показ 7 слайда)

     Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?  (Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага). Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы и ржи. Зерно маленькое но его росточек пробьется через слой земли. (Слайд 8,9)

Теперь давайте представим, что мы маленькие зернышки.                    Динамическая пауза (повторяем 2 раза):

Падают зерна (топают ногами).

Лежат в земле (приседания) .

Снова зерна падают (топают ногами).

Появляются всходы (медленно поднимаются).

Подул ветер и закачал (покачивания влево, вправо, вперед, назад).

Ветер успокоился (стоят на месте).

    Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (Ответы детей) (демонстрация 10 слайда).

    Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. (Показ слайда 11)

     Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины…

Хлеб созрел,

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли (показ 12слайда).

      Кто работает на комбайне? …  Комбайнер - Что же делает комбайн? Комбайн убирает колосья и по специальной трубе в машину высыпает зерно. (Слайд 13)

      Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? (Ответы детей)

     Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят.  Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. (Слайд 14)

      Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (Слайд 15, 16)

     Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим. (Слайд 17)

     Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. (Дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки). (Слайд 18) И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем.

        А в заключение нашего занятия, давайте поиграем с вами в игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

     Ну что же, наше занятие подошло к концу, теперь вы знаете, что хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

     А сейчас садитесь за столы и  угощайтесь, берите сушки и булочки и поблагодарите тех, кто их сделал.

Список литературы

  1. Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”.
  2. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”.
  3. Вахрушева А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для  дошкольников. Москва 2003.
  4. Катаева Л.И., Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. Москва 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....