Опыт работы "Формирование патриотических чувств через реализацию проектов"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Воспитание патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Огромные изменения произошли за последние годы в нашей стране и странах, близких России по историческому прошлому. Средства массовой информации неоднозначно трактуют факты и события нашей истории, искажаются нравственные ценности, представления о патриотизме. Материальные ценности сегодня ставят выше духовных. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение гражданских чувств -  это шаг к возрождению России.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_opyt_raboty.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

2 Опыт работы «Формирование патриотических чувств через реализацию проектов».

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

Воспитание патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Огромные изменения произошли за последние годы в нашей стране и странах, близких России по историческому прошлому. Средства массовой информации неоднозначно трактуют факты и события нашей истории, искажаются нравственные ценности, представления о патриотизме. Материальные ценности сегодня ставят выше духовных. 

Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение гражданских чувств -  это шаг к возрождению России.

Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Начальным этапом моей работы стало выявление у дошкольников старшей группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи степени сформированности представлений  по разделу «Нравственно-патриотическое воспитание»

Педагогическая диагностика проводилась по пяти направлениям:

  • Представления о себе и семье:
  • Представления о детском саде и ближайшем окружении;
  • представления о родном городе;
  • представления о Москве, родной стране;
  • представления о событиях Великой Отечественной войны

Диагностические исследования показали низкую степень сформированности у дошкольников знаний. (Рис. 1)

Рис. 1. Степень сформированности знаний по разделу «Нравственно - патриотическое воспитание»

К группе детей, справившихся с заданиями, было отнесено 22, 5% дошкольников (это дети, которые самостоятельно выполнили все задания воспитателя или выполнили их с небольшой помощью; имеющие знания о своей семье, своем городе, событиях Великой Отечественной войны).

К группе детей, не справившихся с заданиями, отнесено 75,5% дошкольников (имеют скудные представления о своих правах и обязанностях, о своей семье, малой родине, практически ничего не знают о героическом прошлом своей Родины и людях, прославивших нашу страну).

Низкая степень сформированности у дошкольников с общим недоразвитием речи знаний и представлений объясняется влиянием диагноза на развитие всех психических процессов ребенка, задержку в формировании познавательных процессов, затруднение в общении друг с другом.

На следующем этапе мы определили цель и задачи для дальнейшей работы с детьми.

Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.

4. Развитие чувства гордости за достижения страны;

5. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

6. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Для достижения поставленной цели и реализации задач определили этапы работы:

- Изучить особенности формирования патриотических чувств у детей с нарушениями речи посредством проектной деятельности в психолого – педагогической литературе;

-  Определить степень сформированности патриотических чувств  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, опираясь на данные педагогической диагностики;

- Систематизировать теоретический материала и разработать карты проектов на старшую и подготовительную группы компенсирующей направленности;

- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников;

- Создать в группе уголок патриотического воспитания;

- Внедрить в практику работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи метод проектов патриотической направленности;

- Определить степень сформированности патриотических чувств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам реализации проектной деятельности. Анализ полученных результатов, установление степени эффективности метода и корректировка планов;

- Разработать рекомендации для воспитателей по внедрению в практику проектов патриотической направленности. Определение перспектив работы.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее(планы, перспективы).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

Цель работы, задачи и принципы позволили отобрать методы и приемы

 работы с детьми:

беседы; 
наблюдения; 
целевые прогулки по городу; 
КВН, викторина,  
акции;
чтение художественной литературы;
труд;
коллекционирование;
развлечения, досуги, праздники;
игры (дидактические, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры, подвижные);

Одним из средств решения задач формирования патриотических чувств стала для меня реализация проектов.

Проект – это средство, с помощью которого педагог решает образовательные задачи дошкольников по патриотической тематике.
   В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-практической деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

В группе компенсирующей направленности  проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.

Работе над проектом предшествует составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

Этапы реализации проекта


Этапы проекта


 Деятельность педагогов


Деятельность детей


I


1. Формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта;

2. Погружает в игровую (сюжетную) ситуацию;

3. Формулирует не жестко задачу


1.Вхождение в проблему;

2. Вживание в игровую ситуацию;

3. Принятие задачи;

4. Дополнение задач проекта;

5. Предложения по итоговому продукту


II


1.Помогает в решении задач;

2.Помогает спланировать деятельность (с чего начать)

3. Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей


1. Дети организуются в рабочие группы;

2. Распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности


III


1. Практическая помощь детям, создание условий и мотивации;

2.Направление и контроль за осуществлением проекта


1. Накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков


IV


1. Подготовка к презентации

2.Презентация (защита проекта)


1. Подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта;

2. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включил вопросы патриотического воспитания в содержание трех Образовательных Областей. 
Социально-коммуникативное развитие
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; 
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; 
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; 
Познавательное развитие
Формирование первичных представлений: 
- о себе, других людях, объектах окружающего мира, 
- о малой родине и Отечестве, 
- о социокультурных ценностях нашего народа, 
- об отечественных традициях и праздниках, 
- о планете Земля как общем доме людей, 
- об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 
Художественно-эстетическое развитие
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания: 
- произведений искусства; 
- мира природы; 
- становление эстетического отношения к окружающему миру; 
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 

   Работу по формированию патриотических чувств я начала с реорганизации развивающей предметно-пространственной среды. Стремилась, чтобы она являлась дополнением к беседам и занятиям по патриотическому воспитанию. Например, в книжном уголке в соответствии с лексическими темами размещала книги и альбомы о семье, Брянске, России, богатырях, о Российской Армии, Великой Отечественной войне. В игровом уголке привела в систему и разработала авторские и модифицированные игры по патриотическому воспитанию «Собери флаг», «Найди герб Брянска», «Собери герб России», лото «Город Брянск» и др.. Содержанию сюжетно-ролевых игр придала патриотический  характер; «Моряки», «Солдаты», «Семья» и т.п. Использовала модели, план продвижения по проекту, который находился все время, до презентации в поле зрения детей, чтобы они могли проследить путь движения.

Передо мной стояла задача органично вплести в образовательно-воспитательный процесс проектную деятельность. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни.

Первый пробный проект «Моё имя» носил индивидуальный характер, направленный непосредственно на личность самого ребёнка, призванный помочь ребёнку осознать собственную индивидуальность, повысить самооценку, понять собственную значимость в сердцах своих родителей. Индивидуальные беседы с детьми показали, что они ничего не знают о своём имени. Родители вместе с детьми активно включились в работу над мини-проектами. Специально для проекта мной были разработаны: занятие об именах, игра, сценарий чествования именинника, подобраны пальчиковые и подвижные игры по теме. Дети с удовольствием и гордостью рассказывали об именах и результатах исследования, защищая проекты накануне Дня рождения. Цель проекта была полностью достигнута, дети узнали много интересного о своих именах, кто и почему их так назвал, что означает его имя, кто из великих людей носил это имя. В итоге были собраны альбомы «Моё имя». Для формирования гендерной принадлежности я разработала авторскую дидактическую игру «Я – мальчик, Я – девочка». Реализация проекта по патриотическому воспитанию заложила основы формирования у детей образа Я.

Следующий проект соответствовал лексической теме «Семья». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Дети вместе с родителями придумывали девиз своей семьи, рисовали герб семьи, маршрутный лист продвижения от дома до детского сада, составляли генеалогическое древо семьи, отбирали фотографии в рубрики «Как мы отдыхаем», «Наши традиции», «Я горжусь». В итоге у каждого ребенка получилась мини книжка под названием «Моя семья». Праздник «День семьи» совпал у нас с презентацией продуктов проекта.

Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду. Мы вместе с детьми решили реализовать проект «Мой любимый детский сад», продуктом которого будет являться альбом. Во время занятий – экскурсий дети с удовольствием посещали кабинеты и помещения детского сада, научились свободно ориентироваться в здании. На основе полученных впечатлений дети составляли рассказы, отражали свои впечатления в других видах деятельности: изобразительной, игровой. В течение всего года я фиксировала интересные события из жизни детей группы. В проектный альбом вошли и страницы о работниках детского сада и о нашей жизни, который мы с ребятами презентовали на родительском собрании. В патриотическом уголке для детей появилась новая авторская дидактическая игра «Часы», которая помогает ребятам закреплять название профессий сотрудников детского сада и помещения.

Знакомство детей с родным городом, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. В подготовительной группе в рамках лексической темы мы с ребятами решили организовать проект «Любимый Брянск». Наш патриотический уголок пополнился материалами, фотографиями, книгами о Брянске. Для детей я изготовила дидактические игры: лото «Город Брянск», «Куда идет герой» и др., которые закрепляют знания детей о достопримечательностях нашего города. Вместе с детьми и их родителями мы оформили альбомы: «Брянск», «Животные Брянского края», «Птицы Брянской области», «Мы гордимся ими», собрали фонотеку песен, картотеку загадок, пословиц, стихотворений о городе. А продуктом нашего проекта стал макет микрорайона, который мы презентовали ребятам других групп нашего детского сада.

Познакомить дошкольников с нашей страной невозможно в рамках одного проекта, даже долгосрочного. Поэтому проект «Широка страна моя родная!» складывался из нескольких мини проектов, постепенно реализованных в течение подготовительной группы в рамках различных лексических тем: «Животные России», «Неофициальные символы России», «Белая березка», «Костюмы народов России» и др. Мы с ребятами читали о России, беседовали, рассматривали фотографии известных достопримечательностей, просмотрели презентацию о столице нашей Родины – Москве, познакомились с символами России, узнали интересные факты из жизни знаменитых людей (писателей, космонавтов, ученых). На музыкальных занятиях ребята пели песни о России, танцевали русские народные танцы, посещали «Музей русского быта». Мы устроили выставку рисунков «Родина любимая моя». Объединив в конце года мини проекты в один, показали для родителей мероприятие «Россия – мой дом».

Воспитать настоящего гражданина и патриота невозможно без приобщения детей к историческому прошлому народа. А русским людям есть чем гордиться. Победа России в Великой Отечественной войне – событие, которое невозможно обойти стороной. Проект «Звезда» позволил познакомить дошкольников с событиями военных лет и ролью Брянского народа в приближении победы. Мы собрали материал о героях родного города, памятниках военного прошлого. Оформили альбомы, ребята с родителями изготовили макет Партизанской поляны.

Интересно прошел межгрупповой проект «Животные на войне». Ребята одной группы собирали информацию о собаках на войне, а наша группа – о других животных. В ходе проекта мы собрали огромный материал о животных, помогавших людям на войне, оформили альбомы. А макет памятника «Четвероногим героям посвящается…» стал гордостью нашего патриотического уголка.

И конечно же главными помощниками при реализации проектов были родители.  Они с увлечением и энтузиазмом откликались на все мои просьбы. Такая связь с семьей меня очень радовала, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того, укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.

Таким образом, я  еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"

В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...

Опыт формирования безопасного поведения на дороге через реализацию проекта «Безопасный маршрут дошкольника».

Ни для кого не секрет, что знать и соблюдать правила дорожного движения очень важно и нужно. И чем раньше ребёнок усвоит дорожные хитрости, тем безопаснее  будет его жизнь. Муниципальное дошкольн...

Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта

Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через  региональную культуру с использованием метода проекта....

Опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России у старших дошкольников.

Я предлагаю познакомиться с опытом работы по ознакомлению старших дошкольников с государственой символикой России, родного города - Нижний Новгород и городов Нижегородской области....

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, через реализацию проекта "Наша Россия"

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, формирование духовности, любви к традициям и культуре....

Опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Россия - Родина моя""

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "россия - Родина моя"...