Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ложкина Светлана Владимировна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Ознакомление детей  с понятием «воздух»

Тема: «Поможем Винни-Пуху».

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через поисково-исследовательскую совместную деятельность.
Задачи:
• Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность, развивать тактильные ощущения детей.
• Образовательная: Учить детей самостоятельно делать простейшие опыты, наблюдать, помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи; познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
• Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности, воспитывать толерантное отношение друг к другу, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, игрушка «Винни-Пух», полотенце каждому ребёнку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Ознакомление детей  с понятием «воздух»

Тема: «Поможем Винни-Пуху».

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через поисково-исследовательскую совместную деятельность.
Задачи:
• Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность, развивать тактильные ощущения детей.
• Образовательная: Учить детей самостоятельно делать простейшие опыты, наблюдать, помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи; познакомить детей с качественными характеристиками воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
• Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности, воспитывать толерантное отношение друг к другу, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: Воздушные шарики, ёмкость с водой, салфетки, стаканчики с водой, трубочки, игрушка «Винни-Пух», полотенце каждому ребёнку.

Ход занятия

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями. А что нас  согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.

Звучит музыка из мультфильма про Винни-Пуха.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости  пришёл Винни-Пух. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Винни-Пух!

Воспитатель: Ребята, Винни-Пух пришёл не просто так, а он хочет, чтобы  Вы ему помогли разобраться, что случилось с шариком? Давайте рассмотрим какие шарики? (один шарик толстый, весёлый, круглый, а второй – грустный, худой). Как Вы думаете, ребята, почему второй шарик стал худым? (Дети предлагают разные версии по очереди).

Вывод: шарик сдулся, в нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы считаете, что надо сделать, чтобы он стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: что появится  внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Откуда же берётся в шарике воздух?

Дети: Мы его выдыхаем.

Воспитатель: А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?  (дети предлагают свои варианты).

Воспитатель: Следовательно, вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём и выдохнем воздух (через рот, через нос). Попробуйте подставить ладонь и выдохнуть на неё воздух. Что вы почувствовали?  (предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Значит, воздух изо рта передвинулся к вам на ладонь. Воздух движется. А вы, ребята, воздух видите?  (Нет).

Воспитатель: Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети:  Воздух невидимый.

Винни-Пух: А я так хочу увидеть воздух, что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как же решить эту проблему?   (дети предлагают)

Воспитатель: Давайте всё-таки попробуем решить эту проблему .Для начала нам надо сделать разминку.

Физминутка

Дует ветер с высоты, гнутся травы и цветы.

Вправо-влево, влево-вправо клонятся цветы и травы

А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте!

Выше! Веселей! Вот так. Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра дальше нам идти пора.

Пройдите, пожалуйста, к столикам, возьмите на салфетке шарик и попробуйте надуть его.  Дети надувают. А Винни-пух будет внимательно наблюдать(У кого не получается надуть шарик, приготовлены надутые шарики).

Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте опустим шарик отверстием вниз в тазик с водой и разожмем пальчики. Ой! Что это появляется в воде?

Дети: Пузырьки.

Воспитатель: А откуда они берутся?      (Дети: из шарика выходит воздух).

Винни-Пух: правильно, воздух из шарика выходит, и на поверхности появляются пузырьки.  Как это всё интересно! А давайте еще попробуем  увидеть воздух.

Воспитатель: Положите осторожно шарики на салфетку. Давайте теперь возьмем трубочку и подуем в неё на свою ладонь.   (Дети дуют)

Воспитатель: Что вы ощущаете? (ответы детей). А я ощутила движение воздуха! Вы тоже?

Воспитатель: Следовательно, воздух можно ощутить. А теперь давайте подуем друг другу на ладонь и поводим трубочкой над ладонью. Почувствовали движение воздуха? (Подуть на вини-пуха).

Воспитатель: Ребята! Смотрите! Здесь бутылки с водой! А что будет, если запустить воздух в воду? Что увидели в воде? (через шприцы разного объема воспитатель вводит в бутылки воздух).

Дети: Пузырьки – воздух. Пузырьки разные большие и маленькие из разных шприцов. Они поднимаются наверх.

Воспитатетль: Пузырьки не остались внизу? Значит воздух какой? (легкий).

Воспитатель: Молодцы! Вы очень наблюдательны!

Винни-Пух: Я сегодня нашел по дороге картинки и не могу угадать, кому

 нужен воздух? (раскладываем картинки на столе, дети выбирают нужные).

Дети: Воздух нужен Животным, птицам, растениям, людям, насекомым.

Воспитатель: Дети, а вы можете обойтись без воздуха?  

Дети говорят свои предположения.

Винни-пух: А давайте проверим! Закроем ненадолго  ротик,   носик зажмем,  и попробуем  не дышать, столько времени сколько выдержим.

Воспитатель: ну что, ребята можно человеку, животным или растениям  обойтись без воздуха?

Дети: Нет. Без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: Ребята, а Винни-пух у нас волшебник. Закройте злаза, он будет колдовать.

Винни-пух: Сим-салабим, чибрики-кибрики. Представьте, что вы художники, настоящие волшебники. Возьмите волшебные листочки, карандаш и нарисуйте воздух.   ( Повторить показ бутылок с водой, Дети рисуют под музыку). Дарим рисунки Винни-пуху.(вышли на ковер).

Воспитатель: Молодцы!  Сегодня вы много узнали, нового. Например,  что вокруг нас есть …

Винни-Пух: А я забыл  он какой? (Каждый дает ответ или повторяет).

Дети: Невидимый, лёгкий, движется, его можно ощутить.

Воспитатель: Правильно ребята, воздух невидимый,легкий, он движется, мы ожжем его ощутить.

- Так, что же ребята, надо сделать, чтобы у Винни-Пуха шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надуть.

Винни-Пух: Спасибо, ребята, за помощь и за то, что я узнал много интересного о воздухе, Я вам дарю на память мыльные пузыри. И сейчас мы устроим шоу мыльных пузырей. Попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательно-исследовательская) с детьми средней группы На тему:«Домик для Гном Гномыча»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности(познавательно-исследовательская)с детьми средней группы   На тему:«Домик для Гном Гномыча»...

Конспект познавательно-исследовательской НОД в средней группе на тему «Дикие животные»

расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных; способствовать расширению знаний детей о диких животных и их детёнышах; продолжать развивать мыслительные процессы де...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Методическая разработка по проведению НОД по познавательно-исследовательскому развитию в средней группе «Воздух повсюду»

Дед Знай здоровается и заносит в группу пустую бутылку, шарики и бумагу.Д.З.:           Через но проходит в грудь...

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе  “Воздух-невидимка”.Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидим...