Путешествие в мир народной игрушки.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Федорова Марина Николаевна

Тема: «Народная культура и традиции» Путешествие в мир народной игрушки. Цель: Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка». Задачи: - прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории; - развивать внимание, мышление, творчество детей; - продолжать учить детей отгадывать загадки; - закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании; - дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда. Материалы и оборудование: - картинки, фото для показа; - предметы декоративно-прикладного искусства: хохломская роспись, гжельская роспись, дымковская игрушка, обрядовые куклы, игрушка «Матрёшка»; - шаблоны игрушки «Матрёшка», кисти, краски, баночки для воды, салфетки по количеству детей. Интеграция образовательных областей: - ФЭМП; - социализация; - художественная литература; - познание (познавательно – исследовательская); - художественное творчество ( рисование); - коммуникация. Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Народная культура и традиции»

Путешествие в мир народной игрушки.

Цель: Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка».
Задачи:
- прививать любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории;
- развивать внимание, мышление, творчество детей;
- продолжать учить детей отгадывать загадки;
- закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании;
- дать возможность ребёнку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Материалы и оборудование:

- картинки, фото для показа;
- предметы декоративно-прикладного искусства: хохломская роспись, гжельская роспись, дымковская игрушка, обрядовые куклы, игрушка «Матрёшка»;
- шаблоны игрушки «Матрёшка», кисти, краски, баночки для воды, салфетки по количеству детей.
Интеграция образовательных областей:

- социализация;
- художественная литература;
- познание (познавательно – исследовательская);
- художественное творчество (рисование);
- коммуникация.
Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства.

Для  проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения,  подготовлен соответствующий материал для проведения данного мероприятия.  Основные задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.


 Ход НОД:


1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие в «Мир народной игрушки». На чём мы отправимся в путь?
Дети: На машине!
Воспитатель: Хорошо! Согласна!
Дети становятся за воспитателем друг за другом в колонну по одному, делают вид, что держат в руках рули.
Все вместе: Приготовились? Поехали!!! (Воспитатель и дети перемещаются по группе).


2. Первая остановка: «Народное творчество».
- Ребята, посмотрите, какие виды народного творчества здесь представлены: Хохломская роспись, гжельская роспись. А что мы о них знаем? Как они родились?
Дети: Их создавали люди (народ).
-  Верно! Столетиями жители деревушек работали в поле и огороде – нелёгкой была эта жизнь. Не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками: украшали деревянную посуду замысловатыми узорами, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку тепла и души (показ фото).

2. Физкультурная минутка «Буратино».

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл!
Чтобы ключик нам достать - надо на носочки встать!

(все выполняют движения)


3. Остановка «Творческая мастерская» 
- Ребята, нам нужно добраться на наших машинах до остановки «Творческая мастерская». Предлагаю отправиться в путь!


Все вместе: Поехали! (
двигаются по группе «на машинах»)


-  Вот мы и добрались до «Творческих мастерских». Присаживайтесь за столы. Сегодня я хочу познакомить Вас с ещё одной русской куклой-сувениром.

Предлагаю детям отгадать загадку:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Дети называют матрешку.

- Как ребята догадались, что речь  идет о матрешке? (Ответы детей.)

 Показываю игрушку. Дети рассматривают, отвечая на вопросы воспитателя.

 - На кого похожи эти куклы?

 - Из чего сделаны эти игрушки?

 - Как они выглядят?

 - Похожи они друг на друга. Чем?

 - Чем отличаются друг от друга?

    Вопросы о размере, цвете, форме.


История рождения Матрешки.

-Родилась эта кукла в Московской игрушечной мастерской. Игрушки там создавали народные мастера-умельцы. Сначала это были, одетые в костюмы жителей разных регионов России (показ фото). Однажды Василий Звёздочкин, токарь по образованию, увидел «подходящую чурку» и выточил её по форме монашенки (показ фото). А раскрасил и украсил эту куклу Сергей Малютин. Художник изобразил её чернобровой красавицей с петухом в руках. Днём рождения этой куклы считается апрель 1900 года.

Послушайте стихотворение о Матрешке:

Россия наша славится

Расписными ложками,

А еще гордится

Русскими матрешками.

В каждом доме ей почет,

Все встречают с ласкою,

Потому что вместе с ней

Дом наполнен сказкою.

- Матрёшка не всегда была сувениром. Изначально она создавалась для маленьких детей, как игрушка. Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, дети, так же как и вы удивлялись этому чуду.

4. Продуктивная деятельность
 - Ребята, эти удивительные куклы пришли к нам не одни. Они привели с собой своих подружек, у которых случилась беда?

 -Хотите узнать, что случилось?

  Мастеру – художнику, когда он расписывал матрешек, не хватило красок для росписи их фартучков. Он предложил куклам сходить в гости к ребятам в детский сад и попросить о помощи. Поможете матрешкам, распишите их фартучки?

  Предлагаю рассмотреть образцы. Обращаю внимание детей на элементы росписи: точки, цветочки, составленные элементом примакивания.  (После того, как дети рассмотрят, убираю образцы)

  Предлагаю детям перед тем, как  рисовать, размять и подготовить пальчики. Провожу пальчиковую гимнастику «Цветы».

"Цветы"

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

 Наши красные цветочки  

Закрывают лепесточки,       

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

(прижимаем локти друг к другу, смыкаем   кисти в виде лодочки)

 (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

 (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

 (кисти рук наклоняются влево и вправо)

 (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

 (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

 После, дети садятся за столы, работают.  (Работа 4- 5 мин.)

4. Рефлексия.

-  Ребята, наши гости хотят посмотреть, какие красивые куклы у нас получились!
Дети выставляют на стенд свои работы, отмечают, чья понравилась больше и почему.
- Вы сегодня – умнички, отлично поработали! Но пора нам прощаться с нашими гостями!  А подружки «Матрешки» останутся у нас в группе и будут радовать наши глаза (До свидания!) 

Матрешки уходят, и, прощаясь, говорят о том, что у них сложилось хорошее впечатление о детях и поднялось настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир народной игрушки

План-конспект интегрированного занятия (в средней группе) на тему:  «Путешествие в  мир народной игрушки»...

Конспект занятия "Путешествие в мир народной игрушки" в средней группе.

           Тема « Путешествие в мир народной игрушки».Цель: Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка».Задачи:- прививать любовь к тридиционной русской культуре,св...

Путешествие в историю народной игрушки

Занятие для старшей группы, направленное на развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи....

Конспект НОД интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки"

Конспект НОД  интегрированного занятия для среднего дошкольного возраста "Путешествие в мир народной игрушки" с использованием современных образовательных технологий....

Путешествие в историю народной игрушки

Презентация к занятию "Путешествие в историю народной игрушки"...

Конспект НОД "Путешествие в мир народной игрушки"

Ознакомление с русской игрушкой «Матрёшка». Прививать  любовь к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории....

"Путешествие в мир народной игрушки"

Представление детей о народной игрушке, народных промыслах....