Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дмитриева Юлия Анатольевна

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14

Конспект непосредственной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

в рамках проектной деятельности

Тема: «Золотая хохлома»

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Дмитриева Юлия

Анатольевна

г. Гусев

2015 г.

Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам; обобщать и закреплять знания детей о традиционных русских промыслах хохломы.

Задачи: 

Обучающие задачи. Продолжать знакомить с образцами растительного орнамента,  украшающего хохломские изделия. Учить детей создавать свой образ изделия, используя декоративные элементы.  
Развивающие задачи: активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать психические процессы: внимание, мышление, память. Формировать эстетический вкус.
Воспитательные задачи: вызвать у детей уважение к предметам быта, как результатам деятельности человеческого труда. Воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре.

Методические приемы: игра, показ, беседа, художественное слово.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование и материалы: хохломские изделия, сундучок, иллюстрация жар-птицы, письмо, демонстрационный материал, материал для художественной деятельности (заготовки, кисти, краски), кольцо с лентами для игры.

Предварительная работа: рассматривание и беседа по хохломской росписи, выполнение элементов росписи.

Словарная работа: хохлома, жар-птица, мастера, ремесленники.
      Художественный ряд: стихи, загадки, пословицы.

Музыкальный ряд: аудиозаписи русских народных мелодий.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте! Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте, об изделиях каких мастеров сегодня пойдет речь.

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась

Рядом с листиком трёхпалым земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?

      Дети: (Хохлома)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся на выставку «Золотой хохломы». 

Педагог приглашает детей к выставке хохломских изделий.

Воспитатель: Издавна в маленьких деревеньках делали и расписывали посуду.  А почему хохлому называли золотой?
    Дети: Посуду расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась, как золотая.
   
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие изделия на выставке?
    Дети: Ложки, бочонок, сахарница и др.
   
Воспитатель: А из какого материала сделана посуда?
    Дети: Из дерева.
   
Воспитатель: А вы знаете стихотворения об этих замечательных изделиях? Дети читают стихи.

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая,

Узоры золотистые!

Что за дивная посуда?

Роспись льется - просто чудо.

Здесь цветы, луга, поля –

Все чем славится земля,

И березовый листок,

И пшеницы колосок.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.

Роспись хохломская

Словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама

И негде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома.

     

      Воспитатель:  Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

     В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда превратилась в «золотую».

     С тех пор стал мужик делать посуду, и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые.

     Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез… И стали другие мастера изготовлять такую посуду.

     Воспитатель: Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду?

     Дети: Не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем покрыть специальным порошком, нанести роспись, покрыть масляным лаком и закалить в печи с высокой температурой.

     Воспитатель: Расписную посуду из маленьких сел привозили на продажу в город на ярмарку. Там было всегда весело, поэтому  я вас приглашаю покататься на весёлой карусели. Садитесь поскорее, карусель отправляется!

Звучит музыка. Воспитатель берёт в руки кольцо, к которому прикреплены яркие ленты. Дети берутся за ленты.
Еле - еле, еле – еле,
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз - два, раз - два -
Вот и кончилась игра.

Воспитатель:  Посмотрите, что за чудо сундучок  появился в нашей группе. Давайте откроем его и посмотрим что там?
   

 Под мелодию открывается сундучок и появляется картина жар-птицы и письмо от нее:
   

     Здравствуйте ребята, к вам меня прислали хохломские мастера, потому что злой волшебник украл все краски. И мастера прислали вам изделия, которые нужно расписать, когда вы завершите работу изделия расколдуются от заклятья волшебника.

     Воспитатель: Ребята, мы поможем хохломским мастерам?

Педагог приглашает детей в художественную мастерскую.

   

     Воспитатель: Давайте лучше присмотримся к изделиям мастеров, полюбуемся на них, какого цвета в них больше?
    Дети: желтого, черного, красного, немного зеленого.
   
Воспитатель: Назовите основные элементы хохломской росписи.
    Дети: ягодки, травка, завитки, капельки, кустики.

     Воспитатель: Травка, ягодки, цветы, птицы – символы счастливой жизни, райского сада.  

      Воспитатель: Какое настроение создает хохломская роспись?
     Дети: Радостное, веселое.
     
Воспитатель: Такая раскрашенная посуда создает вокруг себя праздник.

   

     Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению работы, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика
1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять (
сжимают и разжимают кулачки)
Этот пальчик рыл песок, (
соединяют большой палец и мизинец)
Этот делал пирожок (
соединяют безымянный и большой палец)
Этот с горочки катался (
соединяют средний и большой)
Этот в травке валялся (
соединяют указательный и большой)
Этот умницей был, рисовал и лепил (
шевелят большим пальцем)

Дети приступают к работе, а педагог нацеливает их на выполнение росписи на заготовках, помогает советом.

      Воспитатель: Красивые изделия у вас получились? Ребята, понравилось вам быть мастерами?  

Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества своих изделий

После выполнения чего детям предлагают дополнить выставку хохломских изделий своими работами.


   
Воспитатель: Следующий раз мы отправимся с вами на ярмарку и познакомимся с изделиями других народных мастеров и ремесленников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР "Золотая хохлома"

Знакомство детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью....

Беседа с детьми на старшего дошкольного возраста на тему " Золотая осень"

Рассматривание картины И.И.Левитана, знакомство с созданием образа осени....

Познавательный, творческий, среднесрочный групповой проект дл детей старшего дошкольного возраста "ЧАРОДЕЙКА-ЩЕГОЛИХА, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!"

Дошкольный период жизни ребенка – время формирования нравственных и духовных качеств человека. И будут ли эти качества сформированы в душе ребёнка, зависит от нас, взрослых.  Мы должны напо...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Зазвенела осень золотая»

Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети старшей группы, воспитатель, учитель – логопед, музыкальный руководитель, родители.Возраст детей: 5...

Методическая разработка НОД воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Золотая осень"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста."Золотая осень". Используемые технологии:игровая;зд...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Зазвенела осень золотая»

создание условий для развития творческих способностей детей...