Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ» Образовательная область «Социально-коммуникативная»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

    Образовательная область «Социально-коммуникативная»

     

    Направление: Познавательное развитие.

    Автор: Хусаинова Малика Эдиковна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;

    Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.

    Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»

    Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.

     

    Задачи:

    Обучающие:

    ·         Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;

    ·         Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;

    ·         Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;

    ·         Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

    Развивающие:

    ·         Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

    Воспитательные:

    ·         Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

     

     

     

    Материалы и оборудование:

    Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.

     

    Ход занятия.

     

    1.       Введение в ситуацию:

     

    - Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни?  Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?

    2. Актуализация знаний

    (пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

    - Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.

    Что такое экстремальные ситуации?

    Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

    - Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?

    - Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?

     (слайд 2 Земля в разрезе)

    Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.

     В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения.  Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

     

    3.Затруднение в ситуации:

    - Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?

    Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?

    Что нужно сделать, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать? (спросить у мамы, позвонить, прочитать в энциклопедии…)

    - К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !

    (слайд 4 сейсмограф).

    Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.

    - Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

     

    Опыт с водой - волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:

     

    - Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают. 

     

     

     

     

     

     

    Опыт с салфетками.

     

    - Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

    - На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

    Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,

    Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?

     

    1.        Не поддаваться панике и отойти на открытое место.

    2.       Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.

    3.       Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.

    4.       Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

     

    Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.

    Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.

     Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете?  А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места:

    у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.

    Интерактивная игра на доске

    Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.

    Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

     

    Если останется время  А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

     

    5.       Осмысление:

    Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?

    Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.

     

    Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

    Игра – эстафета «Эвакуация»

    Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_zemletr_1.docx23.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ»

    Образовательная область «Социально-коммуникативная»

    Направление: Познавательное развитие.

    Автор: Хусаинова Малика Эдиковна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»;

    Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.

    Доминирующая образовательная область: «Коммуникативное развитие»

    Цель: Формирование представления детей о стихийном бедствии – землетрясении.

    Задачи:

    Обучающие:

    • Дать детям представление о таком явлении природы как землетрясение;
    • Познакомить с правилами безопасного поведения в чрезвычайной ситуации;
    • Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природными явлениями;
    • Ввести в словарь детей новые понятия: экстремальные ситуации, сейсмические волны, сейсмологи, сейсмограф, земная кора.

    Развивающие:

    • Развивать аналитическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

    Воспитательные:

    • Оказать детям психологическую поддержку в преодолении страха.

    Материалы и оборудование:

    Рисунок – схема «Земля в разрезе», салфетки, тазик с водой, камушек, прибор – сейсмограф, схематические рисунки о правилах безопасности во время землетрясения, интерактивная игра на смарт доске.

    Ход занятия.

    1. Введение в ситуацию:

    - Ребята, сегодня я хочу поговорить о природных явлениях. Какие природные явления вы знаете с которыми мы можем столкнуться в жизни?  Назовите? А какие из них самые опасные ситуации вы знаете?

    2. Актуализация знаний

    (пожар, наводнение, авария, взрыв, нападение преступников)

    - Правильно. Это всё опасные ситуации, как ещё их называют экстремальными.

    Что такое экстремальные ситуации?

    Экстремальные ситуации всегда угрожают здоровью и жизни людей и наносят вред природе. Послушайте небольшой рассказ.

    - Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела. Ребята, вы послушали мой рассказ. Как вы думаете, о каком явлении природы в нём говорится? (подсказка слайд 1 последствия землетрясения). Посмотрите последствия какого природного явления изображены на картинках?

    - Правильно, землетрясения. А вы знаете, что такое землетрясение?

     (слайд 2 Земля в разрезе)

    Посмотрите на этот рисунок. Наша планета состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора – это самая верхняя оболочка Земли. Ниже земной коры находится мантия.

     В ней много растворов, газов, расплавов. Земная кора представляет собой не сплошную корку, наподобие яичной скорлупы, а состоит из огромных плит. Температура в мантии очень высокая, поэтому иногда происходит взрыв и плиты земной коры начинают двигаться. Эти сильные толчки, удары внутри и вызывают сотрясение земли – землетрясение. Место, где зарождается землетрясение, называется очагом землетрясения.  Толчки в этом месте самые сильные. От очага землетрясения, как от камня, брошенного в воду, во все стороны бегут волны. Эти волны называют сейсмическими.

    3.Затруднение в ситуации:

    - Ребята отчего оно происходит? И можно ли его предвидеть? Как например погоду?

    Вы знаете как нам узнать, если мы чего-то не знаем?

    Что нужно сделать, если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать? (спросить у мамы, позвонить, прочитать в энциклопедии…)

    - К сожалению, люди пока не научились бороться с этим явлением природы, не могут его предотвратить. Но предсказать, предупредить о надвигающейся опасности люди могут. С этой целью за нашей планетой днём и ночью ведутся наблюдения. Таких учёных называют сейсмологи. А помогают учёным – сейсмологам специальный прибор который называется !

    (слайд 4 сейсмограф).

    Показ прибора – сейсмографа. Сейсмографы, принимают и записывают все колебания в земной коре.

    - Когда Земля находится в состоянии покоя, прибор рисует ровную линию. Но как только происходят толчки, колебания в земной коре, прибор тут же начинает их записывать.

    Опыт с водой - волны. 4.Включение нового знания в систему знаний и умений:

    - Чтобы вам было понятно, как происходят сейсмические волны, мы проделаем опыт с водой. Когда происходят волны, как вы думаете, что происходит с корой Земли? Представьте, что камушек это взрыв внутри Земли, от того места, куда мы бросили камушек, расходятся волны. Ближе к камушку волны маленькие, но очень сильные, дальше ослабевают.  

    Опыт с салфетками.

    - Проделаем ещё один опыт. Перед вами лежат салфетки. Представьте, что это земная кора и на неё с двух сторон воздействуют силы землетрясения. Положите руки по краям салфетки. Сдвигайте ладони вместе с салфеткой к середине. Что происходит?

    - На поверхности видны складки. Вот так и земная кора меняет свою форму. Представьте, что на этой салфетке стояли бы дома, машины, линии электропередач. Что произошло бы с ними?

    Поэтому чтоб такая экстремальная ситуация не застала нас врасплох ,

    Мы повторим о правила безопасного поведения на улице во время землетрясения?

    1.  Не поддаваться панике и отойти на открытое место.
    2. Передвигаться по открытому пространству, дальше от зданий, деревьев, оборванных проводов.
    3. Защититься от падающих обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
    4. Нельзя заходить в дома, продолжать движение в транспорте.

    Пройдёмте к доске Интерактивная игра на доске.

    Воспитатель: Если мы услышали по радио и другим средствам массовой информации оповещение об эвакуации, то нужно без паники, спокойно взять самое необходимое и уйти в безопасное место, то есть туда, где рядом нет высотных домов.

     Но ведь вы можете во время землетрясения находиться не только на улице, но и в помещении. Как поступать в таких случаях, как вы думаете?  А если землетрясение застало врасплох, то не нужно никуда бежать, а найти в своей квартире надёжные безопасные места: 

    у дверных проёмов, у несущих стен и ни в коем случае не прятаться под кровать или в шкаф.

    Интерактивная игра на доске

    Необходимо человечков расставить в безопасные места, места в квартире, где вы считаете безопасно находиться во время землетрясения.

    Самостоятельная деятельность детей. Анализ работы.

    Если останется время  А сейчас немного поиграем. Выходите на ковёр. Представьте, что вы растения: деревья, цветы, кустарники. Начинается сильный ветер. Деревья качаются и машут ветвями, Кустарники тоже гнутся под сильным ветром, цветы размахивают своими красивыми головками. Дети повторяют движения за воспитателем. Вдруг ветер успокаивается и всё вокруг затихает (садитесь на стульчики, продолжим нашу беседу)

    1. Осмысление:

    Ребята, что вы сегодня узнали нового? О том почему происходит землетрясение и как нужно вести себя во время него; как можно узнать заранее о землетрясении, как называется прибор – (Сейсмограф), как называют учёных, которые занимаются этой наукой – сейсмологи. что они делает?

    Теперь вы знаете как правильно вести себя во время землетрясения и можете рассказать о об этом и своим товарищам.

    Ребята. В нашем регионе сильных землетрясений не бывает, наши службы ЧС очень хорошо работают, и, я думаю, что мы с вами успеем эвакуироваться в надёжное место.

    Игра – эстафета «Эвакуация»

    Дети делятся на 2 команды и становятся напротив столиков, на которых лежат разные предметы: одежда, игрушки, документы, продукты. По одному подбегают к столику и кладут 1 предмет в корзинку, и так, пока каждый из команды выберет необходимый предмет. В конце игры воспитатель с незнайкой рассматривают содержимое корзинок и обсуждают с детьми правильность выполнения задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"

    Конспект занятия по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие".ПЕрвичное ознакомление с предметом...

    Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе тема: «Потребности человека»

    Тема: «Потребности человека»Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расшири...

    Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Добра желаешь — добро и делай. Правила дружбы» для детей 5-7 лет.

    Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.Задачи:1.Формировать представление у детей о доброте.2.Воспитывать добрые чувства...