Занятие по окружающему миру "Краб"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пушменкова Алиса Сергеевна

Материал для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krab.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  К Р А Б

Цели: Познакомить детей с крабом (внешний вид, особенности

           поведения, повадки).

           Словарь: панцирь, клешни, жабры, линька.

           Развивать мелкую моторику кистей рук детей.

           Воспитывать у детей интерес к обитателям Черного моря.

           Побуждать детей активно оберегать природу.

Оборудование: картинка с изображением краба, эскизы рисунка

                           краба, цветные карандаши

Ход занятия:

(Показ картинки).

   Вы, конечно же, узнали того, кто изображен на этой картинке? (Ответы детей). Да, это краб.

   Крабы могут многое: бегать боком по дну, лазить по вертикальным откосам скал, а в случае опасности камушком падать с них воду, прогуливаться ночью по пляжу, глазеть подолгу на луну, а вот плавают очень неохотно и довольно неуклюже.

   Давайте рассмотрим краба повнимательней. Тело его покрыто твердым панцирем. Знаете ли вы еще каких-нибудь животных с панцирем? (Ответы детей). Черепаха, рак.

   Ног у всех крабов по десять, но передняя пара ножек не видна, они скрыты под панцирем и служат для чистки крабьих жабер. Что такое жабры? Для чего они нужны крабу? (Ответы детей). С помощью жабер крабы дышат под водой. Кто еще дышит подводой с помощью жабер? (Ответы детей). Рыбы.

  Глаза у крабов удивительные: они посажены на «стебельки», которые могут втягиваться и выдвигаться. Клешни у краба сильные, острые, как ножницы. Клешнями называются две самые большие крабьи руки. Вот эти. (Показ на картинке).

   Давайте поиграем. Расставьте пальцы в стороны. У нас 10 пальцев. Как раз столько, сколько ног у краба. Зацепите два больших пальца друг за друга. Это будет передняя пара ножек, та. Которая не видна. А для чего нужна крабу эта пара ножек? (Ответы детей). Правильно, для чистки жабер. Ну а теперь, наш краб отправляется в путь. Вот он бегает боком по дну. А вот полез на скалу. Скалой будет плечо вашего соседа. Опасность! И наш краб камушком падает в воду – на стол. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику).

   Самцы крабов крупнее самочек. Самцы находят самочек по запаху. Иногда два краба претендуют на одну самочку. В этом случае драка неизбежна. Пока женихи дерутся, невеста отходит в сторону и ждет победителя. Крабы вообще народ драчливый. И они часто жестоко дерутся из-за корма или убежища, при этом выламывая друг у друга клешни и круша панцири. Но последствия крабьих драк не так уж страшны для них: сломанный панцирь сменится на целый, оторванная нога или клешня постепенно отрастет.

   Цвет икры у крабов очень красивый – ярко-оранжевый. Из огромного количества икринок доживают до взрослого состояния лишь 5-7.

   Чем же питаются крабы. У них в меню: черви, моллюски, рыба.

Едят крабы очень деликатно и даже красиво. Одна клешня служит как бы «вилкой», вторая – «ножом». «Ножом» они режут съестное на маленькие кусочки, а «вилкой» медленно. Не торопясь, подносят кусочек ко рту. Следует заметить, что крабы охотно едят мертвых животных. За что их называют «мусорщиками» морского дна. Благодаря тому, что крабы съедают остатки животных, растений, мусора, оставшегося от людей, берег и морское дно регулярно чистятся.

А сейчас давайте немного поиграем. Вы будете крабами, и по сигналу «ночь» отправляетесь на охоту за пищей, двигаясь, сидя на корточках. А по сигналу «день» спешите в укрытие – прячетесь среди камней. Роль камней исполнит мебель нашей групповой комнаты. Только не нужно залазить под столы и шкафы, достаточно подойти к ним и прикоснуться рукой. Начинаем игру.

Вы, конечно, знаете, что некоторые животные меняют шкуру или ее окраску? Давайте вспомним этих животных? (Ответы детей). Правильно. Заяц меняет окраску шкуры для того, что бы быть незаметным. Змеи меняют свою кожу, сбрасывая старую.

   Вот такое время, когда животное меняет кожу, шкуру или ее окраску называется – линька. Повторите это слово и постарайтесь запомнить.

   Крабы меняют свои панцири каждый месяц. Во время линьки крабам приходится очень тяжело. Всякому хочется съесть их вкусное мягкое тельце, пока оно не защищено панцирем. Вот и приходится крабу искать себе укромное местечко. Там у него панцирь лопается, и через трещину краб постепенно освобождает свою спинку, брюшко и клешни. После этого некоторое время крабы остаются совершенно голенькие, а потом начинают обрастать новым панцирем. Поначалу панцирь  мягкий, сморщенный и только спустя какое-то время он распрямляется и твердеет.

   Период линьки – это еще и время голодовки. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Как же крабу выходить на охоту, если его тело не защищено. Так недолго и самому попасть кому-нибудь на зубок. Но как только новый панцирь затвердеет, крабы приступают к своему обычному образу жизни и быстро набирают прежний вес.

  Охотятся крабы в основном ночью, а днем зарываются в песок или прячутся среди камней. Иногда воруют рыбку из рыбачьих сетей. Бывает и сами в сетях запутаются, но это не беда для них. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Своими острыми клешнями крабы перерезают нити сетей и освобождаются. А в дыры, оставшиеся в сетях и рыба спешит выбраться на волю.

  В старину в наших краях крабов не ели. С пренебрежением отбрасывали рыбаки попавшихся им крабов и называли их «морскими раками», «морскими пауками», «водяными насекомыми». Но постепенно распробовали люди крабье мясо и стали употреблять его в пищу.

  Если лишить море только одного краба, высушить его и сделать сувенир, то дно моря станет грязнее. А ведь отдыхающие и местные жители вылавливают ежегодно огромное количество крабов. Среди них много и икроносных самок. А это значит, что не появятся на свет много малышей крабиков. Пожалуйста, не ловите крабов сами и не позволяйте делать это другим. Не так уж много в Черном море крабов, чтобы можно было их вылавливать.

 Сейчас я хочу предложить вам нарисовать краба. Поскольку рисунок сложный, а простым карандашом набросала эскиз краба. Ваша задача – обвести эскиз, раскрасить и нарисовать пейзаж вокруг краба.

Вопросы:

  1. Чем защищено тело краба?
  2. Сколько ног у краба?
  3. Какие из них называются клешнями?
  4. Чем питается краб?
  5. В какое время дня охотится?
  6. Каким образом поедает пищу?
  7. Что такое жабры?
  8. Как ведут себя крабы-женихи?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Занятие по окружающему миру. «Ребёнок и окружающий мир» в средней группе на тему «Цветы на подоконнике»

Цели. Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природе в группе:Закрепить знания названий комнатных растений. Дать об одном растении необходимую информацию.Развивать речь, мышление. ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...